Субъекты административных правоотношений
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты административных правоотношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Полномочия ревизионной комиссии АО. Заключение ревизионной комиссии АО
(КонсультантПлюс, 2025)...апелляционный суд обоснованно отметил, что, оспаривая законность принятого предписания, обосновывая требования отсутствием у органа ревизионного контроля права выдачи такого предписания ввиду отсутствуют властных полномочий, истец фактически отождествляет указанное предписание с предписанием субъектов административных правоотношений, тогда как предписание членов ревизионной комиссии... не относится к подобным правовым актам, так как не несет организационно-распорядительных функций и составлено не субъектом административных правоотношений.
(КонсультантПлюс, 2025)...апелляционный суд обоснованно отметил, что, оспаривая законность принятого предписания, обосновывая требования отсутствием у органа ревизионного контроля права выдачи такого предписания ввиду отсутствуют властных полномочий, истец фактически отождествляет указанное предписание с предписанием субъектов административных правоотношений, тогда как предписание членов ревизионной комиссии... не относится к подобным правовым актам, так как не несет организационно-распорядительных функций и составлено не субъектом административных правоотношений.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Предмет регулирования настоящего Кодекса" КАС РФ"Поскольку МВК является органом, созданным Администрацией муниципального образования Кавказского района для осуществления отдельных властно-публичных полномочий, предусмотренных Положением N 47, МВК является субъектом административных правоотношений в смысле, определяемом положениями статьи 1 КАС РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дискуссионные вопросы теории административных правоотношений
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)6. О юридической ответственности перед государством
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)6. О юридической ответственности перед государством
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
(ред. от 31.07.2025)1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"13. В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод, законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности, другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"13. В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод, законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности, другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Статья: Административная юстиция сквозь призму института жалобы в работах профессора В.И. Ремнева
(Зайнутдинов Д.Р.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Важным рычагом укрепления социалистической законности в разборе жалоб, как считал В.И. Ремнев, является усиление юридических гарантий в процессе производства по ним. Здесь профессор уделил пристальное внимание административному производству, порядок которого регулировался особыми процессуальными нормами. Он отмечал, что "эти нормы создают определенные процессуальные гарантии во взаимоотношениях аппарата управления с другими субъектами административно-правовых отношений. Цель процессуальных административно-правовых норм заключается в том, чтобы в первую очередь обеспечить гарантии прав и законных интересов советских граждан" <23>.
(Зайнутдинов Д.Р.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Важным рычагом укрепления социалистической законности в разборе жалоб, как считал В.И. Ремнев, является усиление юридических гарантий в процессе производства по ним. Здесь профессор уделил пристальное внимание административному производству, порядок которого регулировался особыми процессуальными нормами. Он отмечал, что "эти нормы создают определенные процессуальные гарантии во взаимоотношениях аппарата управления с другими субъектами административно-правовых отношений. Цель процессуальных административно-правовых норм заключается в том, чтобы в первую очередь обеспечить гарантии прав и законных интересов советских граждан" <23>.
Статья: Административно-правовые режимы в уголовно-исполнительной системе
(Чорный В.Н., Сенатова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)В то же время правовая природа деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) многогранна: они являются субъектами уголовно-исполнительных правоотношений (при взаимоотношениях с осужденными в процессе исполнения уголовных наказаний) и иных правовых отношений, включая административные <4>. Сотрудники УИС как субъекты административно-правовых отношений выступают в качестве представителей правоохранительных органов, взаимодействующих с гражданами, организациями, другими органами государственной власти, а также между собой в процессе реализации возложенных на них полномочий.
(Чорный В.Н., Сенатова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)В то же время правовая природа деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) многогранна: они являются субъектами уголовно-исполнительных правоотношений (при взаимоотношениях с осужденными в процессе исполнения уголовных наказаний) и иных правовых отношений, включая административные <4>. Сотрудники УИС как субъекты административно-правовых отношений выступают в качестве представителей правоохранительных органов, взаимодействующих с гражданами, организациями, другими органами государственной власти, а также между собой в процессе реализации возложенных на них полномочий.
Статья: Качество экспертной деятельности в сфере государственного управления
(Корепина А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Вопросы качества экспертной деятельности связаны не только с необходимостью формирования общего законодательного акта, который бы определил задачи и принципы государственной экспертной деятельности, систематизировал ее виды, закрепил правовой статус экспертов и экспертных организаций, регламентировал процедурные вопросы. Важным представляется качество организации экспертной деятельности в сфере государственного управления, обеспечивающее эффективное взаимодействие всех субъектов экспертных административно-правовых отношений. На необходимость совершенствования организации экспертной деятельности, обусловленную развитием информационных технологий и реализацией основных направлений стратегического планирования в Российской Федерации, обращается особое внимание в научной литературе <5>.
(Корепина А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Вопросы качества экспертной деятельности связаны не только с необходимостью формирования общего законодательного акта, который бы определил задачи и принципы государственной экспертной деятельности, систематизировал ее виды, закрепил правовой статус экспертов и экспертных организаций, регламентировал процедурные вопросы. Важным представляется качество организации экспертной деятельности в сфере государственного управления, обеспечивающее эффективное взаимодействие всех субъектов экспертных административно-правовых отношений. На необходимость совершенствования организации экспертной деятельности, обусловленную развитием информационных технологий и реализацией основных направлений стратегического планирования в Российской Федерации, обращается особое внимание в научной литературе <5>.
Статья: Влияние административно-правовых стимулов на административную деликтность, состоящую в незаконном обороте и потреблении наркотиков
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Административно-правовое стимулирование позволяет по-новому взглянуть на стиль государственно-управленческой деятельности и достигать меньшими силами повышения его рациональности и эффективности. Режим административно-правового стимулирования видится современным, высоко социальным и перспективным в государственном управлении, поскольку в нем преобладают компромиссные по отношению к привычным методам принуждения способы правового воздействия на субъектов административных правоотношений.
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Административно-правовое стимулирование позволяет по-новому взглянуть на стиль государственно-управленческой деятельности и достигать меньшими силами повышения его рациональности и эффективности. Режим административно-правового стимулирования видится современным, высоко социальным и перспективным в государственном управлении, поскольку в нем преобладают компромиссные по отношению к привычным методам принуждения способы правового воздействия на субъектов административных правоотношений.
Статья: Контроль и надзор как границы воздействия уполномоченного органа на субъект предпринимательской деятельности в условиях реформирования контрольно-надзорной деятельности
(Минина А.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 2)Как говорится, "лицом к лицу" законодатель уже несколько лет пытается не "сталкивать" бизнес и контрольные органы, и в целом указанные выше положения Закона N 248-ФЗ - это не новеллы, а лишь развитие норм Закона N 294-ФЗ, регулирующих взаимодействие названных субъектов административно-правовых отношений. Но здесь возникает вопрос: готовы ли эти субъекты к такому "расставанию"?
(Минина А.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 2)Как говорится, "лицом к лицу" законодатель уже несколько лет пытается не "сталкивать" бизнес и контрольные органы, и в целом указанные выше положения Закона N 248-ФЗ - это не новеллы, а лишь развитие норм Закона N 294-ФЗ, регулирующих взаимодействие названных субъектов административно-правовых отношений. Но здесь возникает вопрос: готовы ли эти субъекты к такому "расставанию"?
Статья: Особенности административно-правового статуса граждан Российской Федерации
(Корчажкина А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Помимо обращения в суд субъекты административных правоотношений имеют право направлять обращения и жалобы в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Порядок написания и рассмотрения обращений граждан регулируется Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
(Корчажкина А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Помимо обращения в суд субъекты административных правоотношений имеют право направлять обращения и жалобы в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Порядок написания и рассмотрения обращений граждан регулируется Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статья: Административно-процессуальные правоотношения: сущность и характеристика
(Спиридонов П.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Однако можно согласиться с позицией С.И. Ушакова о том, что юридическое содержание правоприменительных отношений образуют следующие корреспондирующие друг другу права и обязанности их субъектов: право компетентного органа разрешить дело и обязанность заинтересованных в деле лиц выполнить принятое решение. В свою очередь, правоприменитель обязан разрешить дело в соответствии с законом и с учетом обстоятельств ситуации, а другая сторона вправе потребовать от него таких действий [6, с. 44]. В связи с этим предположим, что содержанием административно-процессуальных правоотношений будут соответствующие административно-процессуальные взаимные и корреспондирующие права и обязанности субъектов административно-процессуальных правоотношений; обязанность органа публичного управления (его должностного лица) разрешить административное дело; обязанность участников, которым адресовано соответствующее административно-процессуальное решение, его исполнить.
(Спиридонов П.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Однако можно согласиться с позицией С.И. Ушакова о том, что юридическое содержание правоприменительных отношений образуют следующие корреспондирующие друг другу права и обязанности их субъектов: право компетентного органа разрешить дело и обязанность заинтересованных в деле лиц выполнить принятое решение. В свою очередь, правоприменитель обязан разрешить дело в соответствии с законом и с учетом обстоятельств ситуации, а другая сторона вправе потребовать от него таких действий [6, с. 44]. В связи с этим предположим, что содержанием административно-процессуальных правоотношений будут соответствующие административно-процессуальные взаимные и корреспондирующие права и обязанности субъектов административно-процессуальных правоотношений; обязанность органа публичного управления (его должностного лица) разрешить административное дело; обязанность участников, которым адресовано соответствующее административно-процессуальное решение, его исполнить.
Статья: Вопросы применения мер административного принуждения
(Ячменев С.П., Овсепян Г.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)В науке административного права имеется специальное понятие "меры административного принуждения". Меры административного принуждения - это государственный способ управления, основанный на нормах административного законодательства, реализуемый в виде физического, психического воздействия на субъект административных правоотношений, применяемый уполномоченными на то лицами в целях достижения общественного порядка и безопасности.
(Ячменев С.П., Овсепян Г.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)В науке административного права имеется специальное понятие "меры административного принуждения". Меры административного принуждения - это государственный способ управления, основанный на нормах административного законодательства, реализуемый в виде физического, психического воздействия на субъект административных правоотношений, применяемый уполномоченными на то лицами в целях достижения общественного порядка и безопасности.
Статья: Частное лицо как субъект административного права
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Понятием частного лица как субъекта административно-правовых отношений широко оперирует С.А. Корф, разрабатывая проблематику теории административной юстиции. В управленческих отношениях, из которых возникают административно-правовые споры, отмечает С.А. Корф, всегда присутствует сторона, представляющая "интерес публичный, право публичное" (публичная сторона в лице административного органа), а другой стороной выступают частные лица (физические и юридические лица), представляющие "интересы и права частные" <10>. В системе административной юстиции частные лица могут выступать в качестве самостоятельных субъектов административно-правовых притязаний, на что обращал внимание В.А. Рязановский. Отграничивая такие притязания от гражданско-правовых, он отмечал, что "притязание может принадлежать частному лицу по поводу нарушения его субъективных гражданских прав другим частным лицом, по поводу нарушения его субъективных публичных прав органом государственной власти или самому государству по поводу нарушения правопорядка" <11>. А.И. Елистратов рассматривал частных лиц в качестве субъектов административно-договорных отношений и подчеркивал, что "договор между административными и частными лицами представляет собой определенный компромисс между публичными и частными интересами его контрагентов" <12>.
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Понятием частного лица как субъекта административно-правовых отношений широко оперирует С.А. Корф, разрабатывая проблематику теории административной юстиции. В управленческих отношениях, из которых возникают административно-правовые споры, отмечает С.А. Корф, всегда присутствует сторона, представляющая "интерес публичный, право публичное" (публичная сторона в лице административного органа), а другой стороной выступают частные лица (физические и юридические лица), представляющие "интересы и права частные" <10>. В системе административной юстиции частные лица могут выступать в качестве самостоятельных субъектов административно-правовых притязаний, на что обращал внимание В.А. Рязановский. Отграничивая такие притязания от гражданско-правовых, он отмечал, что "притязание может принадлежать частному лицу по поводу нарушения его субъективных гражданских прав другим частным лицом, по поводу нарушения его субъективных публичных прав органом государственной власти или самому государству по поводу нарушения правопорядка" <11>. А.И. Елистратов рассматривал частных лиц в качестве субъектов административно-договорных отношений и подчеркивал, что "договор между административными и частными лицами представляет собой определенный компромисс между публичными и частными интересами его контрагентов" <12>.
Статья: К вопросу о понимании и систематизации административных споров в Российской Федерации
(Порываев С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Современная российская наука административного и административно-процессуального в лице ряда своих крупных представителей разрабатывает такую значимую правовую категорию, как административный спор. Так, Е.Б. Лупарев относит к административным спорам такой тип комплексного материально-процессуального административного правоотношения, который характеризуется наличием противоречий сторон, вызванных конфликтом интересов в сфере государственного управления или несовпадением взглядов на законность и обоснованность организационных действий органов и лиц, наделенных государственно-властными управленческими полномочиями <2>. А.Б. Зеленцов дает дефиницию административного спора, определяя его как разногласия между субъектами административно-правовых отношений по поводу различно понимаемых взаимных прав и обязанностей и (или) законности административных актов, возникающие в связи с реализацией, применением, нарушением либо установлением правовых норм в сфере публичного управления и разрешаемые в рамках определенной правовой процедуры <3>. Кроме того, А.Б. Зеленцов и О.А. Ястребов указывают, что административный спор представляет собой конфликт, возникающий из административно-правовых отношений, спор о субъективном публичном праве, т.е. о праве, принадлежащем определенному лицу в правоотношении с участием частных лиц и административных органов, действующих как публичная власть, а также о законности использования этими органами публичных полномочий в отношениях с частными лицами <4>.
(Порываев С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Современная российская наука административного и административно-процессуального в лице ряда своих крупных представителей разрабатывает такую значимую правовую категорию, как административный спор. Так, Е.Б. Лупарев относит к административным спорам такой тип комплексного материально-процессуального административного правоотношения, который характеризуется наличием противоречий сторон, вызванных конфликтом интересов в сфере государственного управления или несовпадением взглядов на законность и обоснованность организационных действий органов и лиц, наделенных государственно-властными управленческими полномочиями <2>. А.Б. Зеленцов дает дефиницию административного спора, определяя его как разногласия между субъектами административно-правовых отношений по поводу различно понимаемых взаимных прав и обязанностей и (или) законности административных актов, возникающие в связи с реализацией, применением, нарушением либо установлением правовых норм в сфере публичного управления и разрешаемые в рамках определенной правовой процедуры <3>. Кроме того, А.Б. Зеленцов и О.А. Ястребов указывают, что административный спор представляет собой конфликт, возникающий из административно-правовых отношений, спор о субъективном публичном праве, т.е. о праве, принадлежащем определенному лицу в правоотношении с участием частных лиц и административных органов, действующих как публичная власть, а также о законности использования этими органами публичных полномочий в отношениях с частными лицами <4>.