Статус судей арбитражных судов
Подборка наиболее важных документов по запросу Статус судей арбитражных судов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12.1 "Дисциплинарная ответственность судей" Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации""Исходя из смысла положений пункта 6 статьи 12.1 Закона о статусе судей днем выявления нарушений, которые расцениваются квалификационной коллегией судей в качестве дисциплинарного проступка, является в данном случае 18 октября 2021 года - день, когда у председателя Арбитражного суда города Москвы, ознакомившегося с результатами проведенных служебных проверок, появились достаточные основания для реализации своих полномочий в сфере дисциплинарной ответственности судьи, на основании чего в указанную дату в Совет судей города Москвы направлены результаты служебной проверки в отношении административного истца. При этом, административный истец ФИО12 Е.Н. после 18 октября 2021 года была временно нетрудоспособна в периоды с 2 декабря 2021 года по 7 декабря 2021 года, с 8 декабря 2021 года по 29 декабря 2021 года, с 30 декабря 2021 года по 3 января 2022 года, то есть в количестве 33 календарных дня, что подтверждается копией табеля учета использования рабочего времени, которая имелась в распоряжении квалификационной коллегии судей города Москвы. Таким образом, решение квалификационной коллегии судей города Москвы от 17 марта 2022 года принято в установленные сроки."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридические лица публичного права в арбитраже: в поисках оптимальной модели участия
(Курочкин С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)В оценке правового статуса публичных органов в теории и на практике нередко проявляются ошибочные представления. Ю.А. Тихомиров справедливо обращает внимание на "неправильное и ложное правосознание в области компетенций публичных органов, когда работники таких органов воспринимают их однозначно как жесткие или мягкие, как рекомендательные, примерные или как стандарт" <22>. Ошибки в оценке объема и характера полномочий, неуместные арбитражные оговорки, заключенные без учета правового положения юридических лиц публичного права, порождают арбитражные разбирательства, решения по которым не признаются государством. Руководителям юридических лиц публичного права, решая вопрос о подписании арбитражного соглашения, стоит помнить, что "цель участия государства в материальных частноправовых отношениях имеет свое органичное развитие в цели защиты законных государственных интересов, формирующихся под воздействием интересов общественных, приобретающих благодаря поддержке государства свойство публичности, в цивилистическом процессе" <23>. Российское государство создало эффективный механизм разрешения внутренних споров с участием юридических лиц публичного права. Такой механизм укоренен в российском правопорядке и обеспечен конституционными гарантиями. Произвольное отступление от него законом не предусматривается, заключение арбитражного соглашения в этом случае можно рассматривать и как неэффективное управленческое действие, и как искажение смысла их полномочий, не образующее прочную базу для проведения арбитражного разбирательства. Напомним также, что "ответственность юридического лица публичного права в своей основе имеет не частноправовой, а публично-правовой характер. Среди форм ответственности есть такие, которые неприменимы к коммерческим объединениям" <24>. Арбитры, не обладающие статусом судей, и арбитраж, не входящий в государственную судебную систему, не могут решать вопросы применения мер ответственности, имеющей публично-правовой характер.
(Курочкин С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)В оценке правового статуса публичных органов в теории и на практике нередко проявляются ошибочные представления. Ю.А. Тихомиров справедливо обращает внимание на "неправильное и ложное правосознание в области компетенций публичных органов, когда работники таких органов воспринимают их однозначно как жесткие или мягкие, как рекомендательные, примерные или как стандарт" <22>. Ошибки в оценке объема и характера полномочий, неуместные арбитражные оговорки, заключенные без учета правового положения юридических лиц публичного права, порождают арбитражные разбирательства, решения по которым не признаются государством. Руководителям юридических лиц публичного права, решая вопрос о подписании арбитражного соглашения, стоит помнить, что "цель участия государства в материальных частноправовых отношениях имеет свое органичное развитие в цели защиты законных государственных интересов, формирующихся под воздействием интересов общественных, приобретающих благодаря поддержке государства свойство публичности, в цивилистическом процессе" <23>. Российское государство создало эффективный механизм разрешения внутренних споров с участием юридических лиц публичного права. Такой механизм укоренен в российском правопорядке и обеспечен конституционными гарантиями. Произвольное отступление от него законом не предусматривается, заключение арбитражного соглашения в этом случае можно рассматривать и как неэффективное управленческое действие, и как искажение смысла их полномочий, не образующее прочную базу для проведения арбитражного разбирательства. Напомним также, что "ответственность юридического лица публичного права в своей основе имеет не частноправовой, а публично-правовой характер. Среди форм ответственности есть такие, которые неприменимы к коммерческим объединениям" <24>. Арбитры, не обладающие статусом судей, и арбитраж, не входящий в государственную судебную систему, не могут решать вопросы применения мер ответственности, имеющей публично-правовой характер.
Статья: Помощник судьи в системе гражданских и арбитражных процессуальных отношений
(Сорокопуд А.В.)
("Российский судья", 2021, N 1)<10> Трещева Е.А. Субъекты арбитражного процесса: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 143; Она же. Статус судей арбитражного суда, помощников судей и секретарей судебного заседания как субъектов арбитражного процесса // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти и 70-летию со дня рождения профессора Я.Ф. Фархтдинова (г. Казань, 12 - 13 октября 2006 г.): сб. науч. ст. / редкол. И.Г. Горбачев, Д.Н. Горшунов и др.; отв. ред. Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышева. М.: Статут, 2006. Вып. 1.
(Сорокопуд А.В.)
("Российский судья", 2021, N 1)<10> Трещева Е.А. Субъекты арбитражного процесса: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 143; Она же. Статус судей арбитражного суда, помощников судей и секретарей судебного заседания как субъектов арбитражного процесса // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти и 70-летию со дня рождения профессора Я.Ф. Фархтдинова (г. Казань, 12 - 13 октября 2006 г.): сб. науч. ст. / редкол. И.Г. Горбачев, Д.Н. Горшунов и др.; отв. ред. Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышева. М.: Статут, 2006. Вып. 1.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N 70
"О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия"Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела, и принятии судебных актов наравне с профессиональными судьями, пользуются правами и несут обязанности судьи (части 5 и 6 статьи 19 Кодекса, пункт 4 статьи 1 Закона об арбитражных заседателях). На арбитражного заседателя распространяются статус и гарантии судьи в течение всего срока осуществления им своих полномочий с момента наделения ими такого лица постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
"О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия"Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела, и принятии судебных актов наравне с профессиональными судьями, пользуются правами и несут обязанности судьи (части 5 и 6 статьи 19 Кодекса, пункт 4 статьи 1 Закона об арбитражных заседателях). На арбитражного заседателя распространяются статус и гарантии судьи в течение всего срока осуществления им своих полномочий с момента наделения ими такого лица постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"41.1.2. В работе по рассмотрению обращений арбитражные суды руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации", Регламентом арбитражных судов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, локальными актами ВАС РФ, настоящей Инструкцией.
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"41.1.2. В работе по рассмотрению обращений арбитражные суды руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации", Регламентом арбитражных судов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, локальными актами ВАС РФ, настоящей Инструкцией.
Статья: Третейский суд Г.Р. Державина, или Альтернативная правовая рефлексия споров
(Марков С.М.)
("Третейский суд", 2024, N 1/2)Следует особо отметить надзорные функции российского арбитража в отношении третейских судов. В гл. 30 АПК РФ оговаривается оспаривание решений третейских судов и выдача исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов и другие функции в отношении третейских судов. Арбитраж как некоммерческий институт приобрел статус постоянно действующего арбитражного учреждения (ПДАУ, согласно ст. 44 ФЗ об арбитраже). В России запрещается создание ПДАУ с одинаковыми словосочетаниями ("арбитражный суд" и "третейский суд"). Впрочем, и статус мирового судьи, в отличие от мирового суда, определяется законом о судебной системе, т.е. возникает оксюморон: мировой суд - институт гражданского общества, а мировой судья - государственный чиновник.
(Марков С.М.)
("Третейский суд", 2024, N 1/2)Следует особо отметить надзорные функции российского арбитража в отношении третейских судов. В гл. 30 АПК РФ оговаривается оспаривание решений третейских судов и выдача исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов и другие функции в отношении третейских судов. Арбитраж как некоммерческий институт приобрел статус постоянно действующего арбитражного учреждения (ПДАУ, согласно ст. 44 ФЗ об арбитраже). В России запрещается создание ПДАУ с одинаковыми словосочетаниями ("арбитражный суд" и "третейский суд"). Впрочем, и статус мирового судьи, в отличие от мирового суда, определяется законом о судебной системе, т.е. возникает оксюморон: мировой суд - институт гражданского общества, а мировой судья - государственный чиновник.
Статья: Освобождение от обязанности давать свидетельские показания в современной уголовно-процессуальной регламентации
(Дикарев И.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Кроме того, в пункте 1 ч. 3 ст. 56 УПК РФ речь идет об участии судей и присяжных заседателей исключительно в производстве по уголовному делу. Такая формулировка, во-первых, оставляет без внимания случаи участия судьи в производствах, не связанных с уголовным делом (например, при разрешении вопросов исполнения приговоров или в рамках международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства), а во-вторых, не распространяется на судей, рассматривавших дела в порядке административного, гражданского или арбитражного судопроизводства. С учетом единства статуса судей столь дифференцированный подход к регламентации их допроса представляется недопустимым.
(Дикарев И.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Кроме того, в пункте 1 ч. 3 ст. 56 УПК РФ речь идет об участии судей и присяжных заседателей исключительно в производстве по уголовному делу. Такая формулировка, во-первых, оставляет без внимания случаи участия судьи в производствах, не связанных с уголовным делом (например, при разрешении вопросов исполнения приговоров или в рамках международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства), а во-вторых, не распространяется на судей, рассматривавших дела в порядке административного, гражданского или арбитражного судопроизводства. С учетом единства статуса судей столь дифференцированный подход к регламентации их допроса представляется недопустимым.
Статья: Примирение в сфере гражданской юрисдикции
(Михайлова Е.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Судья в отставке не обладает тем же статусом, что и действующий судья <20>. Вместе с тем арбитражные заседатели, например, также не обладают никакими публичными полномочиями, но наделяются ими на период их участия в рассмотрении дела.
(Михайлова Е.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Судья в отставке не обладает тем же статусом, что и действующий судья <20>. Вместе с тем арбитражные заседатели, например, также не обладают никакими публичными полномочиями, но наделяются ими на период их участия в рассмотрении дела.
Статья: Правовой статус суда в административном судопроизводстве
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Правовой статус суда - это его процессуальные права и обязанности, которые он реализует в рамках соответствующей процессуальной формы. Зачастую его смешивают с правовым статусом судьи. Однако субъектом процессуальных правоотношений любого вида (гражданских, уголовных, административных, арбитражных, конституционных) является не судья, а суд. Конкретный судья воплощает этот статус при рассмотрении конкретных дел. Д.В. Уткин справедливо отмечает, что "суд как элемент судебной системы состоит из судей" <3>. Аналогично стороной в процессе выступает не конкретный гражданин, а правовой феномен, процессуальная "роль", предполагающая наделение конкретных лиц соответствующими правами и обязанностями. Именно поэтому при процессуальном правопреемстве, например, рассмотрение дела продолжается, а не начинается заново.
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Правовой статус суда - это его процессуальные права и обязанности, которые он реализует в рамках соответствующей процессуальной формы. Зачастую его смешивают с правовым статусом судьи. Однако субъектом процессуальных правоотношений любого вида (гражданских, уголовных, административных, арбитражных, конституционных) является не судья, а суд. Конкретный судья воплощает этот статус при рассмотрении конкретных дел. Д.В. Уткин справедливо отмечает, что "суд как элемент судебной системы состоит из судей" <3>. Аналогично стороной в процессе выступает не конкретный гражданин, а правовой феномен, процессуальная "роль", предполагающая наделение конкретных лиц соответствующими правами и обязанностями. Именно поэтому при процессуальном правопреемстве, например, рассмотрение дела продолжается, а не начинается заново.
Статья: Судебная система Российской Федерации в условиях современных вызовов
(Догадайло Е.Ю., Носов С.И., Чепунов О.И.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)На современном этапе развития российской государственности новый импульс получили и процессы реформирования судебной системы. При этом существенно обновилось законодательство, закрепившее результаты реформирования самой судебной системы, развиваются нормы материального и процессуального права в направлении дальнейших организационных гарантий статуса судей, а также формируется правовое обеспечение использования новых информационных технологий в судебном процессе. Так, в гражданском и арбитражном процессе был закреплен институт профессионального представительства как мера, обеспечивающая реализацию конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации. Проведена существенная реформа судов общей юрисдикции (образованы пять апелляционных, девять кассационных судов общей юрисдикции и по одному кассационному и апелляционному военному суду <2>), целью которой были закрепление принципа экстерриториальности правосудия, обеспечение беспристрастности, независимости судей при рассмотрении жалоб и представлений на судебные акты нижестоящих инстанций; в российских судах впервые была введена сплошная кассация. Период, прошедший с момента начала деятельности таких судов, показал, что их создание оправдано как с точки зрения повышения гарантий прав граждан и юридических лиц в судебном процессе, так и с точки зрения наиболее эффективного выявления и устранения судебных ошибок в условиях, когда в течение ряда лет фиксируется высокая судебная нагрузка. Так, в 2023 г. судами только первой инстанции во всех видах судопроизводства рассмотрено более 39 млн дел <3> (статистика показывает существенный рост количества рассматриваемых гражданских дел по первой инстанции. Если в 2018 г. рассмотрено 17 238 555 гражданских дел, то в 2023 г. - 28 247 477 гражданских дел <4>).
(Догадайло Е.Ю., Носов С.И., Чепунов О.И.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)На современном этапе развития российской государственности новый импульс получили и процессы реформирования судебной системы. При этом существенно обновилось законодательство, закрепившее результаты реформирования самой судебной системы, развиваются нормы материального и процессуального права в направлении дальнейших организационных гарантий статуса судей, а также формируется правовое обеспечение использования новых информационных технологий в судебном процессе. Так, в гражданском и арбитражном процессе был закреплен институт профессионального представительства как мера, обеспечивающая реализацию конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации. Проведена существенная реформа судов общей юрисдикции (образованы пять апелляционных, девять кассационных судов общей юрисдикции и по одному кассационному и апелляционному военному суду <2>), целью которой были закрепление принципа экстерриториальности правосудия, обеспечение беспристрастности, независимости судей при рассмотрении жалоб и представлений на судебные акты нижестоящих инстанций; в российских судах впервые была введена сплошная кассация. Период, прошедший с момента начала деятельности таких судов, показал, что их создание оправдано как с точки зрения повышения гарантий прав граждан и юридических лиц в судебном процессе, так и с точки зрения наиболее эффективного выявления и устранения судебных ошибок в условиях, когда в течение ряда лет фиксируется высокая судебная нагрузка. Так, в 2023 г. судами только первой инстанции во всех видах судопроизводства рассмотрено более 39 млн дел <3> (статистика показывает существенный рост количества рассматриваемых гражданских дел по первой инстанции. Если в 2018 г. рассмотрено 17 238 555 гражданских дел, то в 2023 г. - 28 247 477 гражданских дел <4>).
Статья: К вопросу о создании специализированных судов в области строительства: сравнительно-правовой аспект
(Ялилов А.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Образование первого специализированного суда в системе арбитражных судов предопределило новеллы в правовом статусе и профессиональной квалификации судей, потребовало трансформации организационных аспектов правосудия и изменения взаимоотношений различных звеньев судебной системы <50>. Плодами же соответствующих тектонических сдвигов в процессуальном праве стало формирование эффективной системы урегулирования споров в области интеллектуальной деятельности, достижение определенного уровня единства судебной практики и преобразования гражданско-правовых норм.
(Ялилов А.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Образование первого специализированного суда в системе арбитражных судов предопределило новеллы в правовом статусе и профессиональной квалификации судей, потребовало трансформации организационных аспектов правосудия и изменения взаимоотношений различных звеньев судебной системы <50>. Плодами же соответствующих тектонических сдвигов в процессуальном праве стало формирование эффективной системы урегулирования споров в области интеллектуальной деятельности, достижение определенного уровня единства судебной практики и преобразования гражданско-правовых норм.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)В качестве следующего примера приведем дело об оспаривании пробела при регулировании отвода арбитражным заседателям. Несмотря на равный правовой статус судьи и арбитражного заседателя в период осуществления правосудия, АПК РФ содержал различный перечень оснований для отвода судей и арбитражных заседателей <1>. Основания отвода судьи предусматривались ч. 1 ст. 21 АПК РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 21 АПК РФ арбитражные заседатели подлежали отводу по основаниям, предусмотренным п. 1 - 4 ч. 1 ст. 21 АПК РФ <2>.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)В качестве следующего примера приведем дело об оспаривании пробела при регулировании отвода арбитражным заседателям. Несмотря на равный правовой статус судьи и арбитражного заседателя в период осуществления правосудия, АПК РФ содержал различный перечень оснований для отвода судей и арбитражных заседателей <1>. Основания отвода судьи предусматривались ч. 1 ст. 21 АПК РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 21 АПК РФ арбитражные заседатели подлежали отводу по основаниям, предусмотренным п. 1 - 4 ч. 1 ст. 21 АПК РФ <2>.
"Очерки современного цивилистического процесса: In Memoriam заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Тамары Евгеньевны Абовой"
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Вопросы о том, соответствует ли требованиям процессуального законодательства направление ходатайства о приобщении к материалам дела проекта судебного акта, подготовленного лицами, имеющими материальную и процессуальную заинтересованность в исходе дела, и использование его судом уже после объявления о рассмотрении дела законченным (ст. 166 АПК РФ) и до изготовления решения в полном объеме (абз. 2 ч. 2 ст. 176 АПК РФ), не будет ли использование проекта судебного акта в данной ситуации нарушением запрета на внепроцессуальное обращение (ст. 5 АПК РФ, ст. 10 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <1>), являются ли такие действия фундаментальным нарушением требований гражданской и арбитражной процессуальных форм, нарушением правил о тайне совещания судей, влекущим отмену судебного акта, интересуют автора настоящей статьи уже много лет.
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Вопросы о том, соответствует ли требованиям процессуального законодательства направление ходатайства о приобщении к материалам дела проекта судебного акта, подготовленного лицами, имеющими материальную и процессуальную заинтересованность в исходе дела, и использование его судом уже после объявления о рассмотрении дела законченным (ст. 166 АПК РФ) и до изготовления решения в полном объеме (абз. 2 ч. 2 ст. 176 АПК РФ), не будет ли использование проекта судебного акта в данной ситуации нарушением запрета на внепроцессуальное обращение (ст. 5 АПК РФ, ст. 10 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <1>), являются ли такие действия фундаментальным нарушением требований гражданской и арбитражной процессуальных форм, нарушением правил о тайне совещания судей, влекущим отмену судебного акта, интересуют автора настоящей статьи уже много лет.
Статья: О целесообразности создания органов, разрешающих внутриведомственные экономические споры: подход к постановке проблемы
(Клеандров М.И.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)- требования (как минимум формально - анкетные) к этим арбитрам (судьям) должны быть такими же, во всяком случае близкими, как установленные Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <20>;
(Клеандров М.И.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)- требования (как минимум формально - анкетные) к этим арбитрам (судьям) должны быть такими же, во всяком случае близкими, как установленные Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <20>;
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, изложены в Конституции РФ, законодательстве о статусе судей, о Конституционном Суде РФ и об арбитражных судах. Часть из них формальные: возраст, образование, стаж юридической работы.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, изложены в Конституции РФ, законодательстве о статусе судей, о Конституционном Суде РФ и об арбитражных судах. Часть из них формальные: возраст, образование, стаж юридической работы.