Строительство жилого дома в зоне затопления
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство жилого дома в зоне затопления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 N 88а-28589/2024 (УИД 23RS0055-01-2023-002206-94)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным решения.
Обстоятельства: Истец указал, что ему на основании договора аренды земельного участка принадлежит земельный участок. На обращение с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома истец получил отказ.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении административного иска, руководствуясь положениями статей 16, 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, частью 1, 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции согласился с доводами административного ответчика о том, что нахождение земельного участка, на котором истец планировал строительство жилого дома в зоне затопления, в соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации не является безусловным основанием для отказа в согласовании строительства. Кроме того, согласно выписке на спорный земельный участок, ограничение в виде зоны затопления или подтопления, не зарегистрировано.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным решения.
Обстоятельства: Истец указал, что ему на основании договора аренды земельного участка принадлежит земельный участок. На обращение с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома истец получил отказ.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении административного иска, руководствуясь положениями статей 16, 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, частью 1, 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции согласился с доводами административного ответчика о том, что нахождение земельного участка, на котором истец планировал строительство жилого дома в зоне затопления, в соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации не является безусловным основанием для отказа в согласовании строительства. Кроме того, согласно выписке на спорный земельный участок, ограничение в виде зоны затопления или подтопления, не зарегистрировано.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 N 88-2095/2023
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) О признании недействительным постановления; 2) Об исключении сведений о праве, возложении обязанности предоставить земельный участок.
Обстоятельства: Истцы указали на то, что, как граждане, воспитывающие трех несовершеннолетних детей, были приняты на учет в качестве лиц, имеющих право на внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Им в общую совместную собственность бесплатно предоставлен земельный участок. Однако участок находится в зоне подтопления, без необходимой инженерной инфраструктуры, освещения, автомобильной дороги.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Указание заявителя на отсутствие безусловного законодательного запрета на строительство жилых домов в зонах затопления, подтопления, о незаконности обжалуемого судебного акта не свидетельствует, поскольку по смыслу п. 1 ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в указанных зонах допустимо строительство объектов капитального строительства, обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, наличие которых в месте расположения участка, предоставленного истцам, судом не установлено.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) О признании недействительным постановления; 2) Об исключении сведений о праве, возложении обязанности предоставить земельный участок.
Обстоятельства: Истцы указали на то, что, как граждане, воспитывающие трех несовершеннолетних детей, были приняты на учет в качестве лиц, имеющих право на внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Им в общую совместную собственность бесплатно предоставлен земельный участок. Однако участок находится в зоне подтопления, без необходимой инженерной инфраструктуры, освещения, автомобильной дороги.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Указание заявителя на отсутствие безусловного законодательного запрета на строительство жилых домов в зонах затопления, подтопления, о незаконности обжалуемого судебного акта не свидетельствует, поскольку по смыслу п. 1 ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в указанных зонах допустимо строительство объектов капитального строительства, обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, наличие которых в месте расположения участка, предоставленного истцам, судом не установлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового режима использования и застройки земельных участков в зонах затопления и подтопления
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Оценка юридического значения и последствий того или иного нарушения правового режима, установленного в зоне затопления или подтопления, предполагает дифференцированный подход. В частности, строительство индивидуального жилого дома, не обеспеченного инженерной защитой от затопления, не затрагивает законные интересы "небезразличных" соседей, и вопрос о легитимности его возведения не относится к компетенции органов публичной власти. И напротив, размещение объекта химических отходов в зоне потенциального подтопления угрожает конституционному праву на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц и служит достаточным основанием, например, для заявления иска о запрете строительства.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Оценка юридического значения и последствий того или иного нарушения правового режима, установленного в зоне затопления или подтопления, предполагает дифференцированный подход. В частности, строительство индивидуального жилого дома, не обеспеченного инженерной защитой от затопления, не затрагивает законные интересы "небезразличных" соседей, и вопрос о легитимности его возведения не относится к компетенции органов публичной власти. И напротив, размещение объекта химических отходов в зоне потенциального подтопления угрожает конституционному праву на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц и служит достаточным основанием, например, для заявления иска о запрете строительства.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2022 N 55-П
"По делу о проверке конституционности части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 7, 42, 47, 51 и 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в связи с жалобой граждан А.Г. Брюханова и Н.В. Брюхановой"Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года N 519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий. В постановлении от 17 июля 2019 года N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" Правительство Иркутской области предусмотрело предоставление социальных выплат пострадавшим гражданам на приобретение или строительство жилого помещения либо на его капитальный ремонт. Согласно же постановлению Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года N 558-пп "Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" деревня Тахтамай (включая дом, где расположена квартира заявителей) внесена в границы подтопленных (затопленных) зон.
"По делу о проверке конституционности части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 7, 42, 47, 51 и 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в связи с жалобой граждан А.Г. Брюханова и Н.В. Брюхановой"Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года N 519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий. В постановлении от 17 июля 2019 года N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" Правительство Иркутской области предусмотрело предоставление социальных выплат пострадавшим гражданам на приобретение или строительство жилого помещения либо на его капитальный ремонт. Согласно же постановлению Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года N 558-пп "Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" деревня Тахтамай (включая дом, где расположена квартира заявителей) внесена в границы подтопленных (затопленных) зон.
"Перечень поручений по итогам совещания по ликвидации последствий подтоплений и природных пожаров"
(утв. Президентом РФ 16.08.2021 N Пр-1465)а) ограничения строительства новых жилых домов и проведения капитального ремонта жилых домов, находящихся в зонах постоянного затопления и подтопления;
(утв. Президентом РФ 16.08.2021 N Пр-1465)а) ограничения строительства новых жилых домов и проведения капитального ремонта жилых домов, находящихся в зонах постоянного затопления и подтопления;