Строительство на землях особо охраняемых территорий
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство на землях особо охраняемых территорий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Аренда земельного участка: Арендодатель хочет обязать Регистрирующий орган произвести государственную регистрацию договора аренды, в которой Регистрирующий орган отказал
(КонсультантПлюс, 2025)Представленный договор аренды не соответствует действующему законодательству (например, договор предполагает вырубку леса для целей строительства на участке земли, отнесенном к особо охраняемой территории)
(КонсультантПлюс, 2025)Представленный договор аренды не соответствует действующему законодательству (например, договор предполагает вырубку леса для целей строительства на участке земли, отнесенном к особо охраняемой территории)
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня" Федерального закона "Об экологической экспертизе""Для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение соответствующей экспертизы. Результатом проведения государственной экологической экспертизы проектной документации является соответствующее заключение (статья 49 Градостроительного кодекса). В перечне объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня названа проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", подпункты "а" пунктов 4, 5 Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 N 822)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Спорной является позиция о признании земель общего пользования отдельной категорией земель. В сфере общего пользования представлены различные виды объектов земельных отношений. Что касается земельных участков общего пользования и их частей, то они необходимы для реализации норм о целевом назначении всех без исключения категорий земель, поскольку землепользование осуществляется гражданами, и для этого требуется организация пешеходного и автомобильного передвижения, мест отдыха, досуга и иных видов общего пользования. В связи с этим мне представляется, что предусмотренный ст. 95 ЗК РФ запрет на строительство автомобильных дорог на землях особо охраняемых природных территорий распространяется на магистральные дороги и не касается различного рода внутрихозяйственных дорог, проездов, тротуаров и иных объектов общего пользования, которые непосредственно связаны с реализацией норм о целевом назначении указанной категории земель.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Спорной является позиция о признании земель общего пользования отдельной категорией земель. В сфере общего пользования представлены различные виды объектов земельных отношений. Что касается земельных участков общего пользования и их частей, то они необходимы для реализации норм о целевом назначении всех без исключения категорий земель, поскольку землепользование осуществляется гражданами, и для этого требуется организация пешеходного и автомобильного передвижения, мест отдыха, досуга и иных видов общего пользования. В связи с этим мне представляется, что предусмотренный ст. 95 ЗК РФ запрет на строительство автомобильных дорог на землях особо охраняемых природных территорий распространяется на магистральные дороги и не касается различного рода внутрихозяйственных дорог, проездов, тротуаров и иных объектов общего пользования, которые непосредственно связаны с реализацией норм о целевом назначении указанной категории земель.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Предметом согласования также является возможность размещения объектов капитального строительства при условии перевода земельных участков из состава земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов в земли иных категорий, если такой перевод допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Срок согласования документации по планировке территории не может превышать десять рабочих дней со дня ее поступления в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные комментируемой частью.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Предметом согласования также является возможность размещения объектов капитального строительства при условии перевода земельных участков из состава земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов в земли иных категорий, если такой перевод допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Срок согласования документации по планировке территории не может превышать десять рабочих дней со дня ее поступления в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные комментируемой частью.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда;
(ред. от 31.07.2025)6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда;
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"б) направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории, ее функциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещение объекта капитального строительства;
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"б) направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории, ее функциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещение объекта капитального строительства;