Субъекты рынков электрической энергии
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты рынков электрической энергии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Ретроактивная оговорка
(КонсультантПлюс, 2025)...Обязательность заключения смежными сетевыми организациями договора оказания услуг по передаче электрической энергии... обеспечивает в том числе интересы иных субъектов розничных рынков электрической энергии (потребителей, гарантирующих поставщиков), а также цели тарифного регулирования.
(КонсультантПлюс, 2025)...Обязательность заключения смежными сетевыми организациями договора оказания услуг по передаче электрической энергии... обеспечивает в том числе интересы иных субъектов розничных рынков электрической энергии (потребителей, гарантирующих поставщиков), а также цели тарифного регулирования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Закону об электроэнергетике 20 лет: итоги и новые задачи
(Варламова А.Н.)
("Юрист", 2023, N 4)Субъекты рынка электроэнергии и мощности
(Варламова А.Н.)
("Юрист", 2023, N 4)Субъекты рынка электроэнергии и мощности
Вопрос: О налоге на сверхприбыль при начале осуществления основной деятельности в качестве субъекта оптового рынка электрической энергии с 01.03.2020.
(Письмо Минфина России от 19.09.2023 N 03-03-06/1/89242)Вопрос: Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" сверхприбыль определяется, если иное не установлено настоящей статьей, как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 г. и прибыли за 2022 г. над средней арифметической величиной прибыли за 2018 г. и прибыли за 2019 г.
(Письмо Минфина России от 19.09.2023 N 03-03-06/1/89242)Вопрос: Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" сверхприбыль определяется, если иное не установлено настоящей статьей, как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 г. и прибыли за 2022 г. над средней арифметической величиной прибыли за 2018 г. и прибыли за 2019 г.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 9.15. Нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии
(ред. от 04.11.2025)Статья 9.15. Нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии
Статья: Верховенство согласия: отечественный взгляд на соотношение материального правопреемства и перехода арбитражной оговорки через призму компаративного восприятия
(Шевелев А.Ю., Шевелев Г.Ю.)
("Третейский суд", 2022, N 2/3)Впрочем, следует отметить, что не все суды были частью панургова стада, влекомого конформизмом заблуждения, и существуют некоторые отрадные и многообещающие исключения из описанной практики. Ключевую роль в данном направлении играет дело ТГК-8, рассмотренное ВАС РФ <86>. По обстоятельствам данного дела компания ТГК-8 обратилась с заявлением о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда, основанием для которого было третейское соглашение, заключенное между ТГК-8 и обществом "Астраханьэнерго". Последнее далее было присоединено к компании "МРСК Юга", которая стала правопреемником общества и заявляла о том, что она в третейскую оговорку не вступала и поэтому не может считаться связанной решением третейского суда, вынесенным на основании оговорки. ВАС РФ, скрупулезно и с высоким уровнем догматической проработки рассматривая аргументы за обе стороны, на протяжении большей части решения излагал позицию, из которой на первый взгляд следовало, что оговорка должна переходить автоматически в силу универсального правопреемства. Однако в конечном счете судом было указано, что лишь по той причине права и законные интересы правопреемника присоединенного лица не могут считаться нарушенными оговоркой, что правопреемник, осуществляя универсальное правопреемство, "знает или... может знать состав и юридические характеристики прав и обязанностей правопредшественника". Примечательно, что суд, усердствуя в выискивании знания правопреемника о наличии оговорки, отмечал, что "[знание] тем более очевидно, поскольку субъекты рынка электроэнергии в массовом порядке заключали третейские соглашения, подчиняя свои споры указанному третейскому суду [Третейскому суду при РАО "ЕЭС России"], что было хорошо известной практикой". Внимание, которое ВАС РФ уделил знанию универсального правопреемника о наличии оговорки у правопредшественника, не оставляет сомнения в том, что для суда согласие <87> правопреемника на оговорку имело решающее значение, поскольку если бы оговорка переходила в силу самого правопреемства по материальным правам, то поиск знания был бы бессмысленным - оговорка переходила бы автоматически вместе с материальными правами, а знание, которое функционально необходимо, только чтобы очертить область того, на что нужно выразить согласие, было бы совершенно излишним. Позитивный подход ВАС РФ по делу ТГК-8, подтверждающий, что арбитраж никогда не может существовать в отсутствие согласия лица, даже в случае универсального правопреемства, в дальнейшем был необоснованно предан забвению и получил лишь до смешного ограниченное значение в практике <88>.
(Шевелев А.Ю., Шевелев Г.Ю.)
("Третейский суд", 2022, N 2/3)Впрочем, следует отметить, что не все суды были частью панургова стада, влекомого конформизмом заблуждения, и существуют некоторые отрадные и многообещающие исключения из описанной практики. Ключевую роль в данном направлении играет дело ТГК-8, рассмотренное ВАС РФ <86>. По обстоятельствам данного дела компания ТГК-8 обратилась с заявлением о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда, основанием для которого было третейское соглашение, заключенное между ТГК-8 и обществом "Астраханьэнерго". Последнее далее было присоединено к компании "МРСК Юга", которая стала правопреемником общества и заявляла о том, что она в третейскую оговорку не вступала и поэтому не может считаться связанной решением третейского суда, вынесенным на основании оговорки. ВАС РФ, скрупулезно и с высоким уровнем догматической проработки рассматривая аргументы за обе стороны, на протяжении большей части решения излагал позицию, из которой на первый взгляд следовало, что оговорка должна переходить автоматически в силу универсального правопреемства. Однако в конечном счете судом было указано, что лишь по той причине права и законные интересы правопреемника присоединенного лица не могут считаться нарушенными оговоркой, что правопреемник, осуществляя универсальное правопреемство, "знает или... может знать состав и юридические характеристики прав и обязанностей правопредшественника". Примечательно, что суд, усердствуя в выискивании знания правопреемника о наличии оговорки, отмечал, что "[знание] тем более очевидно, поскольку субъекты рынка электроэнергии в массовом порядке заключали третейские соглашения, подчиняя свои споры указанному третейскому суду [Третейскому суду при РАО "ЕЭС России"], что было хорошо известной практикой". Внимание, которое ВАС РФ уделил знанию универсального правопреемника о наличии оговорки у правопредшественника, не оставляет сомнения в том, что для суда согласие <87> правопреемника на оговорку имело решающее значение, поскольку если бы оговорка переходила в силу самого правопреемства по материальным правам, то поиск знания был бы бессмысленным - оговорка переходила бы автоматически вместе с материальными правами, а знание, которое функционально необходимо, только чтобы очертить область того, на что нужно выразить согласие, было бы совершенно излишним. Позитивный подход ВАС РФ по делу ТГК-8, подтверждающий, что арбитраж никогда не может существовать в отсутствие согласия лица, даже в случае универсального правопреемства, в дальнейшем был необоснованно предан забвению и получил лишь до смешного ограниченное значение в практике <88>.
Статья: Методика инвестиционного комплаенса электросетевых компаний
(Якимова В.А., Бегун А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Отличиями инвестиционного комплаенса от других форм контроля является направленность на выявление и нейтрализацию факторов комплаенс-рисков и проверку соблюдения требований законодательства в общих и отраслевых вопросах инвестирования. Основные законодательные документы, которые необходимо учитывать в ходе проведения инвестиционного комплаенса электросетевых компаний: Стратегия электросетевого комплекса Российской Федерации <2>, стратегия ПАО "Россети", прогнозы потребления электроэнергии регионов с учетом договоров на технологическое присоединение, единая отраслевая политика и общесистемные документы, Постановление Правительства РФ "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" <3>, Постановление Правительства РФ "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" <4>, Постановление Правительства РФ "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии" <5>.
(Якимова В.А., Бегун А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Отличиями инвестиционного комплаенса от других форм контроля является направленность на выявление и нейтрализацию факторов комплаенс-рисков и проверку соблюдения требований законодательства в общих и отраслевых вопросах инвестирования. Основные законодательные документы, которые необходимо учитывать в ходе проведения инвестиционного комплаенса электросетевых компаний: Стратегия электросетевого комплекса Российской Федерации <2>, стратегия ПАО "Россети", прогнозы потребления электроэнергии регионов с учетом договоров на технологическое присоединение, единая отраслевая политика и общесистемные документы, Постановление Правительства РФ "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" <3>, Постановление Правительства РФ "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" <4>, Постановление Правительства РФ "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии" <5>.
Статья: Система государственного антимонопольного контроля в сфере электроэнергетики: 20 лет Закону об электроэнергетике, итоги
(Васильев Д.А.)
("Юрист", 2023, N 4)Существенные изменения в Закон были внесены в 2007 г. путем закрепления особенностей установления доминирующего положения для субъектов рынка электрической энергии (мощности). Был введен пониженный порог признания таких субъектов доминирующими - 20% (вместо общего правила - 35%).
(Васильев Д.А.)
("Юрист", 2023, N 4)Существенные изменения в Закон были внесены в 2007 г. путем закрепления особенностей установления доминирующего положения для субъектов рынка электрической энергии (мощности). Был введен пониженный порог признания таких субъектов доминирующими - 20% (вместо общего правила - 35%).
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Алгоритмизация поведения субъектов частного права в сфере энергетики обусловливает необходимость достижения правового и имущественного результата, предопределенного общественными интересами. Поэтому, например, субъекты оптового рынка электрической энергии и мощности обязываются к заключению некоторых договоров оптового рынка (договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, договор поставки мощности, договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению).
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Алгоритмизация поведения субъектов частного права в сфере энергетики обусловливает необходимость достижения правового и имущественного результата, предопределенного общественными интересами. Поэтому, например, субъекты оптового рынка электрической энергии и мощности обязываются к заключению некоторых договоров оптового рынка (договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, договор поставки мощности, договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению).
Статья: Перспективы внедрения и использования смарт-контрактов в сфере строительства
(Баракина Е.Ю., Ефимова Н.А.)
("Юрист", 2021, N 4)Следует отметить наличие актуальных планов по внедрению смарт-контрактов в различных сферах и областях национальной экономики. Например, в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет" предполагается "обеспечение широкого применения технологий децентрализованного ведения реестров, ...в том числе для реализации договорных отношений между субъектами рынка электрической энергии (мощности) посредством технологий децентрализованного ведения реестров и "умных контрактов" <13>. В указанных целях в период с 2021 по 2023 г. предполагается определить особенности использования "умных контрактов" для учета и расчетов в энергетике..." <14>.
(Баракина Е.Ю., Ефимова Н.А.)
("Юрист", 2021, N 4)Следует отметить наличие актуальных планов по внедрению смарт-контрактов в различных сферах и областях национальной экономики. Например, в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет" предполагается "обеспечение широкого применения технологий децентрализованного ведения реестров, ...в том числе для реализации договорных отношений между субъектами рынка электрической энергии (мощности) посредством технологий децентрализованного ведения реестров и "умных контрактов" <13>. В указанных целях в период с 2021 по 2023 г. предполагается определить особенности использования "умных контрактов" для учета и расчетов в энергетике..." <14>.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Прежде всего нужно отметить, что системный оператор обязан раскрывать информацию, касающуюся доступа к услугам и оказания услуг, в соответствии со Стандартами раскрытия информации. В соответствии с этими Стандартами системный оператор раскрывает: условия оказания услуг по ОДУ и типовые формы таких договоров; информацию о потребительских характеристиках услуг по ОДУ; информацию об обязательном страховании риска ответственности субъекта ОДУ за причинение ущерба субъектам рынков электрической энергии; информацию о ценах (тарифах) на услуги по ОДУ и т.д. (п. 30 Стандартов раскрытия информации). Цены услуг определяются тарифами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Прежде всего нужно отметить, что системный оператор обязан раскрывать информацию, касающуюся доступа к услугам и оказания услуг, в соответствии со Стандартами раскрытия информации. В соответствии с этими Стандартами системный оператор раскрывает: условия оказания услуг по ОДУ и типовые формы таких договоров; информацию о потребительских характеристиках услуг по ОДУ; информацию об обязательном страховании риска ответственности субъекта ОДУ за причинение ущерба субъектам рынков электрической энергии; информацию о ценах (тарифах) на услуги по ОДУ и т.д. (п. 30 Стандартов раскрытия информации). Цены услуг определяются тарифами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Причинно-следственная связь между бездействием Совета рынка и наступлением вышеуказанных негативных последствий заключается в том, что генерирующая компания является субъектом рынка электрической энергии и мощности, заключившим по результатам отбора инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" (далее - Правила) договоры о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии по стандартной форме ДПМ ВИЭ, разработанной Ассоциацией "НП Совет рынка", в отношении конкретного объекта ВЭС.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Причинно-следственная связь между бездействием Совета рынка и наступлением вышеуказанных негативных последствий заключается в том, что генерирующая компания является субъектом рынка электрической энергии и мощности, заключившим по результатам отбора инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" (далее - Правила) договоры о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии по стандартной форме ДПМ ВИЭ, разработанной Ассоциацией "НП Совет рынка", в отношении конкретного объекта ВЭС.