Статья о свободе слова в конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу Статья о свободе слова в конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 29 Конституции РФ"Статьей 29 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, в том числе свобода мысли и слова (ч. 1 и 3 ст. 29 Конституции РФ), а также право на защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 21 и ч. 1 ст. 23 Конституции РФ). При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В силу приведенных норм гарантированная Конституцией РФ свобода мысли и слова не должна являться инструментом нарушения чести и достоинства других граждан."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29 Конституции РФ"Признаются также заслуживающими внимания и доводы апеллянта о необходимости применения положений статьи 10 Конвенции о защите прав и основных свобод человека, статьи 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующих каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации. Следовательно, при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации суду необходимо выяснять, имеет ли место утверждение о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, либо оспариваются оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и характеристика права на свободу слова
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Основным правовым источником закрепления свободы слова в Российской Федерации является Конституция РФ. В ст. 29 Конституции РФ свобода слова стоит рядом со свободой мысли. Это не случайно: свобода мысли является основой для свободы слова. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. Так, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII, далее - Пакт) закрепляются право беспрепятственно придерживаться своих мнений и право на свободное выражение своего мнения.
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Основным правовым источником закрепления свободы слова в Российской Федерации является Конституция РФ. В ст. 29 Конституции РФ свобода слова стоит рядом со свободой мысли. Это не случайно: свобода мысли является основой для свободы слова. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. Так, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII, далее - Пакт) закрепляются право беспрепятственно придерживаться своих мнений и право на свободное выражение своего мнения.
Статья: Правовые итоги - 2020
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)Поправкой ограничен целый ряд основ конституционного строя и конституционных прав человека. Так, свобода слова (ст. 29 Конституции РФ), политическое и идеологическое многообразие как основа конституционного строя (ст. 13) ограничены запретом призывов к действиям, направленным на отчуждение части территории Российской Федерации (ч. 2.1 ст. 67), и запретом умаления значения подвига народа при защите Отечества (ч. 3 ст. 67.1). Избирательные права граждан и право на равный доступ к государственной службе, а также конституционный принцип равноправия ограничены установлением дополнительных, т.е. не предусмотренных ст. 32 Конституции, провозглашающей данные права, цензов (п. "т" ст. 71, ч. 3 ст. 77, ч. 5 ст. 78, ч. 2 ст. 81, ч. 4 ст. 95). Ограничением избирательных прав граждан на уровне местного самоуправления является закрепление в новой ч. 1.1 ст. 131 Конституции положения о том, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления.
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)Поправкой ограничен целый ряд основ конституционного строя и конституционных прав человека. Так, свобода слова (ст. 29 Конституции РФ), политическое и идеологическое многообразие как основа конституционного строя (ст. 13) ограничены запретом призывов к действиям, направленным на отчуждение части территории Российской Федерации (ч. 2.1 ст. 67), и запретом умаления значения подвига народа при защите Отечества (ч. 3 ст. 67.1). Избирательные права граждан и право на равный доступ к государственной службе, а также конституционный принцип равноправия ограничены установлением дополнительных, т.е. не предусмотренных ст. 32 Конституции, провозглашающей данные права, цензов (п. "т" ст. 71, ч. 3 ст. 77, ч. 5 ст. 78, ч. 2 ст. 81, ч. 4 ст. 95). Ограничением избирательных прав граждан на уровне местного самоуправления является закрепление в новой ч. 1.1 ст. 131 Конституции положения о том, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления.