Срок ответа налогового органа на жалобу
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок ответа налогового органа на жалобу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган не вынес решение по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой НДС был заявлен к возмещению, в течение года с момента ее подачи. Налогоплательщик оспорил бездействие налогового органа, поскольку оно препятствует налогоплательщику в реализации его права на возмещение НДС для пополнения оборотных средств и осуществления предпринимательской деятельности. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд указал, что нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения, продление рассмотрения материалов налоговой проверки было вызвано необходимостью получения дополнительных документов, ознакомления налогоплательщика с материалами, полученными в ходе камеральной проверки, с целью вынесения законного и обоснованного решения и обеспечения защиты прав и законных интересов налогоплательщика. Также суд указал на пропуск налогоплательщиком трехмесячного срока на обжалование бездействия, исчисляющегося с момента получения ответа на жалобу от вышестоящего налогового органа.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган не вынес решение по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой НДС был заявлен к возмещению, в течение года с момента ее подачи. Налогоплательщик оспорил бездействие налогового органа, поскольку оно препятствует налогоплательщику в реализации его права на возмещение НДС для пополнения оборотных средств и осуществления предпринимательской деятельности. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд указал, что нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения, продление рассмотрения материалов налоговой проверки было вызвано необходимостью получения дополнительных документов, ознакомления налогоплательщика с материалами, полученными в ходе камеральной проверки, с целью вынесения законного и обоснованного решения и обеспечения защиты прав и законных интересов налогоплательщика. Также суд указал на пропуск налогоплательщиком трехмесячного срока на обжалование бездействия, исчисляющегося с момента получения ответа на жалобу от вышестоящего налогового органа.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2024 N 88а-26948/2024 (УИД 03RS0003-01-2024-002178-55)
Категория спора: Предоставление документов в налоговый орган.
Требования налогоплательщика: О признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в признании незаконным ответа на обращение.
Обстоятельства: Обращение истца было рассмотрено уполномоченным лицом в установленном законом порядке, на обращение дан соответствующий письменный ответ, истец не относится к числу лиц, обладающих правом обращения к налоговым органам за представлением сведений, составляющих налоговую тайну.
Решение: Отказано.Вопреки доводам кассационной жалобы, непредоставление налоговым органом П. сведений, изложенных в заявлении, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца, ответ на заявление налоговой инспекцией дан в срок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в пределах компетенции налогового органа.
Категория спора: Предоставление документов в налоговый орган.
Требования налогоплательщика: О признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в признании незаконным ответа на обращение.
Обстоятельства: Обращение истца было рассмотрено уполномоченным лицом в установленном законом порядке, на обращение дан соответствующий письменный ответ, истец не относится к числу лиц, обладающих правом обращения к налоговым органам за представлением сведений, составляющих налоговую тайну.
Решение: Отказано.Вопреки доводам кассационной жалобы, непредоставление налоговым органом П. сведений, изложенных в заявлении, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца, ответ на заявление налоговой инспекцией дан в срок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в пределах компетенции налогового органа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Сколько раз налоговый орган может продлевать ответ на жалобу при оспаривании решения по выездной налоговой проверке (привлечение к ответственности), если прошел месяц и налоговый орган продлил срок на 15 дней, потом еще на 15 дней?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Сколько раз налоговый орган может продлевать ответ на жалобу при оспаривании решения по выездной налоговой проверке (привлечение к ответственности), если прошел месяц и налоговый орган продлил срок на 15 дней, потом еще на 15 дней?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Сколько раз налоговый орган может продлевать ответ на жалобу при оспаривании решения по выездной налоговой проверке (привлечение к ответственности), если прошел месяц и налоговый орган продлил срок на 15 дней, потом еще на 15 дней?
Ситуация: Как обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)если вы получили отрицательный ответ на поданную вами в вышестоящий налоговый орган жалобу;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)если вы получили отрицательный ответ на поданную вами в вышестоящий налоговый орган жалобу;
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2023 N 5-П
"По делу о проверке конституционности статьи 1, пункта 1 статьи 2 и пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Налевой"Отклоняя довод заявительницы о том, что в ее деле установленный законом трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд должен исчисляться с момента получения ответа на жалобу от вышестоящего налогового органа, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на статью 1, пункт 1 статьи 2 и пункт 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, указал, что предусмотренный законодательством о налогах и сборах обязательный досудебный порядок урегулирования споров не применяется в отношении требований об оспаривании отказа налогового органа в предоставлении субсидии. В дополнение к этому он отверг и утверждение Н.Н. Налевой о том, что правовая позиция об отсутствии необходимости в обязательном досудебном обжаловании индивидуальных актов налоговых органов, касающихся заявления о предоставлении субсидии, сформулирована в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, который утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года и опубликован уже после ее обращения в вышестоящий налоговый орган. Суд апелляционной инстанции отметил, что этот Обзор не содержит новых норм права, а представляет собой их разъяснение, согласно которому судебное оспаривание соответствующих актов налоговых органов не требует их предварительного обжалования во внесудебном порядке.
"По делу о проверке конституционности статьи 1, пункта 1 статьи 2 и пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Налевой"Отклоняя довод заявительницы о том, что в ее деле установленный законом трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд должен исчисляться с момента получения ответа на жалобу от вышестоящего налогового органа, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на статью 1, пункт 1 статьи 2 и пункт 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, указал, что предусмотренный законодательством о налогах и сборах обязательный досудебный порядок урегулирования споров не применяется в отношении требований об оспаривании отказа налогового органа в предоставлении субсидии. В дополнение к этому он отверг и утверждение Н.Н. Налевой о том, что правовая позиция об отсутствии необходимости в обязательном досудебном обжаловании индивидуальных актов налоговых органов, касающихся заявления о предоставлении субсидии, сформулирована в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, который утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года и опубликован уже после ее обращения в вышестоящий налоговый орган. Суд апелляционной инстанции отметил, что этот Обзор не содержит новых норм права, а представляет собой их разъяснение, согласно которому судебное оспаривание соответствующих актов налоговых органов не требует их предварительного обжалования во внесудебном порядке.
Приказ Минфина России от 17.07.2014 N 61н
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)6.16. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)6.16. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
Последние изменения: Обжалование результатов налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)В ответ на жалобу налоговый орган сможет сообщить по ТКС сведения о времени и месте ее рассмотрения, информацию о приостановлении (об отказе в приостановлении) исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока рассмотрения жалобы и решение по ней.
(КонсультантПлюс, 2025)В ответ на жалобу налоговый орган сможет сообщить по ТКС сведения о времени и месте ее рассмотрения, информацию о приостановлении (об отказе в приостановлении) исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока рассмотрения жалобы и решение по ней.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 2)Жалоба на решение налогового органа подается в течение года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). Такой срок может исчисляться, например, со дня, когда организации вручили оспариваемое решение, либо когда истек соответствующий срок на действие, которое налоговым органом исполнено не было (например, закончился срок принятия решения или истек срок возврата налога по заявлению). Так, если общество получило решение об отказе в возврате переплаты в начале 2023 г. или не получило ответ на свое заявление, на сегодняшний оно может обратиться с жалобой на такой отказ (бездействие) в вышестоящий налоговый орган.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 2)Жалоба на решение налогового органа подается в течение года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). Такой срок может исчисляться, например, со дня, когда организации вручили оспариваемое решение, либо когда истек соответствующий срок на действие, которое налоговым органом исполнено не было (например, закончился срок принятия решения или истек срок возврата налога по заявлению). Так, если общество получило решение об отказе в возврате переплаты в начале 2023 г. или не получило ответ на свое заявление, на сегодняшний оно может обратиться с жалобой на такой отказ (бездействие) в вышестоящий налоговый орган.
Статья: Как пожаловаться на ИФНС в упрощенном порядке: памятка бухгалтеру
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 11)Срок рассмотрения электронный жалобы составляет 7 рабочих дней.
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 11)Срок рассмотрения электронный жалобы составляет 7 рабочих дней.
Статья: Сверка с ИФНС: версия 2023 года
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 11)Получив документы, ИФНС проверит свои данные по внутренним информационным ресурсам, при наличии ошибок исправит их, а после с учетом скорректированных данных оформит новый акт и направит его вам. Ответ о результатах рассмотрения разногласий налоговый орган направит в течение 30 календарных дней с даты регистрации возвращенного акта сверки. Этот срок могут продлить, но не более чем на 30 календарных дней. Об этом вам должны сообщить и указать причины <13>.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 11)Получив документы, ИФНС проверит свои данные по внутренним информационным ресурсам, при наличии ошибок исправит их, а после с учетом скорректированных данных оформит новый акт и направит его вам. Ответ о результатах рассмотрения разногласий налоговый орган направит в течение 30 календарных дней с даты регистрации возвращенного акта сверки. Этот срок могут продлить, но не более чем на 30 календарных дней. Об этом вам должны сообщить и указать причины <13>.
Статья: Новые подходы к урегулированию споров с налоговыми органами в досудебном порядке
(Якушев Р.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Принципы эффективности и качества напрямую коррелируют со снижением издержек (например, отсутствие необходимости подать жалобу лично на бумажном носителе) при рассмотрении жалоб и означают исключение лишних процессов (сокращение срока рассмотрения жалобы до 7 дней в тех случаях, когда больший срок для рассмотрения по факту и не нужен, т.е. ответ можно дать быстро, нет смысла рассматривать жалобу 1 месяц) в том случае, если они не позволяют достичь лучшего результата.
(Якушев Р.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Принципы эффективности и качества напрямую коррелируют со снижением издержек (например, отсутствие необходимости подать жалобу лично на бумажном носителе) при рассмотрении жалоб и означают исключение лишних процессов (сокращение срока рассмотрения жалобы до 7 дней в тех случаях, когда больший срок для рассмотрения по факту и не нужен, т.е. ответ можно дать быстро, нет смысла рассматривать жалобу 1 месяц) в том случае, если они не позволяют достичь лучшего результата.
Статья: О последствиях камеральной проверки декларации по форме 3-НДФЛ
(Габелли Г.К.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Физическое лицо вправе обжаловать решение от 26.05.2023 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящем налоговом органе в течение срока, указанного в этом решении. В частности, причиной для подачи жалобы может быть тот факт, что руководитель налогового органа (его заместитель) не известил физлицо надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, из-за чего налогоплательщик не смог присутствовать при рассмотрении материалов проверки и не смог представить объяснения.
(Габелли Г.К.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Физическое лицо вправе обжаловать решение от 26.05.2023 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящем налоговом органе в течение срока, указанного в этом решении. В частности, причиной для подачи жалобы может быть тот факт, что руководитель налогового органа (его заместитель) не известил физлицо надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, из-за чего налогоплательщик не смог присутствовать при рассмотрении материалов проверки и не смог представить объяснения.
Статья: Как бизнес может утратить возможность обжаловать решение ИФНС в суде?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)Прошло еще несколько месяцев, и ИП обратился в ФНС России с жалобой и на решение, вынесенное Межрайонной ИФНС, и на УФНС России по Московской области. Жалоба была оставлена без удовлетворения. Решение Центрального аппарата ФНС России получено ИП по прошествии более 11 месяцев с момента отказа в удовлетворении требований по жалобе из регионального Управления. Через несколько недель ИП обратился с заявлением к арбитрам. В заявлении налогоплательщик указал, что срок на обращение в суд должен исчислять с момента получения ответа из ЦА ФНС России, отмечается в комментируемом Постановлении.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)Прошло еще несколько месяцев, и ИП обратился в ФНС России с жалобой и на решение, вынесенное Межрайонной ИФНС, и на УФНС России по Московской области. Жалоба была оставлена без удовлетворения. Решение Центрального аппарата ФНС России получено ИП по прошествии более 11 месяцев с момента отказа в удовлетворении требований по жалобе из регионального Управления. Через несколько недель ИП обратился с заявлением к арбитрам. В заявлении налогоплательщик указал, что срок на обращение в суд должен исчислять с момента получения ответа из ЦА ФНС России, отмечается в комментируемом Постановлении.
Статья: О начислении пеней по налогам в 2024 году
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 7)Как в 2024 году начисляются пени по налоговым платежам? Начисляются ли пени в случае подачи апелляционной жалобы по результатам налоговой проверки? Вправе ли налоговый орган начислить пени, если были нарушены сроки проведения мероприятий налогового контроля? Ответы на эти вопросы - в статье.
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 7)Как в 2024 году начисляются пени по налоговым платежам? Начисляются ли пени в случае подачи апелляционной жалобы по результатам налоговой проверки? Вправе ли налоговый орган начислить пени, если были нарушены сроки проведения мероприятий налогового контроля? Ответы на эти вопросы - в статье.