Ст 21 права налогоплательщиков
Подборка наиболее важных документов по запросу Ст 21 права налогоплательщиков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")СТАТЬЯ 21 "ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СБОРОВ,
(Юридическая компания "TAXOLOGY")СТАТЬЯ 21 "ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СБОРОВ,
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)" НК РФСТАТЬЯ 21 "ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СБОРОВ,
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебная доктрина "добросовестного налогового администрирования" как способ защиты процессуальных прав налогоплательщиков
(Крохина Ю.А.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Основополагающий перечень прав налогоплательщиков содержится в ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации. В ст. 137 и 138 НК РФ детально урегулированы положения о праве налогоплательщика обжаловать как нормативные, так и ненормативные акты налоговых органов, а также действия (или бездействие) их должностных лиц, нарушающие установленные права налогоплательщика.
(Крохина Ю.А.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Основополагающий перечень прав налогоплательщиков содержится в ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации. В ст. 137 и 138 НК РФ детально урегулированы положения о праве налогоплательщика обжаловать как нормативные, так и ненормативные акты налоговых органов, а также действия (или бездействие) их должностных лиц, нарушающие установленные права налогоплательщика.
Статья: К вопросу о правовом регулировании права налогоплательщика на информирование в условиях развития информационных технологий
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Подпункт 2 п. 1 ст. 21 НК РФ наделяет налогоплательщика правом получения разъяснений по вопросам применения налогового законодательства от Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нижестоящих финансовых органов, полномочия которых в области налогов, сборов, страховых взносов закреплены в ст. 34.2 НК РФ. На основании указанной нормы разъяснения даются не только налогоплательщикам, но и налоговым органам.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Подпункт 2 п. 1 ст. 21 НК РФ наделяет налогоплательщика правом получения разъяснений по вопросам применения налогового законодательства от Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нижестоящих финансовых органов, полномочия которых в области налогов, сборов, страховых взносов закреплены в ст. 34.2 НК РФ. На основании указанной нормы разъяснения даются не только налогоплательщикам, но и налоговым органам.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"33. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"33. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
Статья: Обязана ли инспекция выдать копию акта проверки, если компания получала акт?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 25)Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. Они указали, что в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате задолженности.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 25)Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. Они указали, что в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате задолженности.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Некоторые общие права налогоплательщика дополнительно обусловлены наличием оснований и порядком, установленным законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Право налогоплательщика присутствовать при проведении выездной налоговой проверки (подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ) таких условий не содержит.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Некоторые общие права налогоплательщика дополнительно обусловлены наличием оснований и порядком, установленным законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Право налогоплательщика присутствовать при проведении выездной налоговой проверки (подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ) таких условий не содержит.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статья: Срок на возврат налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Апелляционный суд с решением суда первой инстанции не согласился. Он указал, что в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат или зачет сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. В подпункте 7 п. 1 ст. 32 НК РФ установлена корреспондирующая данному праву налогоплательщика обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Апелляционный суд с решением суда первой инстанции не согласился. Он указал, что в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат или зачет сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. В подпункте 7 п. 1 ст. 32 НК РФ установлена корреспондирующая данному праву налогоплательщика обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Статья: Правовая категория "законный интерес налогоплательщика" в налоговом праве
(Цветкова Е.А.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Основные права налогоплательщика закреплены в ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и по своему содержанию могут быть сведены к праву на получение информации, праву, возникающему в связи с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов, праву при осуществлении налогового учета и проведении мероприятий налогового контроля, праву, опосредующему защиту налогоплательщиков. Законные интересы налогоплательщика не определены в законодательстве о налогах и сборах, но, как отмечают ученые, "вытекают из реальных условий и потребностей жизни, выступают продуктом объективных потребностей, необходимость удовлетворения которых заставляет ту или иную личность именно через интересы вступать в определенные общественные отношения <1>, что, безусловно, указывает на их значимость для научного исследования.
(Цветкова Е.А.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Основные права налогоплательщика закреплены в ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и по своему содержанию могут быть сведены к праву на получение информации, праву, возникающему в связи с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов, праву при осуществлении налогового учета и проведении мероприятий налогового контроля, праву, опосредующему защиту налогоплательщиков. Законные интересы налогоплательщика не определены в законодательстве о налогах и сборах, но, как отмечают ученые, "вытекают из реальных условий и потребностей жизни, выступают продуктом объективных потребностей, необходимость удовлетворения которых заставляет ту или иную личность именно через интересы вступать в определенные общественные отношения <1>, что, безусловно, указывает на их значимость для научного исследования.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: действие принципа самостоятельности исполнения обязанности по уплате налога (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)В-третьих, правильнее было бы говорить не столько о праве иных лиц уплачивать налоги, сколько о праве самого налогоплательщика исполнять обязанность по уплате налога таким способом. Следовательно, это положение должно найти отражение в ст. 21 НК РФ "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)". Обращает на себя внимание то обстоятельство, что последние изменения в эту статью были внесены в связи с отнесением страховых взносов к категории налоговых платежей и возможностью использования МФЦ, а вопрос куда более существенного отражения не нашел. Главная сложность - в формулировке этого права. Нам представляются возможными такие варианты: "Налогоплательщики имеют право исполнять обязанность по уплате налога лично, через своих представителей и иных лиц, в том числе за счет последних", либо "налогоплательщики имеют права исполнять обязанности, предусмотренные настоящим кодексом, лично, при участии своих представителей или иных лиц". И это потребует либо внесения изменений в главу 4 НК РФ "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (и ее переименование), либо введения сразу после главы о представительстве новой статьи о праве иных лиц исполнять обязанность по уплате налога за налогоплательщика. Предложенный вариант правового регламентирования имеет то преимущество, что легитимирует иных лиц в качестве участников налоговых правоотношений на стороне налогоплательщика.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)В-третьих, правильнее было бы говорить не столько о праве иных лиц уплачивать налоги, сколько о праве самого налогоплательщика исполнять обязанность по уплате налога таким способом. Следовательно, это положение должно найти отражение в ст. 21 НК РФ "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)". Обращает на себя внимание то обстоятельство, что последние изменения в эту статью были внесены в связи с отнесением страховых взносов к категории налоговых платежей и возможностью использования МФЦ, а вопрос куда более существенного отражения не нашел. Главная сложность - в формулировке этого права. Нам представляются возможными такие варианты: "Налогоплательщики имеют право исполнять обязанность по уплате налога лично, через своих представителей и иных лиц, в том числе за счет последних", либо "налогоплательщики имеют права исполнять обязанности, предусмотренные настоящим кодексом, лично, при участии своих представителей или иных лиц". И это потребует либо внесения изменений в главу 4 НК РФ "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (и ее переименование), либо введения сразу после главы о представительстве новой статьи о праве иных лиц исполнять обязанность по уплате налога за налогоплательщика. Предложенный вариант правового регламентирования имеет то преимущество, что легитимирует иных лиц в качестве участников налоговых правоотношений на стороне налогоплательщика.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Рассматриваемая черта метода правового регулирования недостаточно четко выражена в законодательстве о налогах и сборах, однако, по нашему мнению, она имеет под собой конституционные основания и должна играть определенную роль при применении налоговых норм. В самом деле, обратимся к ст. 21 НК РФ, содержащей перечень основных прав налогоплательщиков (плательщиков сборов). В п. 2 этой статьи устанавливается, что налогоплательщики имеют также иные, не перечисленные в указанной статье, права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Таким образом, налицо намерение законодателя более или менее четко очертить перечень прав субъектов налогообложения, ограничив их теми, которые непосредственно названы в законодательстве о налогах и сборах. Вряд ли такое положение следует признать оптимальным. Нет оснований не признавать и лишать юридической защиты права налогоплательщика, непосредственно не названные в актах законодательства о налогах и сборах, но вытекающих из его общего смысла или смысла отдельных его положений, если, конечно, их осуществление не препятствует надлежащему исполнению налоговых обязанностей, и содержание этих прав не противоречит нормативно закрепленным принципам налогового права.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Рассматриваемая черта метода правового регулирования недостаточно четко выражена в законодательстве о налогах и сборах, однако, по нашему мнению, она имеет под собой конституционные основания и должна играть определенную роль при применении налоговых норм. В самом деле, обратимся к ст. 21 НК РФ, содержащей перечень основных прав налогоплательщиков (плательщиков сборов). В п. 2 этой статьи устанавливается, что налогоплательщики имеют также иные, не перечисленные в указанной статье, права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Таким образом, налицо намерение законодателя более или менее четко очертить перечень прав субъектов налогообложения, ограничив их теми, которые непосредственно названы в законодательстве о налогах и сборах. Вряд ли такое положение следует признать оптимальным. Нет оснований не признавать и лишать юридической защиты права налогоплательщика, непосредственно не названные в актах законодательства о налогах и сборах, но вытекающих из его общего смысла или смысла отдельных его положений, если, конечно, их осуществление не препятствует надлежащему исполнению налоговых обязанностей, и содержание этих прав не противоречит нормативно закрепленным принципам налогового права.