Срок исковой давности международные авиаперевозки
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок исковой давности международные авиаперевозки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение МКАС при ТПП РФ от 27.03.2000 по делу N 209/1999
Специальный (сокращенный) срок исковой давности распространяется на отношения и требования, вытекающие из договоров перевозки грузов, и не распространяется на требования, основанные на договоре транспортной экспедиции; в отношении требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, действует общий (трехлетний) срок исковой давности.Содержащееся в п. 4.2 указание о том, что в вопросах, непосредственно относящихся к авиационной перевозке, действуют Правила международных воздушных перевозок багажа и груза и положения Воздушного кодекса, в соответствии с которыми перевозчик несет ответственность за сохранность груза, принятого к перевозке, не влияет на правовую квалификацию договора, поскольку касается лишь вопросов ответственности за перевозимый груз, что соответствует ст. 803 ГК РФ.
Специальный (сокращенный) срок исковой давности распространяется на отношения и требования, вытекающие из договоров перевозки грузов, и не распространяется на требования, основанные на договоре транспортной экспедиции; в отношении требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, действует общий (трехлетний) срок исковой давности.Содержащееся в п. 4.2 указание о том, что в вопросах, непосредственно относящихся к авиационной перевозке, действуют Правила международных воздушных перевозок багажа и груза и положения Воздушного кодекса, в соответствии с которыми перевозчик несет ответственность за сохранность груза, принятого к перевозке, не влияет на правовую квалификацию договора, поскольку касается лишь вопросов ответственности за перевозимый груз, что соответствует ст. 803 ГК РФ.
Определение ВАС РФ от 23.11.2012 N ВАС-15443/12 по делу N А53-19058/2011
Требование: О пересмотре в надзорном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением договора транспортной экспедиции.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку не представлены первичные документы, подтверждающие стоимость перевозившегося груза. Кроме того, пропущен срок для предъявления экспедитору претензии и срок для предъявления иска.
Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано.Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не может согласиться с выводами судебных инстанций относительно истечения срока исковой давности по следующим причинам.
Требование: О пересмотре в надзорном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением договора транспортной экспедиции.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку не представлены первичные документы, подтверждающие стоимость перевозившегося груза. Кроме того, пропущен срок для предъявления экспедитору претензии и срок для предъявления иска.
Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано.Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не может согласиться с выводами судебных инстанций относительно истечения срока исковой давности по следующим причинам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договор международной воздушной перевозки пассажиров и багажа: определение компетентного суда
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Международная подсудность по своей природе считается положительной специальной предпосылкой права на обращение в суд. Предъявление иска в установленном порядке предполагает соблюдение истцом правил данной подсудности. Следовательно, предъявление иска с нарушением правил подсудности, содержащихся в Монреальской конвенции, не прерывает течение срока исковой давности в споре о международной воздушной перевозке. Ошибочное принятие иска без учета этих правил и выявление данного обстоятельства лишь на этапе обжалования принятого по существу решения в совокупности могут в дальнейшем привести к утрате самой возможности защиты нарушенного права по мотиву истечения установленного срока давности.
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Международная подсудность по своей природе считается положительной специальной предпосылкой права на обращение в суд. Предъявление иска в установленном порядке предполагает соблюдение истцом правил данной подсудности. Следовательно, предъявление иска с нарушением правил подсудности, содержащихся в Монреальской конвенции, не прерывает течение срока исковой давности в споре о международной воздушной перевозке. Ошибочное принятие иска без учета этих правил и выявление данного обстоятельства лишь на этапе обжалования принятого по существу решения в совокупности могут в дальнейшем привести к утрате самой возможности защиты нарушенного права по мотиву истечения установленного срока давности.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)<1> См.: Канашевский В.А. Определение применимого права к договору международной воздушной перевозки пассажиров в российской судебной практике // Журнал российского права. 2015. N 10. С. 99 - 110.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)<1> См.: Канашевский В.А. Определение применимого права к договору международной воздушной перевозки пассажиров в российской судебной практике // Журнал российского права. 2015. N 10. С. 99 - 110.
Нормативные акты
<Информация> Ростуризма
"Об изменениях в Воздушном кодексе Российской Федерации"Основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза и ручной клади при международных воздушных перевозках впредь будут определяться в соответствии с международными договорами Российской Федерации. При этом уточнены особенности предъявления требований к перевозчику при международных воздушных перевозках - теперь претензия к перевозчику может быть направлена не только в письменной форме, но и в форме подписанного электронной подписью электронного документа, а основанием для ее направления может служить не только факт повреждения (порчи) багажа, груза, но и случаи их недостачи. Кроме того, в тех случаях, когда утрата багажа признана перевозчиком или если багаж не прибыл по истечении двадцати одного дня со дня, когда он должен был прибыть, пассажир при международных воздушных перевозках будет вправе предъявить к перевозчику требование о возмещении вреда, связанного с утратой багажа.
"Об изменениях в Воздушном кодексе Российской Федерации"Основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза и ручной клади при международных воздушных перевозках впредь будут определяться в соответствии с международными договорами Российской Федерации. При этом уточнены особенности предъявления требований к перевозчику при международных воздушных перевозках - теперь претензия к перевозчику может быть направлена не только в письменной форме, но и в форме подписанного электронной подписью электронного документа, а основанием для ее направления может служить не только факт повреждения (порчи) багажа, груза, но и случаи их недостачи. Кроме того, в тех случаях, когда утрата багажа признана перевозчиком или если багаж не прибыл по истечении двадцати одного дня со дня, когда он должен был прибыть, пассажир при международных воздушных перевозках будет вправе предъявить к перевозчику требование о возмещении вреда, связанного с утратой багажа.
Проект Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года"
(подготовлен Минтрансом России)
(ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.01.2014)"Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с причинением вреда или утрате багажа, груза либо задержки в доставке багажа, груза при выполнении международных воздушных перевозок, составляет два года со дня прибытия воздушного судна по назначению или со дня, когда воздушное судно должно было бы прибыть или с момента остановки перевозки.".
"О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года"
(подготовлен Минтрансом России)
(ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.01.2014)"Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с причинением вреда или утрате багажа, груза либо задержки в доставке багажа, груза при выполнении международных воздушных перевозок, составляет два года со дня прибытия воздушного судна по назначению или со дня, когда воздушное судно должно было бы прибыть или с момента остановки перевозки.".