Срок сноса аварийного дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок сноса аварийного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 32 "Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд" ЖК РФ"Суды правомерно пришли к выводу о том, что установление срока для добровольного сноса дома до 11 июня 2022 года, не может отвечать принципам разумности, поскольку срок сноса аварийного дома не может быть меньше срока отселения граждан из аварийного многоквартирного дома, установление такого срока будет нарушать права граждан на получение жилого помещения взамен аварийного и не позволит в установленном порядке соблюсти процедуры, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 32 "Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд" ЖК РФ"В свою очередь, установление срока для добровольного сноса дома - 12 месяцев с даты вручения первоначального требования, как заявлено административными истцами в административном иске, не будет отвечать принципам разумности, поскольку срок сноса аварийного дома не может быть меньше срока отселения граждан из аварийного многоквартирного дома, установление такого срока будет нарушать права граждан на получение жилого помещения взамен аварийного и не позволит в установленном порядке соблюсти процедуры, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прекращение права собственности на жилые помещения аварийного многоквартирного дома и подлежащего сносу при изъятии земельного участка для муниципальных нужд
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Подводя итог, следует отметить, что назрела необходимость внесения законодательных изменений в части правовой регламентации изъятия земельных участков, на которых находится многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу. В рамках реализации исследуемого правового механизма экспроприации земель для муниципальных нужд не учитывается то обстоятельство, что проживание в подобных домах создает угрозу жизни или здоровью владельцев жилых помещений, а также отсутствует удовлетворение каких-либо потребностей муниципалитета. В связи с чем в п. 10 ст. 32 ЖК РФ следует предусмотреть упрощенный порядок изъятия земельного участка и выкупа жилых помещений на основании решения органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, максимально сократив сроки прекращения вещных прав на данное жилье. В обозначенной норме следует закрепить, что принятие указанного решения должно влечь за собой автоматическое включение дома, непригодного для проживания, в программу расселения аварийного жилья и предоставление жилых помещений без направления собственникам фактически неисполнимых требований о самостоятельном сносе и установлении для этого законодательно неопределенных сроков. Исходя из этого в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном доме и подлежащем сносу, необходимо исключить из п. 10 ст. 32 ЖК РФ правовое предписание о направлении требования собственникам относительно сноса дома, оставив лишь заявительный порядок получения соответствующего разрешения при принятии об этом решения на общем собрании.
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Подводя итог, следует отметить, что назрела необходимость внесения законодательных изменений в части правовой регламентации изъятия земельных участков, на которых находится многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу. В рамках реализации исследуемого правового механизма экспроприации земель для муниципальных нужд не учитывается то обстоятельство, что проживание в подобных домах создает угрозу жизни или здоровью владельцев жилых помещений, а также отсутствует удовлетворение каких-либо потребностей муниципалитета. В связи с чем в п. 10 ст. 32 ЖК РФ следует предусмотреть упрощенный порядок изъятия земельного участка и выкупа жилых помещений на основании решения органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, максимально сократив сроки прекращения вещных прав на данное жилье. В обозначенной норме следует закрепить, что принятие указанного решения должно влечь за собой автоматическое включение дома, непригодного для проживания, в программу расселения аварийного жилья и предоставление жилых помещений без направления собственникам фактически неисполнимых требований о самостоятельном сносе и установлении для этого законодательно неопределенных сроков. Исходя из этого в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном доме и подлежащем сносу, необходимо исключить из п. 10 ст. 32 ЖК РФ правовое предписание о направлении требования собственникам относительно сноса дома, оставив лишь заявительный порядок получения соответствующего разрешения при принятии об этом решения на общем собрании.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)I. Некоторые вопросы рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и межведомственных комиссий, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определением сроков расселения таких домов
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)I. Некоторые вопросы рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и межведомственных комиссий, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определением сроков расселения таких домов
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009)
(Извлечение)Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009)
(Извлечение)Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.