Срок проведения проверки упк
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок проведения проверки упк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 145 "Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении" УПК РФ"Должностным лицом прокуратуры правильно указано, что в заявлении Б. не содержится описания деяния, попадающего под признаки какого-либо преступления, следовательно, проверку в порядке ст. ст. 144. 145 УПК РФ проводить не требуется. Нарушение сроков рассмотрения жалоб Б. о не подпадает под признаки преступлений, ответственность за совершение которых установлена УК РФ."
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.09.2022 N 77-4068/2022
Приговор: По ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Акты оставлены без изменения.По смыслу УПК РФ, сроки проведения проверки о совершении преступления не являются пресекательными, и их нарушение не влечет за собой отмену законного и обоснованного приговора, равно, как и нарушение органами предварительного следствия процессуального срока, предусмотренного ч. 7 ст. 162 УПК РФ.
Приговор: По ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Акты оставлены без изменения.По смыслу УПК РФ, сроки проведения проверки о совершении преступления не являются пресекательными, и их нарушение не влечет за собой отмену законного и обоснованного приговора, равно, как и нарушение органами предварительного следствия процессуального срока, предусмотренного ч. 7 ст. 162 УПК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Полномочия прокурора по обеспечению права на защиту при поступлении сообщений о преступлениях, их проверке и разрешении
(Новожилов А.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 4)Согласно части 1 ст. 144 УПК РФ срок проверки сообщения о преступлении равен трем календарным дням, однако в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ допустимо его продление на срок от 10 до 30 суток. При отмене прокурором соответствующего постановления каждый раз с учетом положений ч. 6 ст. 148 УПК РФ будет устанавливаться новый срок проведения дополнительной проверки. Таким образом, различные процессуальные действия, которые затрагивают право на защиту лиц, в отношении которых будет решаться вопрос относительно возбуждения уголовного дела, может длиться неограниченный период времени. И в этот достаточно длительный промежуток времени существует возможность продолжения уголовного преследования.
(Новожилов А.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 4)Согласно части 1 ст. 144 УПК РФ срок проверки сообщения о преступлении равен трем календарным дням, однако в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ допустимо его продление на срок от 10 до 30 суток. При отмене прокурором соответствующего постановления каждый раз с учетом положений ч. 6 ст. 148 УПК РФ будет устанавливаться новый срок проведения дополнительной проверки. Таким образом, различные процессуальные действия, которые затрагивают право на защиту лиц, в отношении которых будет решаться вопрос относительно возбуждения уголовного дела, может длиться неограниченный период времени. И в этот достаточно длительный промежуток времени существует возможность продолжения уголовного преследования.
Статья: Проблемы противодействия воспрепятствованию законной предпринимательской или иной деятельности уголовно-правовыми средствами
(Цепелев К.В., Чернявский Д.О.)
("Безопасность бизнеса", 2020, N 6)В результате на практике сотрудники правоохранительных органов могут изымать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документы и технику в рамках проведения проверки по сообщению о преступлении в порядке ст. ст. 144 - 145 УПК РФ. При этом предусмотренные ст. 164.1 УПК РФ гарантии на подобные случаи не распространяются, поскольку они установлены для проводимых в рамках возбужденного уголовного дела следственных действий. Более того, ст. 144 УПК РФ предусматривает, что максимальный срок для проведения проверки по сообщению о преступлении не должен превышать 30 суток. Ввиду этого деятельность организации или индивидуального предпринимателя может оказаться парализованной на указанный срок. А учитывая реальную правоприменительную практику, доследственная проверка может длиться месяцами, а иногда и годами (с учетом вынесения незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и их последующей отмены), при этом изъятые предметы до принятия законного и обоснованного решения не возвращаются. В связи с этим представляется, что предусмотренные ст. 164.1 УПК РФ гарантии должны распространяться не только на проводимые в ходе предварительного расследования следственные действия, но и при проведении проверочных мероприятий в рамках доследственной проверки. Полагаем, что такие изменения существенным образом укрепят положение предпринимателей и обезопасят их от злоупотреблений со стороны должностных лиц правоохранительных органов.
(Цепелев К.В., Чернявский Д.О.)
("Безопасность бизнеса", 2020, N 6)В результате на практике сотрудники правоохранительных органов могут изымать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документы и технику в рамках проведения проверки по сообщению о преступлении в порядке ст. ст. 144 - 145 УПК РФ. При этом предусмотренные ст. 164.1 УПК РФ гарантии на подобные случаи не распространяются, поскольку они установлены для проводимых в рамках возбужденного уголовного дела следственных действий. Более того, ст. 144 УПК РФ предусматривает, что максимальный срок для проведения проверки по сообщению о преступлении не должен превышать 30 суток. Ввиду этого деятельность организации или индивидуального предпринимателя может оказаться парализованной на указанный срок. А учитывая реальную правоприменительную практику, доследственная проверка может длиться месяцами, а иногда и годами (с учетом вынесения незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и их последующей отмены), при этом изъятые предметы до принятия законного и обоснованного решения не возвращаются. В связи с этим представляется, что предусмотренные ст. 164.1 УПК РФ гарантии должны распространяться не только на проводимые в ходе предварительного расследования следственные действия, но и при проведении проверочных мероприятий в рамках доследственной проверки. Полагаем, что такие изменения существенным образом укрепят положение предпринимателей и обезопасят их от злоупотреблений со стороны должностных лиц правоохранительных органов.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 23.07.2002 N ГКПИ2002-898
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании недействительными (незаконными) абз. 1 п. 4 и абз. 5 п. 10.3 "Инструкции о порядке назначения и проведения проверок федеральными органами налоговой полиции", утвержденной Приказом ФСНП РФ от 25.06.2001 N 285>Довод заявителя о том, что установленные Инструкцией сроки проведения проверки налогоплательщика не соответствуют требованиям Уголовно - процессуального кодекса РСФСР, не может быть принят во внимание, поскольку в ходе такой проверки федеральные органы налоговой полиции действуют не в качестве органов дознания (п. 24 ст. 5, ст. 40, 41 УПК РФ), а в качестве органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность. Полномочия органа дознания они приобретают только при решении вопроса о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела на основании акта проверки налогоплательщика.
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании недействительными (незаконными) абз. 1 п. 4 и абз. 5 п. 10.3 "Инструкции о порядке назначения и проведения проверок федеральными органами налоговой полиции", утвержденной Приказом ФСНП РФ от 25.06.2001 N 285>Довод заявителя о том, что установленные Инструкцией сроки проведения проверки налогоплательщика не соответствуют требованиям Уголовно - процессуального кодекса РСФСР, не может быть принят во внимание, поскольку в ходе такой проверки федеральные органы налоговой полиции действуют не в качестве органов дознания (п. 24 ст. 5, ст. 40, 41 УПК РФ), а в качестве органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность. Полномочия органа дознания они приобретают только при решении вопроса о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела на основании акта проверки налогоплательщика.
Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2002 N КАС02-573
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.09.2002 N ГКПИ02-799, которым была оставлена без удовлетворения жалоба о признании незаконной Инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утв. Приказом ФСНП РФ от 25.06.2001 N 285>Ссылка в кассационной жалобе (изложенной в виде телеграммы) о несоответствии конкретных положений Инструкции нормам УПК РФ (в части сроков проведения проверок и др.) несостоятельна, поскольку проверки налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции хотя и должны производиться с учетом уголовно-процессуальным законодательством, однако в первую очередь порядок их производства должен соответствовать требованиям Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", так как ФСНП России является органом, осуществляющим именно оперативно-розыскную деятельность, который вправе согласно ст. ст. 4 и 10 этого Закона издавать в соответствии с законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и с установлением сроков проведения проверок.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.09.2002 N ГКПИ02-799, которым была оставлена без удовлетворения жалоба о признании незаконной Инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утв. Приказом ФСНП РФ от 25.06.2001 N 285>Ссылка в кассационной жалобе (изложенной в виде телеграммы) о несоответствии конкретных положений Инструкции нормам УПК РФ (в части сроков проведения проверок и др.) несостоятельна, поскольку проверки налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции хотя и должны производиться с учетом уголовно-процессуальным законодательством, однако в первую очередь порядок их производства должен соответствовать требованиям Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", так как ФСНП России является органом, осуществляющим именно оперативно-розыскную деятельность, который вправе согласно ст. ст. 4 и 10 этого Закона издавать в соответствии с законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и с установлением сроков проведения проверок.