Срок ликвидации унитарного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок ликвидации унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Налог на прибыль: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2024)Прощенный долг по займу или экономическую выгоду от безвозмездного пользования имуществом Налогоплательщиком (не унитарным предприятием)
(КонсультантПлюс, 2024)Прощенный долг по займу или экономическую выгоду от безвозмездного пользования имуществом Налогоплательщиком (не унитарным предприятием)
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.12.2021 N Ф04-6818/2021 по делу N А67-581/2021
Требование: О взыскании в порядке субсидиарной ответственности за счет казны муниципального образования задолженности предприятия по обязательным платежам, пени и санкциям.
Обстоятельства: Налоговый орган указал, что предприятие не располагает достаточным имуществом для погашения начисленной задолженности и находится в процедуре ликвидации, в связи с чем собственник его имущества несет субсидиарную ответственность по долгам предприятия.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку не доказано наличие достаточного имущества для погашения спорной задолженности, собственник имущества несет в течение 6 месяцев субсидиарную ответственность при изменении вида казенного предприятия на унитарное.Суды с учетом установленных по делу фактических обстоятельств и приведенного выше правового регулирования пришли к правильному выводу о том, что поскольку нормами гражданского законодательства предусмотрена возможность применения субсидиарной ответственности собственника имущества (в течение установленного Законом N 161-ФЗ срока) при изменении вида казенного предприятия на унитарное, то в силу пункта 2 статьи 49 НК РФ на учредителя предприятия (собственника имущества) может быть возложена обязанность по уплате задолженности по налоговым обязательствам предприятия в случае его ликвидации. Налоговым органом соблюдены все условия, установленные как налоговым, так и гражданским законодательством, необходимые для предъявления требования о взыскании задолженности по налогам, пени и налоговым санкциям с субсидиарного должника - учредителя Предприятия.
Требование: О взыскании в порядке субсидиарной ответственности за счет казны муниципального образования задолженности предприятия по обязательным платежам, пени и санкциям.
Обстоятельства: Налоговый орган указал, что предприятие не располагает достаточным имуществом для погашения начисленной задолженности и находится в процедуре ликвидации, в связи с чем собственник его имущества несет субсидиарную ответственность по долгам предприятия.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку не доказано наличие достаточного имущества для погашения спорной задолженности, собственник имущества несет в течение 6 месяцев субсидиарную ответственность при изменении вида казенного предприятия на унитарное.Суды с учетом установленных по делу фактических обстоятельств и приведенного выше правового регулирования пришли к правильному выводу о том, что поскольку нормами гражданского законодательства предусмотрена возможность применения субсидиарной ответственности собственника имущества (в течение установленного Законом N 161-ФЗ срока) при изменении вида казенного предприятия на унитарное, то в силу пункта 2 статьи 49 НК РФ на учредителя предприятия (собственника имущества) может быть возложена обязанность по уплате задолженности по налоговым обязательствам предприятия в случае его ликвидации. Налоговым органом соблюдены все условия, установленные как налоговым, так и гражданским законодательством, необходимые для предъявления требования о взыскании задолженности по налогам, пени и налоговым санкциям с субсидиарного должника - учредителя Предприятия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Кредиторская задолженность при ликвидации унитарного предприятия ЖКХ
(Габелли Г.К.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 6)Кредиторская задолженность с истекшим (предположительно, после начала процедуры ликвидации унитарного предприятия) сроком исковой давности, в отношении которой кредиторы не объявились, списывается в общем порядке. В бухгалтерском учете делается запись: Дебет 60 Кредит 91-1, в промежуточном ликвидационном балансе и, соответственно, в ликвидационном балансе указанной задолженности быть не должно.
(Габелли Г.К.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 6)Кредиторская задолженность с истекшим (предположительно, после начала процедуры ликвидации унитарного предприятия) сроком исковой давности, в отношении которой кредиторы не объявились, списывается в общем порядке. В бухгалтерском учете делается запись: Дебет 60 Кредит 91-1, в промежуточном ликвидационном балансе и, соответственно, в ликвидационном балансе указанной задолженности быть не должно.
Статья: ФАС уполномочен заявить... (алгоритм ликвидации унитарных предприятий)
(Макарова О.А.)
("Конкурентное право", 2020, N 1)В случае перехода товарного рынка в Российской Федерации в состояние конкурентного рынка, в том числе из состояния естественной монополии, антимонопольный орган выдает предписание учредителю унитарного предприятия о необходимости ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия с указанием срока принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия и сроков осуществления мероприятий, необходимых для исполнения данного решения. В случае неисполнения предписания антимонопольного органа унитарное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
(Макарова О.А.)
("Конкурентное право", 2020, N 1)В случае перехода товарного рынка в Российской Федерации в состояние конкурентного рынка, в том числе из состояния естественной монополии, антимонопольный орган выдает предписание учредителю унитарного предприятия о необходимости ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия с указанием срока принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия и сроков осуществления мероприятий, необходимых для исполнения данного решения. В случае неисполнения предписания антимонопольного органа унитарное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2024 N 35-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"В связи с этим Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" увязывает возможность учреждения государственных и муниципальных унитарных предприятий с обязанностью уполномоченных органов публичной власти соблюдать требования, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации (пункты 2 и 4 статьи 8). Этим положениям корреспондирует статья 35.1 Федерального закона "О защите конкуренции", устанавливающая запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках. Приведенное регулирование введено Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ, который предусмотрел также переходные положения, определяющие, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О защите конкуренции", подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года, а если до этой даты указанные решения учредителем не приняты и (или) не исполнены - подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа (части 1 и 2 статьи 3). Кроме того, 1 января 2025 года вступают в силу части 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ, в соответствии с которыми в случае перехода товарного рынка в Российской Федерации в состояние конкурентного рынка, в том числе из состояния естественной монополии, антимонопольный орган выдает предписание учредителю унитарного предприятия, осуществляющему деятельность на таком товарном рынке, о необходимости ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия с указанием срока принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия и сроков осуществления мероприятий, необходимых для исполнения данного решения, а в случае неисполнения предписания антимонопольного органа унитарное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"В связи с этим Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" увязывает возможность учреждения государственных и муниципальных унитарных предприятий с обязанностью уполномоченных органов публичной власти соблюдать требования, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации (пункты 2 и 4 статьи 8). Этим положениям корреспондирует статья 35.1 Федерального закона "О защите конкуренции", устанавливающая запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках. Приведенное регулирование введено Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ, который предусмотрел также переходные положения, определяющие, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О защите конкуренции", подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года, а если до этой даты указанные решения учредителем не приняты и (или) не исполнены - подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа (части 1 и 2 статьи 3). Кроме того, 1 января 2025 года вступают в силу части 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ, в соответствии с которыми в случае перехода товарного рынка в Российской Федерации в состояние конкурентного рынка, в том числе из состояния естественной монополии, антимонопольный орган выдает предписание учредителю унитарного предприятия, осуществляющему деятельность на таком товарном рынке, о необходимости ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия с указанием срока принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия и сроков осуществления мероприятий, необходимых для исполнения данного решения, а в случае неисполнения предписания антимонопольного органа унитарное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О защите конкуренции"3) перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения либо ликвидацию или прекращение осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона, а также разумный срок их выполнения.
(ред. от 08.08.2024)
"О защите конкуренции"3) перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения либо ликвидацию или прекращение осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона, а также разумный срок их выполнения.