Срок постановки на учет бесхозяйного имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок постановки на учет бесхозяйного имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2024 N 88А-16975/2024 (УИД 55RS0007-01-2023-004560-14)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на принятие на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества сетей канализации.
Обстоятельства: Прокурор указал, что неоформление в течение длительного периода времени права муниципальной собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, не учтенные в реестре муниципального имущества, влечет отсутствие контроля за их состоянием и работоспособностью и бесхозяйность этих объектов, что создает при возникновении чрезвычайных и аварийных ситуаций угрозу жизни и здоровью людей.
Решение: Удовлетворено.Доводы о недостаточности финансирования для завершения мероприятий по постановке на учет бесхозяйных объектов и об отсутствии законодательно установленного срока постановки на учет объектов бесхозяйного имущества не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, поскольку в ходе судебного разбирательства судами достоверно установлено, что ответчиком допущено бездействие при решении вопросов местного значения, относящихся к компетенции поселения, в связи с чем, судом определен срок для устранения нарушений.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на принятие на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества сетей канализации.
Обстоятельства: Прокурор указал, что неоформление в течение длительного периода времени права муниципальной собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, не учтенные в реестре муниципального имущества, влечет отсутствие контроля за их состоянием и работоспособностью и бесхозяйность этих объектов, что создает при возникновении чрезвычайных и аварийных ситуаций угрозу жизни и здоровью людей.
Решение: Удовлетворено.Доводы о недостаточности финансирования для завершения мероприятий по постановке на учет бесхозяйных объектов и об отсутствии законодательно установленного срока постановки на учет объектов бесхозяйного имущества не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, поскольку в ходе судебного разбирательства судами достоверно установлено, что ответчиком допущено бездействие при решении вопросов местного значения, относящихся к компетенции поселения, в связи с чем, судом определен срок для устранения нарушений.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.07.2024 N 88А-14078/2024 (УИД 55RS0007-01-2023-004564-02)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на непринятие ответчиком мер, направленных на постановку на учет объектов инженерных коммуникаций.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы о недостаточности финансирования для завершения мероприятий по постановке на учет бесхозяйных объектов и об отсутствии законодательно установленного срока постановки на учет объектов бесхозяйного имущества не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, поскольку в ходе судебного разбирательства судами достоверно установлено, что ответчиком допущено бездействие при решении вопросов местного значения, относящихся к компетенции поселения, в связи с чем, судом определен срок для устранения нарушений.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на непринятие ответчиком мер, направленных на постановку на учет объектов инженерных коммуникаций.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы о недостаточности финансирования для завершения мероприятий по постановке на учет бесхозяйных объектов и об отсутствии законодательно установленного срока постановки на учет объектов бесхозяйного имущества не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, поскольку в ходе судебного разбирательства судами достоверно установлено, что ответчиком допущено бездействие при решении вопросов местного значения, относящихся к компетенции поселения, в связи с чем, судом определен срок для устранения нарушений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бесхозяйные сети: понятие, ответственность за их содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В отношении линейных объектов ГК РФ установлен сокращенный срок в 3 месяца со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, по истечении которого уполномоченный орган может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности или о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь (абз. 2 п. 4 ст. 225 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В отношении линейных объектов ГК РФ установлен сокращенный срок в 3 месяца со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, по истечении которого уполномоченный орган может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности или о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь (абз. 2 п. 4 ст. 225 ГК РФ).
Статья: Объекты оккупации как первоначального способа приобретения права собственности
(Груздев В.В.)
("Право и экономика", 2021, N 3)Юридический состав, необходимый для приобретения публично-правовым образованием права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, включает: принятие бесхозяйной недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость (правоприменительный акт); истечение подтверждающего бесхозяйность недвижимой вещи годичного срока с момента ее постановки на учет; оккупацию, совершаемую публично-правовым образованием; решение суда о признании бесхозяйной недвижимой вещи поступившей в собственность публично-правового образования (правоприменительный акт).
(Груздев В.В.)
("Право и экономика", 2021, N 3)Юридический состав, необходимый для приобретения публично-правовым образованием права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, включает: принятие бесхозяйной недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость (правоприменительный акт); истечение подтверждающего бесхозяйность недвижимой вещи годичного срока с момента ее постановки на учет; оккупацию, совершаемую публично-правовым образованием; решение суда о признании бесхозяйной недвижимой вещи поступившей в собственность публично-правового образования (правоприменительный акт).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
(ред. от 12.12.2023)
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"В случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлекается государственный регистратор.
(ред. от 12.12.2023)
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"В случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлекается государственный регистратор.
Постановление Правительства РФ от 22.12.2023 N 2255
(ред. от 16.09.2024)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"в) сведения о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
(ред. от 16.09.2024)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"в) сведения о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации;