Субсидиарная ответственность администрации

Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидиарная ответственность администрации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальная гарантия
(КонсультантПлюс, 2024)
...Общество, предъявив покупателю требование об оплате поставленного товара и не получив от него добровольного исполнения обязательств, обоснованно обратилось с требованием платежа к гаранту, несущему субсидиарную ответственность по обязательствам заемщика...
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 49 "Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган обратился в суд с требованием привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального учреждения администрацию муниципального образования. По мнению налогового органа, согласно п. п. 4 - 6 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 и п. 1 ст. 399 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам. Администрация против привлечения к субсидиарной ответственности возражала, ссылаясь на неприменимость положений гражданского законодательства к налоговым правоотношениям. Суд согласился с позицией администрации, указав, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Предусмотренная п. 2 ст. 49 НК РФ субсидиарная ответственность учредителя юридического лица возможна исключительно в случае ликвидации юридического лица и недостаточности средств ликвидируемой организации. Иных случаев субсидиарной ответственности собственника юридического лица законодательство о налогах и сборах не содержит. Положения гражданского законодательства, на которые ссылается налоговый орган, в данном случае неприменимы. Муниципальное учреждение обязано самостоятельно уплачивать налоги, оснований для возложения данной обязанности на учредителя и собственника имущества не имеется.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Государство против контролирующих лиц: положительные позиции высших судов
(Кравченко Д., Дроздов А., Тиханова Е.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 1)
Однако Верховный Суд РФ в недавнем Определении от 06.03.2023 N 304-ЭС21-18637 призвал суды отказаться от формального подхода. Отправляя на пересмотр решения судов, которыми был удовлетворен иск районной администрации о субсидиарной ответственности к единственному учредителю и директору исключенного из ЕГРЮЛ недействующего ООО, коллегия напомнила о постулатах субсидиарной ответственности:
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии причинно-следственной связи между действиями администрации и банкротством должника и правомерно удовлетворили заявление конкурсного управляющего предприятия о привлечении администрации как собственника имущества к субсидиарной ответственности по обязательствам должника (МУП). См. Постановление АС ВВО от 26.07.2016 N Ф01-1961/2016 по делу N А17-6642/2011.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)
В удовлетворении требования о привлечении администрации к субсидиарной ответственности судами отказано ввиду недоказанности причинно-следственной связи между поведением администрации и банкротством предприятия. Управляющий, как отметили суды, не указал конкретные действия, которые должна была предпринять администрация для восстановления платежеспособности предприятия, и меры контроля, при использовании которых не наступили бы негативные последствия в виде банкротства.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
Для привлечения администрации муниципального образования к субсидиарной ответственности в материалах дела должны быть доказательства того, что муниципальное предприятие является несостоятельным (банкротом) и несостоятельность (банкротство) вызвана собственником этого имущества.