Субсидиарная ответственность при банкротстве муп

Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидиарная ответственность при банкротстве муп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации (новое поступление): Субсидиарная ответственность муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2024)
Муниципальное образование - собственника имущества МУП привлекают к субсидиарной ответственности по обязательствам этого предприятия - банкрота, если администрация, зная о его заведомо убыточной деятельности, не приняла мер для его докапитализации и финансовой поддержки (например, путем субсидирования и наделения имуществом для осуществления хозяйственной деятельности)
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 N 19АП-4180/2014 по делу N А08-7236/2013
Требование: Об отмене определения об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.
В отношении позиции о том, что Департаментом не представлено разумного экономического обоснования одобрения покупки кредитором, стопроцентным акционером которого он является, долгов МУП "Оскольские дороги", апелляционная коллегия полагает необходимым отметить, что данное обстоятельство не свидетельствует о наличии оснований для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, так как долги выкупались уже в процедуре банкротства МУП "Оскольские дороги". Законность включения требований ОАО "Теплоэнерго", МКУ УКС Старооскольского городского округа в реестр требований кредиторов МУП "Оскольские дороги" подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А08-7236/2013. Доказательств обратного в ходе нового рассмотрения дела заявителем не представлено.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Исполнение судебных решений в отношении муниципальных унитарных предприятий и правовые позиции Европейского суда по правам человека
(Берестнев Ю.Ю.)
("Цивилист", 2022, N 1)
В российской судебной практике вопрос о привлечении публичных собственников к субсидиарной ответственности при банкротстве муниципальных унитарных предприятий решается неоднозначно - в зависимости от установления причинно-следственной связи между действиями собственника и банкротством предприятия, выявляемой в каждом конкретном случае. При этом в последнее время наметилось продвижение в развитии правовых подходов высших судебных инстанций, по крайней мере, в отдельных аспектах рассматриваемой проблемы. Так, Верховный Суд, явно осознавая масштаб проблемы и количество действующих в стране МУП, сформулировал важные выводы, которые должны учитываться при рассмотрении споров о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей таких предприятий и учредивших их органов местного самоуправления <24>.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2024 N 35-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"
5. Признание за унитарными предприятиями статуса коммерческих организаций предполагает, что после наделения их имуществом, находящимся в публичной собственности, и определения направлений их деятельности они должны функционировать на основе получаемой от использования соответствующего имущества прибыли. Вместе с тем это не исключает и возникновения таких ситуаций, когда публичному образованию необходимо осуществить финансирование деятельности унитарного предприятия по содержанию закрепленного за ним публичного имущества, тем более что законодательство о банкротстве допускает признание такого предприятия (кроме унитарных казенных предприятий) несостоятельным и позволяет привлекать учредителя - соответствующее муниципальное образование к субсидиарной ответственности по долгам созданного им предприятия. Именно собственник, которым в отношении имущества муниципального унитарного предприятия остается его учредитель, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам созданного им муниципального неказенного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества (п. 2 ст. 7 в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).