Стандарт инвестиционное консультирование
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарт инвестиционное консультирование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О форме договора об инвестиционном консультировании
(Бауэр Р.Э.)
("Юрист", 2024, N 2)Указание в Базовом стандарте совершения операций на обязательное заключение договора об инвестиционном консультировании в письменной форме сделано на основе детального анализа рисков сторон (в том числе учитывая ситуацию, при которой клиентом инвестиционного советника может быть неопытный инвестор) со стороны саморегулируемой организации и Банка России. Однако данное положение нельзя считать обязательным для всех субъектов правоотношений, так как Базовый стандарт по своей сущности не является нормативно-правовым актом и не обязывает к соблюдению его положений как минимум клиентов инвестиционного советника.
(Бауэр Р.Э.)
("Юрист", 2024, N 2)Указание в Базовом стандарте совершения операций на обязательное заключение договора об инвестиционном консультировании в письменной форме сделано на основе детального анализа рисков сторон (в том числе учитывая ситуацию, при которой клиентом инвестиционного советника может быть неопытный инвестор) со стороны саморегулируемой организации и Банка России. Однако данное положение нельзя считать обязательным для всех субъектов правоотношений, так как Базовый стандарт по своей сущности не является нормативно-правовым актом и не обязывает к соблюдению его положений как минимум клиентов инвестиционного советника.
Статья: О профессиональном стандарте деятельности доверительного управляющего
(Зикун И.И.)
("Закон", 2024, N 2)Перед осуществлением любых инвестиций трасти должен получить и рассмотреть надлежащие консультации о том, каким образом, с учетом стандартных инвестиционных критериев, должны осуществляться инвестиции. Аналогичное консультирование должно быть проведено при перепроверке инвестиций.
(Зикун И.И.)
("Закон", 2024, N 2)Перед осуществлением любых инвестиций трасти должен получить и рассмотреть надлежащие консультации о том, каким образом, с учетом стандартных инвестиционных критериев, должны осуществляться инвестиции. Аналогичное консультирование должно быть проведено при перепроверке инвестиций.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"Инвестиционный советник, действующий самостоятельно или с привлечением агента инвестиционного советника, обязан предоставить физическому лицу, имеющему намерение заключить с инвестиционным советником договор об инвестиционном консультировании, достоверную информацию о таком договоре, в том числе о его условиях и рисках, связанных с его исполнением. Минимальные (стандартные) требования к объему и содержанию предоставляемой информации устанавливаются базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих инвестиционных советников, который разработан, согласован и утвержден в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", и (или) нормативным актом Банка России. Указанная информация должна предоставляться в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме. Банк России вправе установить форму, способы и порядок предоставления указанной информации.
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"Инвестиционный советник, действующий самостоятельно или с привлечением агента инвестиционного советника, обязан предоставить физическому лицу, имеющему намерение заключить с инвестиционным советником договор об инвестиционном консультировании, достоверную информацию о таком договоре, в том числе о его условиях и рисках, связанных с его исполнением. Минимальные (стандартные) требования к объему и содержанию предоставляемой информации устанавливаются базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих инвестиционных советников, который разработан, согласован и утвержден в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", и (или) нормативным актом Банка России. Указанная информация должна предоставляться в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме. Банк России вправе установить форму, способы и порядок предоставления указанной информации.
Федеральный закон от 11.06.2021 N 192-ФЗ
(ред. от 23.11.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Инвестиционный советник, действующий самостоятельно или с привлечением агента инвестиционного советника, обязан предоставить физическому лицу, имеющему намерение заключить с инвестиционным советником договор об инвестиционном консультировании, достоверную информацию о таком договоре, в том числе о его условиях и рисках, связанных с его исполнением. Минимальные (стандартные) требования к объему и содержанию предоставляемой информации устанавливаются базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих инвестиционных советников, который разработан, согласован и утвержден в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", и (или) нормативным актом Банка России. Указанная информация должна предоставляться в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме. Банк России вправе установить форму, способы и порядок предоставления указанной информации.";
(ред. от 23.11.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Инвестиционный советник, действующий самостоятельно или с привлечением агента инвестиционного советника, обязан предоставить физическому лицу, имеющему намерение заключить с инвестиционным советником договор об инвестиционном консультировании, достоверную информацию о таком договоре, в том числе о его условиях и рисках, связанных с его исполнением. Минимальные (стандартные) требования к объему и содержанию предоставляемой информации устанавливаются базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих инвестиционных советников, который разработан, согласован и утвержден в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", и (или) нормативным актом Банка России. Указанная информация должна предоставляться в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме. Банк России вправе установить форму, способы и порядок предоставления указанной информации.";
Статья: Разработка инвестиционного кодекса в развитии конституционного принципа экономической солидарности
(Белицкая А.В.)
("Юрист", 2023, N 12)Важной задачей кодекса должна стать задача создания инфраструктуры поддержки инвестиционной активности, что имеет значение не только для федерального, но и для регионального уровня, так как многие субъекты Российской Федерации также создали свое инвестиционное законодательство в попытке конкурировать за частные инвестиции и развивать свою экономику в сотрудничестве с частными субъектами предпринимательской деятельности. Необходимо разработать инвестиционные стандарты и инвестиционные декларации, которые помогут субъектам Российской Федерации учесть лучшие практики друг друга, а в инвестиционном кодексе закрепить статус таких стандартов и деклараций среди мер государственной поддержки. Кроме того, необходимо отразить идею создания инвестиционных агентств, которые будут иметь территориальный характер и реализовывать государственную инвестиционную политику на местах, в том числе в разрезе предоставления консультационной и информационной поддержки инвесторам.
(Белицкая А.В.)
("Юрист", 2023, N 12)Важной задачей кодекса должна стать задача создания инфраструктуры поддержки инвестиционной активности, что имеет значение не только для федерального, но и для регионального уровня, так как многие субъекты Российской Федерации также создали свое инвестиционное законодательство в попытке конкурировать за частные инвестиции и развивать свою экономику в сотрудничестве с частными субъектами предпринимательской деятельности. Необходимо разработать инвестиционные стандарты и инвестиционные декларации, которые помогут субъектам Российской Федерации учесть лучшие практики друг друга, а в инвестиционном кодексе закрепить статус таких стандартов и деклараций среди мер государственной поддержки. Кроме того, необходимо отразить идею создания инвестиционных агентств, которые будут иметь территориальный характер и реализовывать государственную инвестиционную политику на местах, в том числе в разрезе предоставления консультационной и информационной поддержки инвесторам.
Вопрос: Об определении единого инвестиционного профиля клиента по нескольким договорам доверительного управления, мониторинге риска и действиях доверительного управляющего при управлении портфелем клиента.
(Письмо Банка России от 09.12.2024 N 38-3-4/4218)Полагаем допустимым определение единого инвестиционного профиля клиента по нескольким договорам доверительного управления в случае тождественности его инвестиционных целей по каждому из заключенных договоров с учетом соответствия каждого инвестиционного портфеля клиента такому единому инвестиционному профилю.
(Письмо Банка России от 09.12.2024 N 38-3-4/4218)Полагаем допустимым определение единого инвестиционного профиля клиента по нескольким договорам доверительного управления в случае тождественности его инвестиционных целей по каждому из заключенных договоров с учетом соответствия каждого инвестиционного портфеля клиента такому единому инвестиционному профилю.
Статья: Недвижимое имущество как объект гражданских прав и ТНК
(Косолапов Н.И.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Важность и востребованность рынков недвижимости в условиях глобализации в качестве особого индикатора и предметной сферы экономики страны подтверждается официальными статистическими данными, согласно которым мировые инвестиции в недвижимость и сопутствующие объекты инфраструктуры (в том числе проекты "нулевого цикла") в 2022 г. активизировались на 12% по сравнению с 2021 г. и составили более 916 млрд долларов <2>. При этом текущему положению дел предшествовали закономерные процессы наращивания темпов глобализации на определенных исторических этапах мирового развития. Так, с начала 1990-х по середину 2000-х годов отмечалось косвенное воздействие глобализации на рынки недвижимости, характеризуемое технологическим прогрессом в компьютерной технике и средствах телекоммуникации; стандартизацией базовых теоретических представлений и научной интерпретацией сопутствующей бизнес-информации; сращиванием банковских институтов различных стран и интеграцией мировых платежных систем. С середины 2000-х уже представляется возможным рассуждать о возникновении транснационального инвестиционно-строительного капитала, в структуре которого происходило стремительное развитие транснациональных форм капитала (инвестиционных фондов недвижимости, биржевых и реальных управляющих компаний, транснациональных девелоперских структур); ускорялось и расширялось развитие транснациональной инфраструктуры обслуживания этого капитала - страховых, консультационных, посреднических и юридических компаний, специализирующихся на недвижимости <3>.
(Косолапов Н.И.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Важность и востребованность рынков недвижимости в условиях глобализации в качестве особого индикатора и предметной сферы экономики страны подтверждается официальными статистическими данными, согласно которым мировые инвестиции в недвижимость и сопутствующие объекты инфраструктуры (в том числе проекты "нулевого цикла") в 2022 г. активизировались на 12% по сравнению с 2021 г. и составили более 916 млрд долларов <2>. При этом текущему положению дел предшествовали закономерные процессы наращивания темпов глобализации на определенных исторических этапах мирового развития. Так, с начала 1990-х по середину 2000-х годов отмечалось косвенное воздействие глобализации на рынки недвижимости, характеризуемое технологическим прогрессом в компьютерной технике и средствах телекоммуникации; стандартизацией базовых теоретических представлений и научной интерпретацией сопутствующей бизнес-информации; сращиванием банковских институтов различных стран и интеграцией мировых платежных систем. С середины 2000-х уже представляется возможным рассуждать о возникновении транснационального инвестиционно-строительного капитала, в структуре которого происходило стремительное развитие транснациональных форм капитала (инвестиционных фондов недвижимости, биржевых и реальных управляющих компаний, транснациональных девелоперских структур); ускорялось и расширялось развитие транснациональной инфраструктуры обслуживания этого капитала - страховых, консультационных, посреднических и юридических компаний, специализирующихся на недвижимости <3>.
Статья: Экологическая и климатическая составляющие отчетности по стандартам TCFD: теория и практика
(Вахрушина М.А., Биткина А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)По мнению консалтинговой компании KPMG, "стандарты TCFD преследуют двуединую цель. С одной стороны, информировать инвесторов и других заинтересованных пользователей о климатических рисках. С другой стороны - способствовать развитию более устойчивой глобальной экономики с низким уровнем выбросов углерода посредством принятия обоснованных инвестиционных решений" [8].
(Вахрушина М.А., Биткина А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)По мнению консалтинговой компании KPMG, "стандарты TCFD преследуют двуединую цель. С одной стороны, информировать инвесторов и других заинтересованных пользователей о климатических рисках. С другой стороны - способствовать развитию более устойчивой глобальной экономики с низким уровнем выбросов углерода посредством принятия обоснованных инвестиционных решений" [8].
Статья: Об уточнении подхода к разработке мер административного регулирования, применяемых в целях охраны объектов культурного наследия
(Прокошева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)На основе анализа регионального опыта представляется необходимым, во-первых, осуществление перехода от отношения к объектам культурного наследия исключительно как к затратным ветхим объектам, требующим привлечения значительных бюджетных средств для их восстановления и поддержания в надлежащем состоянии, к нормативно закрепленному подходу, определяющему памятники в качестве потенциальных объектов для инвестирования, во-вторых, перенесение отдельных региональных практик, объединяющих в себе три группы мер: информационно-консультационные, институционально-организационные и стимулирующие, - на уровень федерального стандарта в виде нормативно закрепленного перечня административных мер в сфере охраны памятников культурного наследия, определяющего широкий комплекс мероприятий, направленных на эффективное комплексное регулирование рассматриваемой сферы. Такая необходимость обусловлена также тем, что в нашей стране насчитывается значительное число поселений с уникальными историческими объектами, по сути, являющихся древними историческими поселениями, сохранение самобытного облика которых требует самого серьезного отношения на федеральном нормативном уровне, а его внедрение в уже существующий региональный опыт, несомненно, будет способствовать более успешному регулированию.
(Прокошева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)На основе анализа регионального опыта представляется необходимым, во-первых, осуществление перехода от отношения к объектам культурного наследия исключительно как к затратным ветхим объектам, требующим привлечения значительных бюджетных средств для их восстановления и поддержания в надлежащем состоянии, к нормативно закрепленному подходу, определяющему памятники в качестве потенциальных объектов для инвестирования, во-вторых, перенесение отдельных региональных практик, объединяющих в себе три группы мер: информационно-консультационные, институционально-организационные и стимулирующие, - на уровень федерального стандарта в виде нормативно закрепленного перечня административных мер в сфере охраны памятников культурного наследия, определяющего широкий комплекс мероприятий, направленных на эффективное комплексное регулирование рассматриваемой сферы. Такая необходимость обусловлена также тем, что в нашей стране насчитывается значительное число поселений с уникальными историческими объектами, по сути, являющихся древними историческими поселениями, сохранение самобытного облика которых требует самого серьезного отношения на федеральном нормативном уровне, а его внедрение в уже существующий региональный опыт, несомненно, будет способствовать более успешному регулированию.
Статья: Инвестиционное консультирование: правовые вопросы конкуренции
(Бауэр Р.Э.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Одно лицо может обладать статусом как брокера, так и инвестиционного советника. Такое лицо может представлять для клиента в индивидуальных инвестиционных рекомендациях в выгодном свете информацию о тех услугах, финансовых инструментах и другом, которые может оказывать, приобретать и покупать именно он как брокер. Целенаправленно такие брокеры могут заманивать клиентов посредством злоупотребления своим статусом инвестиционного советника. В таких случаях государственные органы, включая основной регулятор финансового рынка - ЦБ РФ, должны уделять особенное внимание надзору экономических отношений, складывающихся на стыке брокерской деятельности и деятельности по инвестиционному консультированию. До сих пор риск введения в заблуждение, согласно ст. 14.2 Закона о защите конкуренции, не минимизирован со стороны государственных органов. Представляется наиболее перспективным выходом выпустить отдельный нормативный правовой акт, в котором будет урегулирована данная ситуация.
(Бауэр Р.Э.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Одно лицо может обладать статусом как брокера, так и инвестиционного советника. Такое лицо может представлять для клиента в индивидуальных инвестиционных рекомендациях в выгодном свете информацию о тех услугах, финансовых инструментах и другом, которые может оказывать, приобретать и покупать именно он как брокер. Целенаправленно такие брокеры могут заманивать клиентов посредством злоупотребления своим статусом инвестиционного советника. В таких случаях государственные органы, включая основной регулятор финансового рынка - ЦБ РФ, должны уделять особенное внимание надзору экономических отношений, складывающихся на стыке брокерской деятельности и деятельности по инвестиционному консультированию. До сих пор риск введения в заблуждение, согласно ст. 14.2 Закона о защите конкуренции, не минимизирован со стороны государственных органов. Представляется наиболее перспективным выходом выпустить отдельный нормативный правовой акт, в котором будет урегулирована данная ситуация.
Статья: Идеология квалификации (аккредитации) инвесторов на фондовом рынке
(Молодыко К.Ю.)
("Закон", 2024, N 4)1) считать аккредитованным любого инвестора, которого консультирует инвестиционный консультант или брокер-дилер. Многие из этих взаимодействий будут регулироваться фидуциарными обязательствами или стандартами обеспечения наилучших интересов, в зависимости от отношений представителя с клиентом, что обеспечивает дополнительный уровень защиты инвесторов;
(Молодыко К.Ю.)
("Закон", 2024, N 4)1) считать аккредитованным любого инвестора, которого консультирует инвестиционный консультант или брокер-дилер. Многие из этих взаимодействий будут регулироваться фидуциарными обязательствами или стандартами обеспечения наилучших интересов, в зависимости от отношений представителя с клиентом, что обеспечивает дополнительный уровень защиты инвесторов;
Статья: Правовая природа договора об инвестиционном консультировании: значение для рынка ценных бумаг
(Бауэр Р.Э.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 3)Обязательства по оказанию услуг представляют собой широкий круг отношений, правовой формой которых являются различные договоры на оказание услуг, как представленные во второй части ГК РФ, так и не поименованные в ГК РФ <8>. Как указывается в п. 2 ст. 779 ГК РФ, правовые нормы гл. 39 ГК РФ применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и др. В указанном случае требования к содержанию договора об инвестиционном консультировании помимо норм ГК РФ, содержатся в ст. 6.1 и ст. 6.2 Закона о рынке ценных бумаг, а также в положениях подзаконных нормативных актов, издаваемых Центральным банком РФ (далее - ЦБ РФ) и Базовыми стандартами, издаваемыми саморегулируемыми организациями, объединяющих инвестиционных советников и позднее, утверждаемые ЦБ РФ.
(Бауэр Р.Э.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 3)Обязательства по оказанию услуг представляют собой широкий круг отношений, правовой формой которых являются различные договоры на оказание услуг, как представленные во второй части ГК РФ, так и не поименованные в ГК РФ <8>. Как указывается в п. 2 ст. 779 ГК РФ, правовые нормы гл. 39 ГК РФ применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и др. В указанном случае требования к содержанию договора об инвестиционном консультировании помимо норм ГК РФ, содержатся в ст. 6.1 и ст. 6.2 Закона о рынке ценных бумаг, а также в положениях подзаконных нормативных актов, издаваемых Центральным банком РФ (далее - ЦБ РФ) и Базовыми стандартами, издаваемыми саморегулируемыми организациями, объединяющих инвестиционных советников и позднее, утверждаемые ЦБ РФ.
Статья: Проблемы учета нематериальных активов по новому Стандарту на этапе их идентификации
(Серебрякова Т.Ю., Карпова Е.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)Примечательна статья практических работников оценочной и консалтинговой сфер Д.В. Сафонова и Е.Ю. Тереховой "Учет и использование нематериальных активов в свете вступления в действие Стандарта ФСБУ 14/2022". Авторами систематизированы преимущества сближения отечественного и международного учета интеллектуальной собственности для отечественных заинтересованных лиц: "Переход России на Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ) имеет несколько причин и преимуществ.
(Серебрякова Т.Ю., Карпова Е.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)Примечательна статья практических работников оценочной и консалтинговой сфер Д.В. Сафонова и Е.Ю. Тереховой "Учет и использование нематериальных активов в свете вступления в действие Стандарта ФСБУ 14/2022". Авторами систематизированы преимущества сближения отечественного и международного учета интеллектуальной собственности для отечественных заинтересованных лиц: "Переход России на Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ) имеет несколько причин и преимуществ.
Статья: Правовое регулирование системы государственных закупок как инструмента воздействия на внутреннюю экономику
(Боровик Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Одним из таких требований, которым должна соответствовать система государственных закупок, является обеспечение максимальной прозрачности ее функционирования. Именно прозрачность повышает уровень доверия к системе государственных закупок и является одной из ключевых основ для функционирования государственного сектора экономики. Одним из главных требований Всемирного Банка, сформулированным в выпущенных Правилах закупок для заемщиков "Закупки в рамках финансирования инвестиционных проектов: товары, работы, неконсультационные и консультационные услуги", является обеспечение прозрачности, открытости процедуры проведения государственных закупок и соответствие высоким стандартам.
(Боровик Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Одним из таких требований, которым должна соответствовать система государственных закупок, является обеспечение максимальной прозрачности ее функционирования. Именно прозрачность повышает уровень доверия к системе государственных закупок и является одной из ключевых основ для функционирования государственного сектора экономики. Одним из главных требований Всемирного Банка, сформулированным в выпущенных Правилах закупок для заемщиков "Закупки в рамках финансирования инвестиционных проектов: товары, работы, неконсультационные и консультационные услуги", является обеспечение прозрачности, открытости процедуры проведения государственных закупок и соответствие высоким стандартам.