Стратегия сибири
Подборка наиболее важных документов по запросу Стратегия сибири (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование института инвестирования внутреннего регионального туризма (на примере Республики Хакасия)
(Козьмин М.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)- подписание соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в сфере развития туризма республики между правительством Хакасии и публичным акционерным обществом "Сбербанк России" с целью реализации мероприятий по комплексному развитию сферы туризма Республики Хакасия и для повышения конкурентоспособности и инвестиционной туристической привлекательности Хакасии. Как отметил управляющий Абаканским отделением "Сбербанка" Денис Лепчугов, "в первую очередь планируется участие Сбербанка в финансировании крупных инвест-проектов в сфере туризма. Также ряд других направлений. Например, оказание поддержки правительству в части разработки стратегии развития туризма в макрорегионе "Енисейская Сибирь". Предполагается привлечение внешних консультантов, которые будут помогать разрабатывать стратегию развития экономики Хакасии по ключевым направлениям, и одно из приоритетных как раз туризм" <18>;
(Козьмин М.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)- подписание соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в сфере развития туризма республики между правительством Хакасии и публичным акционерным обществом "Сбербанк России" с целью реализации мероприятий по комплексному развитию сферы туризма Республики Хакасия и для повышения конкурентоспособности и инвестиционной туристической привлекательности Хакасии. Как отметил управляющий Абаканским отделением "Сбербанка" Денис Лепчугов, "в первую очередь планируется участие Сбербанка в финансировании крупных инвест-проектов в сфере туризма. Также ряд других направлений. Например, оказание поддержки правительству в части разработки стратегии развития туризма в макрорегионе "Енисейская Сибирь". Предполагается привлечение внешних консультантов, которые будут помогать разрабатывать стратегию развития экономики Хакасии по ключевым направлениям, и одно из приоритетных как раз туризм" <18>;
Статья: Политические аспекты инвестирования Китая в Дальневосточный федеральный округ и влияние пандемии COVID-19 на успешную реализацию осуществляемых проектов
(Лапина В.А., Арефьева Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)В 2009 г. Президенты РФ и КНР утвердили программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китая. В том же году была утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.
(Лапина В.А., Арефьева Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)В 2009 г. Президенты РФ и КНР утвердили программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китая. В том же году была утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.
Нормативные акты
"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года"
(разработан Минэкономразвития России)<1> Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р.
(разработан Минэкономразвития России)<1> Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р.
Постановление Правительства РФ от 21.05.2016 N 451
(ред. от 01.08.2025)
"О Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации")г) координация строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства в субъектах Российской Федерации в целях реализации национальных проектов, государственных программ Российской Федерации, проектов развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока;
(ред. от 01.08.2025)
"О Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации")г) координация строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства в субъектах Российской Федерации в целях реализации национальных проектов, государственных программ Российской Федерации, проектов развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока;
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Развитие отдаленных территорий, в том числе с неблагоприятным климатом, является важной государственной задачей. Наибольшее значение придается развитию территорий Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера и Арктической зоны Российской Федерации, в связи с чем в дальнейшем исследованием будут охватываться преимущественно вопросы привлечения рабочей силы в указанные регионы государства.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Развитие отдаленных территорий, в том числе с неблагоприятным климатом, является важной государственной задачей. Наибольшее значение придается развитию территорий Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера и Арктической зоны Российской Федерации, в связи с чем в дальнейшем исследованием будут охватываться преимущественно вопросы привлечения рабочей силы в указанные регионы государства.
Статья: Совершенствование системы землеустройства в контексте пространственного развития России
(Аверьянова Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Остальные макрорегионы, территориальное расположение которых приходится на Север и Сибирь, Дальний Восток Российской Федерации, имеют целый комплекс проблем в сфере землеустройства. Представляется, что именно они должны стать основным плацдармом для позитивных преобразований земельных отношений. Направлений таких преобразований несколько: это и развитие систем имущественных отношений посредством упрощенного, льготного порядка предоставления земельных участков, это и решение экологических проблем промышленных регионов Урала и Сибири, и, без сомнения, совершенствование деятельности, направленной на обеспечение прав на землю коренных малочисленных народов, экологического благополучия территорий их исконного проживания. Справедливости ради стоит отметить, что определенные усилия в данных сферах принимаются. Власть не только демонстрирует понимание проблем, но и пытается с разной степенью успеха найти механизмы их устранения.
(Аверьянова Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Остальные макрорегионы, территориальное расположение которых приходится на Север и Сибирь, Дальний Восток Российской Федерации, имеют целый комплекс проблем в сфере землеустройства. Представляется, что именно они должны стать основным плацдармом для позитивных преобразований земельных отношений. Направлений таких преобразований несколько: это и развитие систем имущественных отношений посредством упрощенного, льготного порядка предоставления земельных участков, это и решение экологических проблем промышленных регионов Урала и Сибири, и, без сомнения, совершенствование деятельности, направленной на обеспечение прав на землю коренных малочисленных народов, экологического благополучия территорий их исконного проживания. Справедливости ради стоит отметить, что определенные усилия в данных сферах принимаются. Власть не только демонстрирует понимание проблем, но и пытается с разной степенью успеха найти механизмы их устранения.
Статья: Правовое регулирование использования средств индивидуальной мобильности: российский опыт и мировая практика
(Бочанов М.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Отсутствие обязательного страхования и требований к защитной экипировке пользователей СИМ усугубляют риски. Нехватка выделенных полос и парковок для СИМ приводит к конфликтам с пешеходами и велосипедистами [2]. При этом регионы серьезно разнятся в подходах к регулированию использования СИМ. Москва и Санкт-Петербург внедрили зоны с ограничением скорости для СИМ (до 15 км/ч в пешеходных зонах), но единой стратегии для регионов нет. Например, в Татарстане разрабатывают проекты по интеграции СИМ в общественный транспорт, тогда как в Сибири инфраструктура почти отсутствует [5].
(Бочанов М.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Отсутствие обязательного страхования и требований к защитной экипировке пользователей СИМ усугубляют риски. Нехватка выделенных полос и парковок для СИМ приводит к конфликтам с пешеходами и велосипедистами [2]. При этом регионы серьезно разнятся в подходах к регулированию использования СИМ. Москва и Санкт-Петербург внедрили зоны с ограничением скорости для СИМ (до 15 км/ч в пешеходных зонах), но единой стратегии для регионов нет. Например, в Татарстане разрабатывают проекты по интеграции СИМ в общественный транспорт, тогда как в Сибири инфраструктура почти отсутствует [5].
Статья: Пределы правового регулирования военно-служебных отношений
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)14. Лиддел Гарт Б.Х. Стратегия непрямых действий / пер. с англ. М.: Иностр. лит., 1957. 534 с.
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)14. Лиддел Гарт Б.Х. Стратегия непрямых действий / пер. с англ. М.: Иностр. лит., 1957. 534 с.
Статья: Земельные ресурсы. Мнения
(Гаврилов С., Нургалиева Э., Бородин А., Шагайда Н., Хлыстун В., Доронин Н., Позднякова О., Терновцов А., Пузанов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Результаты экспертно-аналитического мероприятия, отраженные в рассматриваемом отчете, объективно свидетельствуют о недостаточной эффективности действующей системы управления земельными ресурсами страны, и прежде всего той их части, которая находится в собственности государства. Неразграниченность земель на разном праве, неполнота и противоречивость сведений, отраженных в ЕГРН и других официальных источниках информации, отсутствие актуальной планово-картографической основы и необходимых материалов землеустроительных, почвенных, геоботанических и других обследований затрудняют принятие обоснованных управленческих решений по организации рационального использования и сохранению для настоящего и будущих поколений земельного потенциала России. Отмечая ряд позитивных тенденций в развитии земельных отношений, нельзя не видеть растущие риски ухудшения состояния значительной части земельного фонда, связанные с увеличением площади нарушенных земель, снижением естественного плодородия почв, развитием процессов опустынивания значительных территорий на юго-востоке страны, водной эрозии в областях Черноземья, ветровой эрозии в Поволжье и Сибири, социального опустынивания во многих областях Нечерноземья и др. Активно противодействовать развитию этих негативных явлений возможно лишь на основе четкой научно обоснованной стратегии развития земельных отношений и хорошо структурированной системы управления земельными ресурсами.
(Гаврилов С., Нургалиева Э., Бородин А., Шагайда Н., Хлыстун В., Доронин Н., Позднякова О., Терновцов А., Пузанов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Результаты экспертно-аналитического мероприятия, отраженные в рассматриваемом отчете, объективно свидетельствуют о недостаточной эффективности действующей системы управления земельными ресурсами страны, и прежде всего той их части, которая находится в собственности государства. Неразграниченность земель на разном праве, неполнота и противоречивость сведений, отраженных в ЕГРН и других официальных источниках информации, отсутствие актуальной планово-картографической основы и необходимых материалов землеустроительных, почвенных, геоботанических и других обследований затрудняют принятие обоснованных управленческих решений по организации рационального использования и сохранению для настоящего и будущих поколений земельного потенциала России. Отмечая ряд позитивных тенденций в развитии земельных отношений, нельзя не видеть растущие риски ухудшения состояния значительной части земельного фонда, связанные с увеличением площади нарушенных земель, снижением естественного плодородия почв, развитием процессов опустынивания значительных территорий на юго-востоке страны, водной эрозии в областях Черноземья, ветровой эрозии в Поволжье и Сибири, социального опустынивания во многих областях Нечерноземья и др. Активно противодействовать развитию этих негативных явлений возможно лишь на основе четкой научно обоснованной стратегии развития земельных отношений и хорошо структурированной системы управления земельными ресурсами.
Статья: Экономико-правовое развитие коренных народов арктических стран: предпосылки и возможности
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2024, N 11)<4> Распоряжение Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 132-р "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 876.
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2024, N 11)<4> Распоряжение Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 132-р "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 876.
Статья: Вопросы миграционной стратегии Российской Федерации на ближнесрочную перспективу (2023 - 2025 гг.)
(Сейфетдинова Е.И., Гулый А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 2)Автор статьи рассматривает современное и перспективное состояние миграционной стратегии государства в сложившихся условиях попытки изолировать Российскую Федерацию от мирового сообщества. В сложный для государства период существующие подходы и решения должны корректироваться с учетом складывающейся обстановки. На основе проведенного обзора состояния миграционной политики автор предлагает скорректировать миграционную стратегию в интересах Российской Федерации с учетом изменившихся обстоятельств. Трудовые мигранты остаются источником экономического и демографического роста государства, освоения территорий Сибири и Дальнего Востока за последние три десятилетия.
(Сейфетдинова Е.И., Гулый А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 2)Автор статьи рассматривает современное и перспективное состояние миграционной стратегии государства в сложившихся условиях попытки изолировать Российскую Федерацию от мирового сообщества. В сложный для государства период существующие подходы и решения должны корректироваться с учетом складывающейся обстановки. На основе проведенного обзора состояния миграционной политики автор предлагает скорректировать миграционную стратегию в интересах Российской Федерации с учетом изменившихся обстоятельств. Трудовые мигранты остаются источником экономического и демографического роста государства, освоения территорий Сибири и Дальнего Востока за последние три десятилетия.
Статья: Правовая политика антисоветских правительств в налоговой сфере в годы гражданской войны в России
(Медведев В.Г.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)19. Луков Е.В. К вопросу об отмене "сухого закона" в белой Сибири // История белой Сибири: материалы Пятой Междунар. науч. конф. (4 - 5 февраля 2003, г. Кемерово). Кемерово: Кузбасиздат, 2003. С. 79 - 83.
(Медведев В.Г.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)19. Луков Е.В. К вопросу об отмене "сухого закона" в белой Сибири // История белой Сибири: материалы Пятой Междунар. науч. конф. (4 - 5 февраля 2003, г. Кемерово). Кемерово: Кузбасиздат, 2003. С. 79 - 83.
Статья: Современные проблемы реализации государственной национальной политики Российской Федерации: правовой аспект
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)В настоящей статье обратим внимание лишь на отдельные из этих проблем, понимая при этом их неоднородность и разную степень значимости для реализации Стратегии государственной национальной политики РФ, а также учитывая многоплановость и многовекторность государственной национальной политики.
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)В настоящей статье обратим внимание лишь на отдельные из этих проблем, понимая при этом их неоднородность и разную степень значимости для реализации Стратегии государственной национальной политики РФ, а также учитывая многоплановость и многовекторность государственной национальной политики.
Статья: Правовое становление и развитие Северного морского пути
(Шеломенцев В.Н.)
("Транспортное право", 2024, N 3)Согласно намеченному курсу и юридической практике принимается Постановление Президиума ЦИК от 15 апреля 1926 г., сыгравшее главенствующее значение по территориальному делению Арктики между странами, давшее мощнейший вектор направления к мировому формированию полярных секторов <10>. Сущность намеченного курса основывалась на историческом опыте и законодательной практике Русского и Советского государства, которые соответствовали общепризнанным принципам и нормам международного морского права. За основу брали то, что все земли и острова к северу от арктического побережья государства в пределах сектора, образованного таким побережьем и сходящимися в точке полюса соответствующими меридианами, считаются входящими в состав территории этого государства. Правильность принятой позиции в дальнейшем подтверждена в Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Так, ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву содержит следующее: "Государства обязаны защищать и сохранять морскую среду". Широкие полномочия закреплены в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву, за основу принимаются особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы, это дает право государствам принимать законы в отношении своей экономической зоны, прописывать санкции для обеспечения выполнения своих прав, возбуждения разбирательства и задержания судов. Огромное политическое, экономическое значение сыграли утвержденные Президентом РФ 18 сентября 2008 г. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Были обозначены направления развития с конечным результатом по отрезкам времени, главенствующая роль отводилась комплексному научно-социальному, экономическому развитию региона, помимо этого, обращено особое внимание на то, что для интенсивного освоения и торговли необходимо международное сотрудничество. Самое пристальное внимание Правительством РФ было уделено изысканию колоссальных средств для военной безопасности, защиты и охраны границы в Арктике, восстановлению оставленных после распада СССР аэродромов и военных городков, а также планировке и направлению средств на постройку ледокольного флота для Вооруженных Сил, грамотному привлечению и вложению средств и силы из числа военных и гражданских на очистку территорий от мусора и токсичных веществ в бочках, канистрах, иных емкостях, брошенных прежними хозяевами. Данный документ предусматривал два этапа реализации, первый - до 2015 г. - предписывал подготовить весь спектр документов и работ для обоснования внешних границ и международно-правовое оформление Арктической зоны России, подготовить инвестиционные проекты в рамках государственно-частного партнерства для реализации целевых программ, создание единого информационного пространства. На втором этапе - до 2020 г. - предусматривалось провести структурную перестройку экономики, превратив данный регион в ведущую стратегическую ресурсную базу страны. По результатам реализации проекта мы можем наблюдать создание мощной экономической и транспортной базы в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.
(Шеломенцев В.Н.)
("Транспортное право", 2024, N 3)Согласно намеченному курсу и юридической практике принимается Постановление Президиума ЦИК от 15 апреля 1926 г., сыгравшее главенствующее значение по территориальному делению Арктики между странами, давшее мощнейший вектор направления к мировому формированию полярных секторов <10>. Сущность намеченного курса основывалась на историческом опыте и законодательной практике Русского и Советского государства, которые соответствовали общепризнанным принципам и нормам международного морского права. За основу брали то, что все земли и острова к северу от арктического побережья государства в пределах сектора, образованного таким побережьем и сходящимися в точке полюса соответствующими меридианами, считаются входящими в состав территории этого государства. Правильность принятой позиции в дальнейшем подтверждена в Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Так, ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву содержит следующее: "Государства обязаны защищать и сохранять морскую среду". Широкие полномочия закреплены в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву, за основу принимаются особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы, это дает право государствам принимать законы в отношении своей экономической зоны, прописывать санкции для обеспечения выполнения своих прав, возбуждения разбирательства и задержания судов. Огромное политическое, экономическое значение сыграли утвержденные Президентом РФ 18 сентября 2008 г. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Были обозначены направления развития с конечным результатом по отрезкам времени, главенствующая роль отводилась комплексному научно-социальному, экономическому развитию региона, помимо этого, обращено особое внимание на то, что для интенсивного освоения и торговли необходимо международное сотрудничество. Самое пристальное внимание Правительством РФ было уделено изысканию колоссальных средств для военной безопасности, защиты и охраны границы в Арктике, восстановлению оставленных после распада СССР аэродромов и военных городков, а также планировке и направлению средств на постройку ледокольного флота для Вооруженных Сил, грамотному привлечению и вложению средств и силы из числа военных и гражданских на очистку территорий от мусора и токсичных веществ в бочках, канистрах, иных емкостях, брошенных прежними хозяевами. Данный документ предусматривал два этапа реализации, первый - до 2015 г. - предписывал подготовить весь спектр документов и работ для обоснования внешних границ и международно-правовое оформление Арктической зоны России, подготовить инвестиционные проекты в рамках государственно-частного партнерства для реализации целевых программ, создание единого информационного пространства. На втором этапе - до 2020 г. - предусматривалось провести структурную перестройку экономики, превратив данный регион в ведущую стратегическую ресурсную базу страны. По результатам реализации проекта мы можем наблюдать создание мощной экономической и транспортной базы в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.