Сроки поверки счетчиков горячей воды

Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки поверки счетчиков горячей воды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право (новое поступление): Отопительный сезон
(КонсультантПлюс, 2024)
"...между истцом (исполнитель) и ответчиком (ресурсоснабжающая организация) заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде...
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 31.01.2024 N 88-1963/2024 (УИД 78RS0015-01-2021-010715-15)
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги.
Обстоятельства: В связи с начислением коммунальных платежей по показаниям неисправных индивидуальных приборов учета истец произвел перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги, начислив ответчику (собственнику доли в квартире) задолженность по оплате услуг горячего и холодного водоснабжения, которая им до настоящего времени не погашена.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - вопрос направлен на новое рассмотрение.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в квартире ответчика в декабре 2008 года были установлены приборы учета горячего и холодного водоснабжения, срок поверки которых наступил в мае 2013 года. Собственники не предприняли действий по проведению поверки приборов учета; с июня 2013 года по сентябрь 2017 года истцом производилось начисление оплаты за горячее и холодное водоснабжение по показаниям приборов учета, не прошедших поверку.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)
Например, одно и то же действие по предложению невыгодного условия договора при разных обстоятельствах (структуре рынка, виде деятельности хозяйствующего субъекта, типе договора, соотношении с иными условиями договора и пр.) может как являться, так и не являться антимонопольным нарушением. Манипулирование ценами, напротив, само по себе ведет к ограничению, устранению конкуренции, а в случае завышения цен - причинению убытков неопределенному кругу потребителей, если не установлено иное. Практике известны случаи, когда ресурсоснабжающая организация производила перерасчет платы конкретному потребителю за холодное/горячее водоснабжение с применением повышающего коэффициента 1,5 ввиду истечения срока для поверки приборов учета. В действительности такой перерасчет был проведен ранее истечения срока поверки. Если подобные действия совершены в отношении конкретного потребителя, однократны, то с большой степенью вероятности преждевременно говорить о злоупотреблении доминирующим положением. Вместе с тем если такие действия неоднократны или вовсе носят системный характер, можно ставить вопрос о причинении вреда потребителям как категории участников рынка.
Статья: Пропущен срок поверки ОДПУ тепловой энергии: когда РСО вправе перейти на расчетный способ учета?
(Шоломова Е.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 1)
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребления коммунальных услуг по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами госвласти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ). При оборудовании МКД ОДПУ потребители коммунальных услуг в МКД несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний этого прибора учета (п. 42 Правил N 354). Указанными Правилами не предусмотрен перерасчет платы за тепловую энергию и ГВС гражданам, проживающим в МКД, после выявления факта истечения срока поверки ОДПУ, если показания такого прибора учета ранее использовались при начислении платы за коммунальные услуги.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 N 776
(ред. от 22.05.2020)
"Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод"
В случае различия показаний контрольных (параллельных) приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод и основных приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод более чем на погрешность измерения таких приборов учета за период, составляющий не менее одного расчетного месяца, лицо, установившее контрольный (параллельный) прибор учета, может потребовать у другой стороны проведения внеочередной поверки эксплуатируемого этой стороной прибора учета. Показания контрольного (параллельного) прибора учета используются в целях коммерческого учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод на период неисправности, поверки основного прибора учета, а также в случае нарушения сроков предоставления показаний приборов учета.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N АПЛ16-75
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.12.2015 N АКПИ15-1119, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354>
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца пятого пункта 42 Правил в части определения объема отведенных сточных бытовых вод по нормативам водоотведения. В обоснование заявленного требования административный истец указал, что в апреле 2015 г. истек срок поверки счетчика горячего водоснабжения, установленного в его квартире, после чего он снял прибор для поверки. При отсутствии одного из приборов учета ему была начислена плата за коммунальную услугу по водоотведению исходя из утвержденных нормативов потребления в соответствии с формулой 4 приложения N 2 Правил. Оспариваемые положения нормативного правового акта, устанавливая порядок определения объема водоотведения при отсутствии одного из счетчиков (горячего или холодного водоснабжения), по мнению административного истца, не соответствуют статьям 224, 307, 420, пункту 1 статьи 541, пункту 1 статьи 544, статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают его права как потребителя.