Субсидиарная ответственность директора по налогам

Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидиарная ответственность директора по налогам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Бывший руководитель общества-банкрота и его родственник, признанные контролирующими должника лицами, оспорили привлечение их к субсидиарной ответственности по заявлению налогового органа. Бывший руководитель общества указал, что по смыслу абз. 5 п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" учету подлежит только налоговая задолженность, возникшая после 01.09.2016, а его родственник указал, что не контролировал деятельность общества-банкрота. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд отметил, что положения абз. 5 п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" применяются к заявлениям о привлечении контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности, поданным после 01.09.2016, вне зависимости от периода совершения контролирующими должника лицами недобросовестных действий, повлекших ответственность должника. Суд установил, что второе контролирующее лицо являлось поручителем по кредитным обязательствам общества, предоставило принадлежащее ему имущество в обеспечение по кредитному договору. Общество не имело собственной недвижимости и транспортных средств, арендовало их у компании, подконтрольной второму контролирующему лицу. При этом собственниками арендованного имущества являлись оба контролирующих лица. Суд пришел к выводу, что банкротство должника наступило в результате использования контролирующими лицами схемы выведения выручки и имущества должника на аффилированных лиц, что подтверждается решением о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, с момента принятия которого общество прекратило ведение реальной хозяйственной деятельности, а часть его сотрудников была трудоустроена в компании, руководителем которых является второе контролирующее лицо. Суд также отметил, что в период совершения обществом налоговых правонарушений родственники контролирующих лиц приобрели недвижимое имущество на значительную сумму.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 61.11 "Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Руководитель должника допустил неуплату налогов, которая привела к банкротству общества, поэтому в порядке субсидиарной ответственности на руководителя была возложена субсидиарная обязанность по уплате задолженности. Сославшись на правовую позицию КС РФ, изложенную в Постановлении от 30.10.2023 N 50-П, руководитель общества обратился в суд с заявлением об отмене решения в части взыскания с него штрафа, наложенного налоговым органом. Налоговый орган в судебном заседании настаивал на том, что Постановление КС РФ от 30.10.2023 N 50-П не может распространяться на лиц, контролирующих должника-банкрота, поскольку его положения относятся к конкретному случаю. Суд удовлетворил требования руководителя налогоплательщика. Суммы штрафов за налоговые правонарушения не могут быть взысканы с лица, контролирующего должника, в порядке субсидиарной ответственности ввиду особой частноправовой природы такой ответственности.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Процессуальные особенности уголовного преследования по делам о налоговых преступлениях
(Шарипова А.Р.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)
В-четвертых, гражданские иски по делам о преступлении, предусмотренном ст. 199 УК РФ, предъявляются к физическим лицам, несмотря на неоднозначные формулировки, данные Конституционным Судом РФ в Постановлении от 8 декабря 2017 г. N 39-П. Субсидиарная ответственность руководителя организации по ее налоговым долгам в случае совершения налогового преступления является очевидным случаем применения концепции снятия корпоративной вуали ради обеспечения интересов бюджета.