Способы управления коттеджным поселком
Подборка наиболее важных документов по запросу Способы управления коттеджным поселком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Подборка форм: Договоры оказания услуг. Коммунальные, клининговые и услуги в сфере строительства и ремонта
(КонсультантПлюс, 2024)1.12. Договор управления коттеджным поселком
(КонсультантПлюс, 2024)1.12. Договор управления коттеджным поселком
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2023 N 310-ЭС22-25715 по делу N А36-2662/2021
Категория спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования: О признании незаконным решения.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что оспариваемый отказ мотивирован тем, что размещение объекта не соответствует условиям действующего законодательства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды не дали оценку приведенным доводам ответчика, не исследовали возможность альтернативного способа электроснабжения объекта, то есть минуя участок, находящийся в лесопарковой зоне, и не выяснили, не приведет ли прокладка спорного линейного объекта к негативным последствиям для данного лесного участка, к изменению его вида разрешенного использования.Как пояснили в судебном заседании Судебной коллегии представители Управления и Общества, размещение кабельной линии на части лесного участка в лесопарковой зоне необходимо для строящегося жилого дома третьего лица на территории бывшей базы отдыха, в границах территории которой образован коттеджный поселок с частными домовладениями; данная территория расположена за границами лесопарковой зоны. При этом в настоящее время электроснабжение находящихся в границах коттеджного поселка объектов осуществляется через действующие энергопринимающие устройства бывшей базы отдыха.
Категория спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования: О признании незаконным решения.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что оспариваемый отказ мотивирован тем, что размещение объекта не соответствует условиям действующего законодательства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды не дали оценку приведенным доводам ответчика, не исследовали возможность альтернативного способа электроснабжения объекта, то есть минуя участок, находящийся в лесопарковой зоне, и не выяснили, не приведет ли прокладка спорного линейного объекта к негативным последствиям для данного лесного участка, к изменению его вида разрешенного использования.Как пояснили в судебном заседании Судебной коллегии представители Управления и Общества, размещение кабельной линии на части лесного участка в лесопарковой зоне необходимо для строящегося жилого дома третьего лица на территории бывшей базы отдыха, в границах территории которой образован коттеджный поселок с частными домовладениями; данная территория расположена за границами лесопарковой зоны. При этом в настоящее время электроснабжение находящихся в границах коттеджного поселка объектов осуществляется через действующие энергопринимающие устройства бывшей базы отдыха.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2019 N 4-КГ19-28
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде платы за пользование общим имуществом товарищества.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик имеет в собственности два земельных участка, расположенных на территории товарищества, при этом членом товарищества не является.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не установлено ни одного объективного обстоятельства, позволяющего отнести ответчика как собственника земельных участков к товариществу собственников жилья либо к лицам, пользующимся общим имуществом данного товарищества.При рассмотрении дела ответчик указывала, что коттеджный поселок "Онтарио" является условным названием, данная совокупность земельных участков и объектов недвижимости не являлась и не является ни населенным пунктом, ни садовым, дачным либо огородническим товариществом, объединенным одной территорией. ТСН (ранее - ТСЖ) "Онтарио" создано в 2010 году, за пять лет до проведения собрания о выборе способа управления, и на момент проведения собрания членами ТСН являлись пять человек, связанные семейными и личными отношениями, они же провели собрание собственников недвижимости. Данные доводы, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом проверены не были.
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде платы за пользование общим имуществом товарищества.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик имеет в собственности два земельных участка, расположенных на территории товарищества, при этом членом товарищества не является.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не установлено ни одного объективного обстоятельства, позволяющего отнести ответчика как собственника земельных участков к товариществу собственников жилья либо к лицам, пользующимся общим имуществом данного товарищества.При рассмотрении дела ответчик указывала, что коттеджный поселок "Онтарио" является условным названием, данная совокупность земельных участков и объектов недвижимости не являлась и не является ни населенным пунктом, ни садовым, дачным либо огородническим товариществом, объединенным одной территорией. ТСН (ранее - ТСЖ) "Онтарио" создано в 2010 году, за пять лет до проведения собрания о выборе способа управления, и на момент проведения собрания членами ТСН являлись пять человек, связанные семейными и личными отношениями, они же провели собрание собственников недвижимости. Данные доводы, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом проверены не были.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Малоэтажные жилые комплексы: применение жилищного законодательства по аналогии и поиск модели правового регулирования
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Ближе всего к определению "коттеджные поселки" понятие "малоэтажный жилой комплекс", которое можно скорректировать для целей регламентирования отношений, возникающих в коттеджных поселках. Например, определив малоэтажный жилой комплекс как совокупность индивидуальных жилых домов и (или) земельных участков и иных объектов, объединенных в единый объект управления на основании решения общего собрания собственников индивидуальных жилых домов и (или) земельных участков и соглашения таких собственников с органом местного самоуправления относительно порядка реализации выбранного способа управления.
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Ближе всего к определению "коттеджные поселки" понятие "малоэтажный жилой комплекс", которое можно скорректировать для целей регламентирования отношений, возникающих в коттеджных поселках. Например, определив малоэтажный жилой комплекс как совокупность индивидуальных жилых домов и (или) земельных участков и иных объектов, объединенных в единый объект управления на основании решения общего собрания собственников индивидуальных жилых домов и (или) земельных участков и соглашения таких собственников с органом местного самоуправления относительно порядка реализации выбранного способа управления.
Статья: Общее имущество собственников помещений многоквартирного дома и жилых домов (жилых домов блокированной застройки) коттеджных поселков: единство и дифференциация
(Лаптев В.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Общее собрание собственников многоквартирного дома либо коттеджного поселка вправе определить способ управления принадлежащим им общим имуществом (ст. 44 ЖК РФ) - собственниками, ТСН (товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами), управляющими организациями, застройщиками - управляющими организациями <12>.
(Лаптев В.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Общее собрание собственников многоквартирного дома либо коттеджного поселка вправе определить способ управления принадлежащим им общим имуществом (ст. 44 ЖК РФ) - собственниками, ТСН (товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами), управляющими организациями, застройщиками - управляющими организациями <12>.
Нормативные акты
Решение Башкортостанского УФАС России от 27.09.2012 N А11-3/10-12 по делу N А-113/10-12
Нарушение: ч. 1 ст. 10, п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.Кроме того, исходя из протокола N 1 внеочередного общего собрания собственников коттеджей в коттеджном поселке "Дорогино" от 30.11.2009; протокола N 1 внеочередного общего собрания собственников коттеджей в коттеджном поселке "Жуково" от 01.03.2010; протокола N 1 внеочередного общего собрания собственников коттеджей в коттеджном поселке "Шамонино" от 16.10.2009 собственниками указанных коттеджных поселков выбран способ управления коттеджными поселками - управление управляющей организацией. Данные протоколы собраний собственниками не оспорены.
Нарушение: ч. 1 ст. 10, п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.Кроме того, исходя из протокола N 1 внеочередного общего собрания собственников коттеджей в коттеджном поселке "Дорогино" от 30.11.2009; протокола N 1 внеочередного общего собрания собственников коттеджей в коттеджном поселке "Жуково" от 01.03.2010; протокола N 1 внеочередного общего собрания собственников коттеджей в коттеджном поселке "Шамонино" от 16.10.2009 собственниками указанных коттеджных поселков выбран способ управления коттеджными поселками - управление управляющей организацией. Данные протоколы собраний собственниками не оспорены.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 30.01.2014 по делу N К05-100/13
Нарушение: ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.3.2. По адресу <...> ООО "ИА" осуществило строительство малоэтажного коттеджного поселка, состоящего из пяти двухэтажных поквартирных коттеджей. На обращение администрации Курортного района о необходимости проведения конкурсных процедур по отбору управляющих организаций на управления данными домами, представители "ИнвестМенеджмент" сообщили, что они осуществили строительство коттеджного поселка состоящего из одноквартирных домов, а не многоквартирных домов. В письме в Администрацию Курортного района от 05.11.2013, зам. генерального директора Г. сообщает, что в связи с отсутствием заключенных договоров купли-продажи с гражданами, не оформленным правом собственности, управление объектами недвижимости будет осуществляться силами застройщика В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2008 N 4, (в ред. Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, от 16.01.2012 N 16) администрации районов Санкт-Петербурга проводят в установленном порядке открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в Санкт-Петербурге, собственниками помещений в которых не определен способ управления указанными домами или если принятое решение о выборе способа управления указанными домами не было реализовано, а также осуществляют иные мероприятия, связанные с выбором способа управления многоквартирными домами, за исключением домов, все помещения в которых находятся в государственной собственности Санкт- Петербурга.
Нарушение: ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.3.2. По адресу <...> ООО "ИА" осуществило строительство малоэтажного коттеджного поселка, состоящего из пяти двухэтажных поквартирных коттеджей. На обращение администрации Курортного района о необходимости проведения конкурсных процедур по отбору управляющих организаций на управления данными домами, представители "ИнвестМенеджмент" сообщили, что они осуществили строительство коттеджного поселка состоящего из одноквартирных домов, а не многоквартирных домов. В письме в Администрацию Курортного района от 05.11.2013, зам. генерального директора Г. сообщает, что в связи с отсутствием заключенных договоров купли-продажи с гражданами, не оформленным правом собственности, управление объектами недвижимости будет осуществляться силами застройщика В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2008 N 4, (в ред. Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, от 16.01.2012 N 16) администрации районов Санкт-Петербурга проводят в установленном порядке открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в Санкт-Петербурге, собственниками помещений в которых не определен способ управления указанными домами или если принятое решение о выборе способа управления указанными домами не было реализовано, а также осуществляют иные мероприятия, связанные с выбором способа управления многоквартирными домами, за исключением домов, все помещения в которых находятся в государственной собственности Санкт- Петербурга.