Срок ответа налогового органа на жалобу
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок ответа налогового органа на жалобу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган не вынес решение по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой НДС был заявлен к возмещению, в течение года с момента ее подачи. Налогоплательщик оспорил бездействие налогового органа, поскольку оно препятствует налогоплательщику в реализации его права на возмещение НДС для пополнения оборотных средств и осуществления предпринимательской деятельности. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд указал, что нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения, продление рассмотрения материалов налоговой проверки было вызвано необходимостью получения дополнительных документов, ознакомления налогоплательщика с материалами, полученными в ходе камеральной проверки, с целью вынесения законного и обоснованного решения и обеспечения защиты прав и законных интересов налогоплательщика. Также суд указал на пропуск налогоплательщиком трехмесячного срока на обжалование бездействия, исчисляющегося с момента получения ответа на жалобу от вышестоящего налогового органа.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган не вынес решение по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой НДС был заявлен к возмещению, в течение года с момента ее подачи. Налогоплательщик оспорил бездействие налогового органа, поскольку оно препятствует налогоплательщику в реализации его права на возмещение НДС для пополнения оборотных средств и осуществления предпринимательской деятельности. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд указал, что нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения, продление рассмотрения материалов налоговой проверки было вызвано необходимостью получения дополнительных документов, ознакомления налогоплательщика с материалами, полученными в ходе камеральной проверки, с целью вынесения законного и обоснованного решения и обеспечения защиты прав и законных интересов налогоплательщика. Также суд указал на пропуск налогоплательщиком трехмесячного срока на обжалование бездействия, исчисляющегося с момента получения ответа на жалобу от вышестоящего налогового органа.
Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2023 N 301-ЭС22-27819 по делу N А43-37569/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано по причине пропуска налогоплательщиком процессуального срока, установленного на обжалование в суд данного ненормативного правового акта, и отказа в удовлетворении ходатайства о восстановлении этого срока ввиду отсутствия уважительных причин для восстановления.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Доводы кассационной жалобы общества, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм налогового законодательства, поскольку действия налогоплательщика по отзыву первоначально поданной апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган и повторному обращению в управление с аналогичной жалобой по тем же основаниям исключают в силу положений статей 138 и 139 НК РФ возможность исчисления срока на обращение в суд за защитой нарушенного права с даты получения ответа на повторное обращение. Также суды не нашли оснований для восстановления пропущенного процессуального срока в порядке статьи 198 АПК РФ.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано по причине пропуска налогоплательщиком процессуального срока, установленного на обжалование в суд данного ненормативного правового акта, и отказа в удовлетворении ходатайства о восстановлении этого срока ввиду отсутствия уважительных причин для восстановления.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Доводы кассационной жалобы общества, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм налогового законодательства, поскольку действия налогоплательщика по отзыву первоначально поданной апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган и повторному обращению в управление с аналогичной жалобой по тем же основаниям исключают в силу положений статей 138 и 139 НК РФ возможность исчисления срока на обращение в суд за защитой нарушенного права с даты получения ответа на повторное обращение. Также суды не нашли оснований для восстановления пропущенного процессуального срока в порядке статьи 198 АПК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)если вы получили отрицательный ответ на поданную вами в вышестоящий налоговый орган жалобу;
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)если вы получили отрицательный ответ на поданную вами в вышестоящий налоговый орган жалобу;
Последние изменения: Обжалование результатов налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2024)В ответ на жалобу налоговый орган сможет сообщить по ТКС сведения о времени и месте ее рассмотрения, информацию о приостановлении (об отказе в приостановлении) исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока рассмотрения жалобы и решение по ней.
(КонсультантПлюс, 2024)В ответ на жалобу налоговый орган сможет сообщить по ТКС сведения о времени и месте ее рассмотрения, информацию о приостановлении (об отказе в приостановлении) исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока рассмотрения жалобы и решение по ней.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2023 N 5-П
"По делу о проверке конституционности статьи 1, пункта 1 статьи 2 и пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Налевой"Отклоняя довод заявительницы о том, что в ее деле установленный законом трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд должен исчисляться с момента получения ответа на жалобу от вышестоящего налогового органа, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на статью 1, пункт 1 статьи 2 и пункт 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, указал, что предусмотренный законодательством о налогах и сборах обязательный досудебный порядок урегулирования споров не применяется в отношении требований об оспаривании отказа налогового органа в предоставлении субсидии. В дополнение к этому он отверг и утверждение Н.Н. Налевой о том, что правовая позиция об отсутствии необходимости в обязательном досудебном обжаловании индивидуальных актов налоговых органов, касающихся заявления о предоставлении субсидии, сформулирована в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, который утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года и опубликован уже после ее обращения в вышестоящий налоговый орган. Суд апелляционной инстанции отметил, что этот Обзор не содержит новых норм права, а представляет собой их разъяснение, согласно которому судебное оспаривание соответствующих актов налоговых органов не требует их предварительного обжалования во внесудебном порядке.
"По делу о проверке конституционности статьи 1, пункта 1 статьи 2 и пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Налевой"Отклоняя довод заявительницы о том, что в ее деле установленный законом трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд должен исчисляться с момента получения ответа на жалобу от вышестоящего налогового органа, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на статью 1, пункт 1 статьи 2 и пункт 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, указал, что предусмотренный законодательством о налогах и сборах обязательный досудебный порядок урегулирования споров не применяется в отношении требований об оспаривании отказа налогового органа в предоставлении субсидии. В дополнение к этому он отверг и утверждение Н.Н. Налевой о том, что правовая позиция об отсутствии необходимости в обязательном досудебном обжаловании индивидуальных актов налоговых органов, касающихся заявления о предоставлении субсидии, сформулирована в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, который утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года и опубликован уже после ее обращения в вышестоящий налоговый орган. Суд апелляционной инстанции отметил, что этот Обзор не содержит новых норм права, а представляет собой их разъяснение, согласно которому судебное оспаривание соответствующих актов налоговых органов не требует их предварительного обжалования во внесудебном порядке.
Приказ Минфина России от 17.07.2014 N 61н
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)6.16. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)6.16. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;