Срок бесплатной приватизации жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок бесплатной приватизации жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как приватизировать квартиру?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Срок окончания бесплатной приватизации жилья не установлен.
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Срок окончания бесплатной приватизации жилья не установлен.
"Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография"
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)В настоящее время ситуация изменилась и приоритетным способом, как принято говорить, реализации права на жилище стало приобретение жилых помещений на праве собственности. Причем такое изменение диктуется не какими-то законодательными решениями, а самой логикой развития экономического уклада. Законодатель, реформируя жилищное законодательство, сконструировал институт социального найма жилого помещения, придав ему черты советского жилищного найма, но при этом допустил обладание жилыми помещениями на праве частной собственности без каких-либо ограничений. Более того, законодатель изменил свое первоначальное решение ограничить бесплатную приватизацию социального жилья каким-то конкретным сроком и установил бессрочную возможность такой приватизации <2>. Таким образом, фонд социального использования постоянно уменьшается в результате приватизации, а значит, уменьшается и количество правоотношений социального найма, снижается актуальность данного института. Конечно, возможность бесплатной приватизации имеет свои границы (например, установлено, что участвовать в бесплатной приватизации можно однократно). Однако эти ограничения не могут существенным образом повлиять на процесс уменьшения количества социального жилья. С известной долей условности можно сказать, что фактически предоставление жилых помещений в социальный наем превратилось в одно из, пусть и опосредованных, оснований приобретения права собственности на жилые помещения.
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)В настоящее время ситуация изменилась и приоритетным способом, как принято говорить, реализации права на жилище стало приобретение жилых помещений на праве собственности. Причем такое изменение диктуется не какими-то законодательными решениями, а самой логикой развития экономического уклада. Законодатель, реформируя жилищное законодательство, сконструировал институт социального найма жилого помещения, придав ему черты советского жилищного найма, но при этом допустил обладание жилыми помещениями на праве частной собственности без каких-либо ограничений. Более того, законодатель изменил свое первоначальное решение ограничить бесплатную приватизацию социального жилья каким-то конкретным сроком и установил бессрочную возможность такой приватизации <2>. Таким образом, фонд социального использования постоянно уменьшается в результате приватизации, а значит, уменьшается и количество правоотношений социального найма, снижается актуальность данного института. Конечно, возможность бесплатной приватизации имеет свои границы (например, установлено, что участвовать в бесплатной приватизации можно однократно). Однако эти ограничения не могут существенным образом повлиять на процесс уменьшения количества социального жилья. С известной долей условности можно сказать, что фактически предоставление жилых помещений в социальный наем превратилось в одно из, пусть и опосредованных, оснований приобретения права собственности на жилые помещения.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 31.05.2023 N БВ-4-7/6781
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>Исчерпывающий перечень условий для применения трехлетнего минимального срока владения недвижимым имуществом установлен пунктом 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации и предусматривает в качестве условия применения срока 3 года только "приватизацию", данное условие не подлежит расширительному толкованию. Обеспечение военнослужащих жильем при бесплатной его передаче в собственность не включено законодателем в указанный перечень.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>Исчерпывающий перечень условий для применения трехлетнего минимального срока владения недвижимым имуществом установлен пунктом 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации и предусматривает в качестве условия применения срока 3 года только "приватизацию", данное условие не подлежит расширительному толкованию. Обеспечение военнослужащих жильем при бесплатной его передаче в собственность не включено законодателем в указанный перечень.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П
"По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой"Из приведенной правовой позиции следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 года, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами.
"По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой"Из приведенной правовой позиции следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 года, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами.