Страховые взносы по мигрантам
Подборка наиболее важных документов по запросу Страховые взносы по мигрантам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 N 20АП-7563/2021 по делу N А23-6356/2021
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылки общества в обоснование малозначительности совершенного административного правонарушения на то, что в рассматриваемом случае отсутствуют признаки причинения вреда государству, выплаты производились в рамках оформленных в установленном порядке трудовых отношений, надлежащим образом оформлены кассовые операции по выплате, удержан и перечислен НДФЛ с выплаченных средств, начислены и уплачены взносы на социальное страхование, соблюдены правила миграционного учета, социальная опасность деяния отсутствует, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данные обстоятельства не влияют на степень общественной опасности указанного административного правонарушения и не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого административного правонарушения.
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылки общества в обоснование малозначительности совершенного административного правонарушения на то, что в рассматриваемом случае отсутствуют признаки причинения вреда государству, выплаты производились в рамках оформленных в установленном порядке трудовых отношений, надлежащим образом оформлены кассовые операции по выплате, удержан и перечислен НДФЛ с выплаченных средств, начислены и уплачены взносы на социальное страхование, соблюдены правила миграционного учета, социальная опасность деяния отсутствует, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данные обстоятельства не влияют на степень общественной опасности указанного административного правонарушения и не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого административного правонарушения.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.05.2024 по делу N 88-8009/2024 (УИД 86RS0002-01-2023-007944-22)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: С решением пенсионного органа истец не согласился, поскольку факт его работы в спорный период подтверждается трудовыми договорами, которые с ним заключил работодатель; в указанный период времени он еще не являлся гражданином РФ. Истец обращался в архив с заявлением о выдаче справки, подтверждающей факт его работы в спорный период; архив предоставил ответ о том, что по указанному предприятию документы на хранение не поступали.
Решение: Отказано.Из приведенных нормативных положений и разъяснений о порядке их применения следует, что иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, а его работодатель обязан уплачивать за него страховые взносы при наличии у такого гражданина оформленного в установленном порядке статуса постоянно проживающего на территории России или временно проживающего на территории Российской Федерации и подтверждения на право трудовой деятельности, выданного территориальными органами Федеральной миграционной службы России по представленному работодателем ходатайству. В противном случае, как сам иностранный гражданин, так и его работодатель не являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: С решением пенсионного органа истец не согласился, поскольку факт его работы в спорный период подтверждается трудовыми договорами, которые с ним заключил работодатель; в указанный период времени он еще не являлся гражданином РФ. Истец обращался в архив с заявлением о выдаче справки, подтверждающей факт его работы в спорный период; архив предоставил ответ о том, что по указанному предприятию документы на хранение не поступали.
Решение: Отказано.Из приведенных нормативных положений и разъяснений о порядке их применения следует, что иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, а его работодатель обязан уплачивать за него страховые взносы при наличии у такого гражданина оформленного в установленном порядке статуса постоянно проживающего на территории России или временно проживающего на территории Российской Федерации и подтверждения на право трудовой деятельности, выданного территориальными органами Федеральной миграционной службы России по представленному работодателем ходатайству. В противном случае, как сам иностранный гражданин, так и его работодатель не являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы правового положения трудящихся-мигрантов и беженцев в Российской Федерации
(Чирков Д.К., Чирков В.Д.)
("Миграционное право", 2020, N 3)Еще одной из проблем выступает положение о заключении с трудовыми мигрантами гражданско-правовых договоров, которые по факту заменяют трудовые договоры в ряде случаев. Т.Я. Хабриева отмечает, что такой подход выгоден для работодателей (заказчиков), но не для трудящихся-мигрантов и не для государства, так как позволяет заказчику экономить средства на уплате обязательных взносов (страхование от несчастных случаев на производстве и на случай профессиональных заболеваний), расторгать договоры без предоставления им гарантий, установленных ТК РФ <3>, в частности в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". Суд в п. 8 определил, что "если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права" <4>.
(Чирков Д.К., Чирков В.Д.)
("Миграционное право", 2020, N 3)Еще одной из проблем выступает положение о заключении с трудовыми мигрантами гражданско-правовых договоров, которые по факту заменяют трудовые договоры в ряде случаев. Т.Я. Хабриева отмечает, что такой подход выгоден для работодателей (заказчиков), но не для трудящихся-мигрантов и не для государства, так как позволяет заказчику экономить средства на уплате обязательных взносов (страхование от несчастных случаев на производстве и на случай профессиональных заболеваний), расторгать договоры без предоставления им гарантий, установленных ТК РФ <3>, в частности в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". Суд в п. 8 определил, что "если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права" <4>.
Статья: Принцип эквивалентности страховых взносов в свете теории выгоды: правовое преломление
(Рябова Е.В., Копина А.А., Есымханова З.К.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Данная позиция основана на исключительно налоговой природе страховых взносов, предполагающей их уплату в целях финансового обеспечения системы обязательного пенсионного страхования, основанной на принципе солидарности поколений. Такая позиция не учитывает принцип эквивалентности и не предполагает определенной возмездности при уплате страховых взносов <14>. Ярким примером такой позиции является дело Верховного суда США (далее - Суд США) Flemming v. Nestor, 363 U.S. 603 (1960), в рамках которого Суд США рассмотрел ситуацию депортации иностранного гражданина, проживавшего и уплачивавшего страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в течение длительного периода времени в федеральный бюджет США, вследствие нарушения им миграционного законодательства без сохранения пенсионных прав. Решая дело против заявителя, Суд США указал, что выгоды каждого работника, вытекающие из вклада, который он вносил в национальную экономику во время активной работы, не зависят от степени, в которой он был призван поддерживать систему путем налогообложения. Очевидно, что внедоговорные интересы работника, подпадающие под действие закона, не могут быть обоснованно аналогичны интересам держателя ренты, чье право на экономическую выгоду основано на его договорных премиальных выплатах. Пособия по социальному обеспечению вытекают из взносов, которые работник делает в систему во время активной работы, но не зависят от степени, в которой он был призван поддерживать систему за счет налогообложения <15>.
(Рябова Е.В., Копина А.А., Есымханова З.К.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Данная позиция основана на исключительно налоговой природе страховых взносов, предполагающей их уплату в целях финансового обеспечения системы обязательного пенсионного страхования, основанной на принципе солидарности поколений. Такая позиция не учитывает принцип эквивалентности и не предполагает определенной возмездности при уплате страховых взносов <14>. Ярким примером такой позиции является дело Верховного суда США (далее - Суд США) Flemming v. Nestor, 363 U.S. 603 (1960), в рамках которого Суд США рассмотрел ситуацию депортации иностранного гражданина, проживавшего и уплачивавшего страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в течение длительного периода времени в федеральный бюджет США, вследствие нарушения им миграционного законодательства без сохранения пенсионных прав. Решая дело против заявителя, Суд США указал, что выгоды каждого работника, вытекающие из вклада, который он вносил в национальную экономику во время активной работы, не зависят от степени, в которой он был призван поддерживать систему путем налогообложения. Очевидно, что внедоговорные интересы работника, подпадающие под действие закона, не могут быть обоснованно аналогичны интересам держателя ренты, чье право на экономическую выгоду основано на его договорных премиальных выплатах. Пособия по социальному обеспечению вытекают из взносов, которые работник делает в систему во время активной работы, но не зависят от степени, в которой он был призван поддерживать систему за счет налогообложения <15>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610
(ред. от 20.06.2024)
"Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)1. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
(ред. от 20.06.2024)
"Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)1. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"Установить, что в 2004 году от уплаты страховых взносов, зачисляемых в Фонд на выплату страховой части трудовой пенсии, и страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии освобождаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят военную службу военнослужащие, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области внутренних дел, миграции, исполнения наказаний, фельдъегерской связи, таможенного дела, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенной системы Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
(ред. от 02.07.2021)
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"Установить, что в 2004 году от уплаты страховых взносов, зачисляемых в Фонд на выплату страховой части трудовой пенсии, и страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии освобождаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят военную службу военнослужащие, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области внутренних дел, миграции, исполнения наказаний, фельдъегерской связи, таможенного дела, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенной системы Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.".