Срок обжалования предписания ФАС
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок обжалования предписания ФАС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 198 АПК РФЗаинтересованное лицо может само потребовать восстановить срок оспаривания ненормативного акта, если суд отказал в этом прокурору >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обжалование актов Федеральной антимонопольной службы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.2. Срок обжалования предписания антимонопольного органа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.2. Срок обжалования предписания антимонопольного органа
Готовое решение: Как обжаловать решения ФАС России, принятые в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обжалуйте предписание ФАС России одновременно с решением, на основании которого оно вынесено. Если вы считаете, что нарушает права только предписание, вы можете обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным именно предписания. Порядок и сроки обжалования предписания такие же, как и при обжаловании решения ФАС России.
(КонсультантПлюс, 2025)Обжалуйте предписание ФАС России одновременно с решением, на основании которого оно вынесено. Если вы считаете, что нарушает права только предписание, вы можете обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным именно предписания. Порядок и сроки обжалования предписания такие же, как и при обжаловании решения ФАС России.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ст. 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ст. 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Готовое решение: Как проверить независимую гарантию в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если же контракт уже заключен, и заказчик не уведомил контрагента об отказе от независимой гарантии, выданной для обеспечения гарантийных обязательств, обжаловать действия заказчика в указанном порядке уже не получится из-за истечения сроков (ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Однако поставщик (подрядчик, исполнитель) может обратиться в ФАС России с заявлением о наличии в действиях заказчика признаков нарушения законодательства о закупках. Это является основанием для проведения внеплановой проверки (пп. "а" п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, подрядчик имеет право обжаловать действия заказчика в судебном порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)Если же контракт уже заключен, и заказчик не уведомил контрагента об отказе от независимой гарантии, выданной для обеспечения гарантийных обязательств, обжаловать действия заказчика в указанном порядке уже не получится из-за истечения сроков (ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Однако поставщик (подрядчик, исполнитель) может обратиться в ФАС России с заявлением о наличии в действиях заказчика признаков нарушения законодательства о закупках. Это является основанием для проведения внеплановой проверки (пп. "а" п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, подрядчик имеет право обжаловать действия заказчика в судебном порядке.
Статья: К вопросу о возможности оспаривания в судебном порядке нормативных тарифных предписаний, прекративших действие или не вступивших в силу
(Усольцева З.А.)
("Администратор суда", 2021, N 4)В статье исследуется вопрос о возможности оспаривания в судебном порядке утративших силу нормативных правовых актов, устанавливающих тарифы, цены или нормативы потребления. Анализ действующего процессуального законодательства, а также правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и судебной практики позволил автору прийти к выводу о том, что заявление о признании нормативного акта недействующим может быть подано в суд только в течение срока действия такого нормативного акта, а его отмена (истечение срока действия) в период рассмотрения дела судом не является безусловным основанием для прекращения производства. Если при рассмотрении дела установлено, что оспариваемый тарифный акт, несмотря на его отмену (изменение, истечение срока действия), применен или может быть применен в отношении административного истца и повлечь за собой нарушение его прав, свобод и законных интересов, то суду следует продолжить рассмотрение дела по существу. Отдельно рассмотрен вопрос о невозможности оспаривания в суде нормативных тарифных предписаний, не вступивших в законную силу ("превентивный" судебный нормоконтроль), и делается вывод о необходимости усилить превентивный ведомственный нормоконтроль со стороны Федеральной антимонопольной службы России в отношении таких актов в целях совершенствования нормативного тарифного регулирования и снижения судебной нагрузки.
(Усольцева З.А.)
("Администратор суда", 2021, N 4)В статье исследуется вопрос о возможности оспаривания в судебном порядке утративших силу нормативных правовых актов, устанавливающих тарифы, цены или нормативы потребления. Анализ действующего процессуального законодательства, а также правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и судебной практики позволил автору прийти к выводу о том, что заявление о признании нормативного акта недействующим может быть подано в суд только в течение срока действия такого нормативного акта, а его отмена (истечение срока действия) в период рассмотрения дела судом не является безусловным основанием для прекращения производства. Если при рассмотрении дела установлено, что оспариваемый тарифный акт, несмотря на его отмену (изменение, истечение срока действия), применен или может быть применен в отношении административного истца и повлечь за собой нарушение его прав, свобод и законных интересов, то суду следует продолжить рассмотрение дела по существу. Отдельно рассмотрен вопрос о невозможности оспаривания в суде нормативных тарифных предписаний, не вступивших в законную силу ("превентивный" судебный нормоконтроль), и делается вывод о необходимости усилить превентивный ведомственный нормоконтроль со стороны Федеральной антимонопольной службы России в отношении таких актов в целях совершенствования нормативного тарифного регулирования и снижения судебной нагрузки.
Статья: О соотношении гражданско-правового и административного способов обеспечения конкуренции
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 3)В рамках "четвертого антимонопольного пакета" <25> Закон о защите конкуренции дополнен правом заинтересованных лиц обжаловать решения и предписания территориальных антимонопольных органов в коллегиальный орган ФАС России в месячный срок в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства (п. 2 ч. 4 ст. 23 Закона о защите конкуренции), что некоторыми авторами <26> расценивается в качестве дополнительной гарантии защиты прав хозяйствующих субъектов в сфере конкуренции. Между тем такую оценку следует принимать с учетом того, что критерий нарушения единообразия в применении антимонопольного законодательства является весьма неопределенным, а также того, что по всем оригинальным делам о нарушении антимонопольного законодательства, основанным на новых обстоятельствах, формирующих новую практику, данный критерий не применим. Данное обстоятельство делает в таких случаях невозможным само применение такой дополнительной меры административного обжалования в коллегиальный орган ФАС России.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 3)В рамках "четвертого антимонопольного пакета" <25> Закон о защите конкуренции дополнен правом заинтересованных лиц обжаловать решения и предписания территориальных антимонопольных органов в коллегиальный орган ФАС России в месячный срок в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства (п. 2 ч. 4 ст. 23 Закона о защите конкуренции), что некоторыми авторами <26> расценивается в качестве дополнительной гарантии защиты прав хозяйствующих субъектов в сфере конкуренции. Между тем такую оценку следует принимать с учетом того, что критерий нарушения единообразия в применении антимонопольного законодательства является весьма неопределенным, а также того, что по всем оригинальным делам о нарушении антимонопольного законодательства, основанным на новых обстоятельствах, формирующих новую практику, данный критерий не применим. Данное обстоятельство делает в таких случаях невозможным само применение такой дополнительной меры административного обжалования в коллегиальный орган ФАС России.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (декабрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом в случае, если начало срока исполнения обязательств по контракту непосредственно взаимоувязано с датой его заключения, то внесение изменений в извещение, а также возможное обжалование закупки не потребует от заказчика совершения действий, направленных на изменение даты начала срока исполнения обязательств по контракту.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом в случае, если начало срока исполнения обязательств по контракту непосредственно взаимоувязано с датой его заключения, то внесение изменений в извещение, а также возможное обжалование закупки не потребует от заказчика совершения действий, направленных на изменение даты начала срока исполнения обязательств по контракту.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (октябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Заказчик, не согласившись с Решением и Предписанием ФАС России, обжаловал их в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам:
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Заказчик, не согласившись с Решением и Предписанием ФАС России, обжаловал их в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам:
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (март 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)4. Заказчику в срок до 07.08.2020 представить в ФАС России подтверждение исполнений Предписания в письменном виде".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)4. Заказчику в срок до 07.08.2020 представить в ФАС России подтверждение исполнений Предписания в письменном виде".
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (март 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Не согласившись с Решением ФАС России, Заказчик обжаловал его в судебном порядке.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Не согласившись с Решением ФАС России, Заказчик обжаловал его в судебном порядке.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (август 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России отметила, что возможность участия в Ценовом тендере с учетом условия ПКО ставится в зависимость от волеизъявления Заказчика, который по своему усмотрению принимает решение о дате рассмотрения заявок на ПКО в течение указанного срока, что приводит к необоснованному сокращению количества участников закупки и противоречит требованиям, а также принципам Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России отметила, что возможность участия в Ценовом тендере с учетом условия ПКО ставится в зависимость от волеизъявления Заказчика, который по своему усмотрению принимает решение о дате рассмотрения заявок на ПКО в течение указанного срока, что приводит к необоснованному сокращению количества участников закупки и противоречит требованиям, а также принципам Закона о закупках.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не согласившись с Решением и Предписанием ФАС России, Заказчик обжаловал их в судебном порядке.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не согласившись с Решением и Предписанием ФАС России, Заказчик обжаловал их в судебном порядке.