Справедливость налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Справедливость налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, ИФНС, отказывая в праве на налоговый вычет обязывает его дважды уплатить НДС, сначала в составе цены приобретенного товара при перечислении денежных средств новому кредитору, а затем при реализации своим покупателям приобретенного у поставщика товара, что противоречит принципу справедливого налогообложения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, ИФНС, отказывая в праве на налоговый вычет обязывает его дважды уплатить НДС, сначала в составе цены приобретенного товара при перечислении денежных средств новому кредитору, а затем при реализации своим покупателям приобретенного у поставщика товара, что противоречит принципу справедливого налогообложения.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости" Федерального закона "О государственной кадастровой оценке"Судебная коллегия, учитывая, что причиной обращения с иском в суд для административного истца явилась необходимость восстановления нарушенных прав на справедливое налогообложение и, принимая во внимание функцию разрешения административно-правовых споров, которая является основополагающей и вытекает из целевого предназначения самой судебной власти, в целях реализации приведенной задачи судопроизводства, в рамках рассмотрения дела судом принято правильное решение об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, определенной заключением эксперта."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года"Как указал Конституционный Суд, взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Если же кадастровая стоимость конкретного объекта недвижимости не определена, то это не исключает применения взамен ее для целей налогообложения (по решению налогового органа, а при наличии спора - суда) рыночной стоимости соответствующего объекта, определенной согласно требованиям нормативного регулирования оценочной деятельности. Отсутствие возможности исходить в указанных случаях из кадастровой (рыночной) стоимости и соответствующих ставок налога на имущество означало бы в нарушение ст. 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 6 (ч. 2), 7, 19 (ч. 1) и 55 (ч. 3) недопустимое отступление от принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения. Поэтому не должны являться препятствием к использованию для целей налогообложения кадастровой или рыночной стоимости объекта недвижимости неудобства, связанные с налоговым администрированием, поскольку цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 г. N 3-П, от 17 января 2018 г. N 3-П и др.).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Если же кадастровая стоимость конкретного объекта недвижимости не определена, то это не исключает применения взамен ее для целей налогообложения (по решению налогового органа, а при наличии спора - суда) рыночной стоимости соответствующего объекта, определенной согласно требованиям нормативного регулирования оценочной деятельности. Отсутствие возможности исходить в указанных случаях из кадастровой (рыночной) стоимости и соответствующих ставок налога на имущество означало бы в нарушение ст. 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 6 (ч. 2), 7, 19 (ч. 1) и 55 (ч. 3) недопустимое отступление от принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения. Поэтому не должны являться препятствием к использованию для целей налогообложения кадастровой или рыночной стоимости объекта недвижимости неудобства, связанные с налоговым администрированием, поскольку цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 г. N 3-П, от 17 января 2018 г. N 3-П и др.).
Статья: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства: опыт и совершенствование
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Итак, описанные проблемы обличают недостатки нормативно-правового регулирования УСН, существующие на данный момент. И как замечает В.В. Громов, "Действующая конструкция налоговых льгот далека от оптимальной и искажает принципы справедливости налогообложения" [6].
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Итак, описанные проблемы обличают недостатки нормативно-правового регулирования УСН, существующие на данный момент. И как замечает В.В. Громов, "Действующая конструкция налоговых льгот далека от оптимальной и искажает принципы справедливости налогообложения" [6].
Статья: Что изменят в НК РФ после Послания Президента РФ
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)29 февраля 2024 года Президент РФ Владимир Путин выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию. Большая часть выступления касалась вопросов экономики и перехода на систему справедливого налогообложения.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)29 февраля 2024 года Президент РФ Владимир Путин выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию. Большая часть выступления касалась вопросов экономики и перехода на систему справедливого налогообложения.
Статья: Налоговая реформа - 2024
("Финансы", 2024, N 7)Масштабные изменения коснулись налога на доходы физических лиц (НДФЛ), в частности введена пятиступенчатая прогрессивная шкала вместо двухступенчатой, действующей в настоящее время (13 и 15%). Напомним, что в современной России был принят Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", предусматривающий прогрессивную шкалу налога, который действовал до вступления в силу гл. 23 НК РФ, где была установлена плоская шкала 13%, введение которой было во многом обусловлено необходимостью вывода из тени доходов граждан. Однако в последние годы все чаще стали говорить о необходимости возврата к прогрессивной шкале, был сделан первый шаг - введение ставки 15% на доходы, превышающие 5 млн руб. <5>, причем получаемые от повышенной ставки средства имеют целевую направленность. Они аккумулируются в специально созданном фонде "Круг добра" для поддержки детей с орфанными заболеваниями. При разработке новой шкалы был изучен зарубежный опыт прогрессивного налогообложения доходов граждан (во многих странах ставки налога доходят до 45 - 50%) и с учетом обеспечения справедливости налогообложения сформирован подход, при котором, как отметил Министр финансов РФ А.Г. Силуанов, "приняли сбалансированные решения. Верхняя ставка не создает каких-то дискомфортов для людей с высокими доходами. С другой стороны, прогрессия с 13 до 22% позволяет нам говорить о том, что справедливость в этой прогрессии присутствует" <6>. Итак, вводится прогрессивная шкала ставок НДФЛ, которая зависит от уровня годового дохода физического лица:
("Финансы", 2024, N 7)Масштабные изменения коснулись налога на доходы физических лиц (НДФЛ), в частности введена пятиступенчатая прогрессивная шкала вместо двухступенчатой, действующей в настоящее время (13 и 15%). Напомним, что в современной России был принят Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", предусматривающий прогрессивную шкалу налога, который действовал до вступления в силу гл. 23 НК РФ, где была установлена плоская шкала 13%, введение которой было во многом обусловлено необходимостью вывода из тени доходов граждан. Однако в последние годы все чаще стали говорить о необходимости возврата к прогрессивной шкале, был сделан первый шаг - введение ставки 15% на доходы, превышающие 5 млн руб. <5>, причем получаемые от повышенной ставки средства имеют целевую направленность. Они аккумулируются в специально созданном фонде "Круг добра" для поддержки детей с орфанными заболеваниями. При разработке новой шкалы был изучен зарубежный опыт прогрессивного налогообложения доходов граждан (во многих странах ставки налога доходят до 45 - 50%) и с учетом обеспечения справедливости налогообложения сформирован подход, при котором, как отметил Министр финансов РФ А.Г. Силуанов, "приняли сбалансированные решения. Верхняя ставка не создает каких-то дискомфортов для людей с высокими доходами. С другой стороны, прогрессия с 13 до 22% позволяет нам говорить о том, что справедливость в этой прогрессии присутствует" <6>. Итак, вводится прогрессивная шкала ставок НДФЛ, которая зависит от уровня годового дохода физического лица:
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)КС РФ указал, что п. 1 ст. 221 и пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ в силу их неопределенности не позволяют определить условия и порядок реализации права на учет фактически произведенных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской. Потому они создают возможность произвольного правоприменения, возлагают различную налоговую нагрузку и налоговую ответственность на налогоплательщиков одной категории при сходных экономических и правовых условиях, нарушая - вопреки ст. 8 (ч. 1), 18, 19 (ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 55 (ч. 3) и 57 Конституции Российской Федерации - конституционные принципы равенства и свободы экономической деятельности, конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также конституционные основы справедливого налогообложения.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)КС РФ указал, что п. 1 ст. 221 и пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ в силу их неопределенности не позволяют определить условия и порядок реализации права на учет фактически произведенных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской. Потому они создают возможность произвольного правоприменения, возлагают различную налоговую нагрузку и налоговую ответственность на налогоплательщиков одной категории при сходных экономических и правовых условиях, нарушая - вопреки ст. 8 (ч. 1), 18, 19 (ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 55 (ч. 3) и 57 Конституции Российской Федерации - конституционные принципы равенства и свободы экономической деятельности, конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также конституционные основы справедливого налогообложения.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Так, немецкий исследователь А. Бланкенагель предлагает следующий перечень: равенство налогоплательщиков; равенство налогового бремени; всеобщность налогообложения; принцип законного установления налогов; принцип определенности законодательных актов, регулирующих налоги; принцип ограниченной возможности законодателя делегировать право регулирования налогов исполнительной власти; принцип соразмерности налогов, справедливость налогообложения <3>.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Так, немецкий исследователь А. Бланкенагель предлагает следующий перечень: равенство налогоплательщиков; равенство налогового бремени; всеобщность налогообложения; принцип законного установления налогов; принцип определенности законодательных актов, регулирующих налоги; принцип ограниченной возможности законодателя делегировать право регулирования налогов исполнительной власти; принцип соразмерности налогов, справедливость налогообложения <3>.
Готовое решение: НДС у комиссионера
(КонсультантПлюс, 2025)Это подтверждает Письмо Минфина России от 14.03.2014 N 03-07-15/11221 (направлено Письмом ФНС России от 18.04.2014 N ГД-4-3/7473@). В нем говорится об агентском договоре, но оно справедливо и для договора комиссии, потому что порядок налогообложения одинаковый.
(КонсультантПлюс, 2025)Это подтверждает Письмо Минфина России от 14.03.2014 N 03-07-15/11221 (направлено Письмом ФНС России от 18.04.2014 N ГД-4-3/7473@). В нем говорится об агентском договоре, но оно справедливо и для договора комиссии, потому что порядок налогообложения одинаковый.
Статья: Транспортный налог при конфискации имущества: правовые коллизии и пути их разрешения
(Мингалимова М.Ф.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)В контексте уголовно-правового регулирования конфискация транспортного средства, использованного при совершении преступления по ст. 264.1 - 264.3 УК РФ, приобретает дополнительные процессуальные особенности. Так, ст. 115 УПК РФ предусматривает возможность наложения ареста на имущество обвиняемого для обеспечения возможной конфискации. Однако важно подчеркнуть, что сам по себе арест, даже сопряженный с изъятием транспортного средства, не прекращает право собственности и, следовательно, не освобождает от уплаты налога. Это создает временной правовой вакуум: пока суд не вынесет решение о конфискации, собственник продолжает оставаться налогоплательщиком, несмотря на фактическое отсутствие возможности пользоваться имуществом. Данная коллизия требует законодательного разрешения, поскольку ставит под сомнение реализацию принципа справедливости налогообложения.
(Мингалимова М.Ф.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)В контексте уголовно-правового регулирования конфискация транспортного средства, использованного при совершении преступления по ст. 264.1 - 264.3 УК РФ, приобретает дополнительные процессуальные особенности. Так, ст. 115 УПК РФ предусматривает возможность наложения ареста на имущество обвиняемого для обеспечения возможной конфискации. Однако важно подчеркнуть, что сам по себе арест, даже сопряженный с изъятием транспортного средства, не прекращает право собственности и, следовательно, не освобождает от уплаты налога. Это создает временной правовой вакуум: пока суд не вынесет решение о конфискации, собственник продолжает оставаться налогоплательщиком, несмотря на фактическое отсутствие возможности пользоваться имуществом. Данная коллизия требует законодательного разрешения, поскольку ставит под сомнение реализацию принципа справедливости налогообложения.
Статья: Освобождение от подоходного налогообложения семейных граждан: финансово-правовой аспект
(Кабанов С.Г.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Подводя итоги вышесказанному, автор делает вывод, что государство заботится о семейных гражданах, предоставляя им освобождение от подоходного налогообложения по доходам, полученным как самим налогоплательщиком, так и членами его семьи, исключая из налоговой базы различные компенсации, материальную помощь, различные виды выплат, тем самым освобождая от дополнительных расходов на уплату налогов. Однако в НК РФ имеются явные недостатки в правовом регулировании круга членов семьи, на которых распространяются такие выплаты и не облагаются подоходным налогом у работника. В одних случаях институты, понятия и термины семейного законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства <42>, в других - налоговое законодательство сужает круг близких родственников и членов семьи, что может расцениваться как нарушение принципа справедливости и равного налогообложения. Кроме того, распространяя льготы на налогоплательщика, имеющего детей, в одних нормах учитывается возраст ребенка до 18 лет, в других - 23 либо 24 года и условие об обучении, что также приводит к путанице в применении льготы и отсутствию равенства. Как отмечает КС РФ, "в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Налогоплательщики - особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц - при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения" <43>.
(Кабанов С.Г.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Подводя итоги вышесказанному, автор делает вывод, что государство заботится о семейных гражданах, предоставляя им освобождение от подоходного налогообложения по доходам, полученным как самим налогоплательщиком, так и членами его семьи, исключая из налоговой базы различные компенсации, материальную помощь, различные виды выплат, тем самым освобождая от дополнительных расходов на уплату налогов. Однако в НК РФ имеются явные недостатки в правовом регулировании круга членов семьи, на которых распространяются такие выплаты и не облагаются подоходным налогом у работника. В одних случаях институты, понятия и термины семейного законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства <42>, в других - налоговое законодательство сужает круг близких родственников и членов семьи, что может расцениваться как нарушение принципа справедливости и равного налогообложения. Кроме того, распространяя льготы на налогоплательщика, имеющего детей, в одних нормах учитывается возраст ребенка до 18 лет, в других - 23 либо 24 года и условие об обучении, что также приводит к путанице в применении льготы и отсутствию равенства. Как отмечает КС РФ, "в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Налогоплательщики - особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц - при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения" <43>.
Вопрос: Что представляет собой принцип справедливости в налоговом праве?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Что представляет собой принцип справедливости в налоговом праве?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Что представляет собой принцип справедливости в налоговом праве?