Средняя норма представительства избирателей
Подборка наиболее важных документов по запросу Средняя норма представительства избирателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Компетенционная легальность нормативного регулирования выборов в Российской Федерации: современное состояние и проблемы обеспечения
(Игнатенко В.В., Петров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Так, примером закона разового действия является Федеральный закон от 7 февраля 2003 г. N 21-ФЗ "О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации". Его ст. 1 устанавливала, что при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом в силу ст. 2 названного Федерального закона он распространялся только на правоотношения, связанные с выборами депутатов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, назначенными до его вступления в силу. Обоснованность подобного метода регулирования гарантий избирательных прав вызывает серьезные сомнения - в пояснительной записке <18> к соответствующему законопроекту не было предпринято даже попытки объяснить, почему вводимые им гарантии не должны применяться на постоянной основе.
(Игнатенко В.В., Петров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Так, примером закона разового действия является Федеральный закон от 7 февраля 2003 г. N 21-ФЗ "О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации". Его ст. 1 устанавливала, что при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом в силу ст. 2 названного Федерального закона он распространялся только на правоотношения, связанные с выборами депутатов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, назначенными до его вступления в силу. Обоснованность подобного метода регулирования гарантий избирательных прав вызывает серьезные сомнения - в пояснительной записке <18> к соответствующему законопроекту не было предпринято даже попытки объяснить, почему вводимые им гарантии не должны применяться на постоянной основе.
Статья: Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В 2012 г. законодатель установил, что одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет. Такой срок не случаен. Речь идет о неизменности избирательного округа в течение двух легислатур и, соответственно, двух избирательных кампаний. Колебания численности избирателей, превышающие допустимые законом отклонения от средней нормы представительства, по сложившейся судебной практике не являлись основанием для изменения схемы избирательных округов. В тренде принципа свободных выборов это весьма прогрессивное положение, которое должно было способствовать укреплению стабильности избирательной системы и повышению доверия к выборам со стороны населения. Оно, однако, не нашло всеобщей поддержки со стороны властных структур, так как создавало препятствия для перекройки избирательных округов перед каждой новой избирательной кампанией с учетом меняющейся расстановки электоральных сил. Сами эти препятствия на практике легко преодолеваются путем изменения перед каждой избирательной кампанией либо численного состава представительного органа, либо соотношения частей депутатского корпуса, избираемых по разным избирательным системам, либо того и другого. Реальной же целью таких действий, как правило, является создание легального обоснования необходимости изменения схемы избирательных округов.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В 2012 г. законодатель установил, что одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет. Такой срок не случаен. Речь идет о неизменности избирательного округа в течение двух легислатур и, соответственно, двух избирательных кампаний. Колебания численности избирателей, превышающие допустимые законом отклонения от средней нормы представительства, по сложившейся судебной практике не являлись основанием для изменения схемы избирательных округов. В тренде принципа свободных выборов это весьма прогрессивное положение, которое должно было способствовать укреплению стабильности избирательной системы и повышению доверия к выборам со стороны населения. Оно, однако, не нашло всеобщей поддержки со стороны властных структур, так как создавало препятствия для перекройки избирательных округов перед каждой новой избирательной кампанией с учетом меняющейся расстановки электоральных сил. Сами эти препятствия на практике легко преодолеваются путем изменения перед каждой избирательной кампанией либо численного состава представительного органа, либо соотношения частей депутатского корпуса, избираемых по разным избирательным системам, либо того и другого. Реальной же целью таких действий, как правило, является создание легального обоснования необходимости изменения схемы избирательных округов.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 N 5-ФКЗ
"Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа"2) 20 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории Забайкальского края, за исключением территории административно-территориальной единицы с особым статусом, на основе средней нормы представительства избирателей, определяемой как частное от деления числа избирателей, зарегистрированных на территории Забайкальского края, кроме избирателей, зарегистрированных на территории административно-территориальной единицы с особым статусом, на число одномандатных избирательных округов (20);
"Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа"2) 20 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории Забайкальского края, за исключением территории административно-территориальной единицы с особым статусом, на основе средней нормы представительства избирателей, определяемой как частное от деления числа избирателей, зарегистрированных на территории Забайкальского края, кроме избирателей, зарегистрированных на территории административно-территориальной единицы с особым статусом, на число одномандатных избирательных округов (20);
Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 N 6-ФКЗ
(ред. от 02.06.2007)
"Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа"2) 21 депутат избирается по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории нового субъекта Российской Федерации, за исключением территории административно-территориальной единицы с особым статусом, на основе средней нормы представительства избирателей, определяемой как частное от деления числа избирателей, зарегистрированных на территории нового субъекта Российской Федерации, кроме избирателей, зарегистрированных на территории административно-территориальной единицы с особым статусом, на число одномандатных избирательных округов (21);
(ред. от 02.06.2007)
"Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа"2) 21 депутат избирается по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории нового субъекта Российской Федерации, за исключением территории административно-территориальной единицы с особым статусом, на основе средней нормы представительства избирателей, определяемой как частное от деления числа избирателей, зарегистрированных на территории нового субъекта Российской Федерации, кроме избирателей, зарегистрированных на территории административно-территориальной единицы с особым статусом, на число одномандатных избирательных округов (21);