Субвенция на отлов животных
Подборка наиболее важных документов по запросу Субвенция на отлов животных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 86 "Расходные обязательства муниципального образования" БК РФ"При этом, руководствуясь положениями абзаца второго пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что в случае, если стоимость услуги по отлову и содержанию безнадзорных животных оказывается выше установленного норматива предоставляемой муниципальному образованию из областного бюджета субвенции, используемой на одну особь, то разница должна покрываться за счет средств местного бюджета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Так, решением Обского городского суда Новосибирской области удовлетворены требования о компенсации морального вреда, причиненного несовершеннолетнему укусом собаки, не имеющей владельца. Администрация города настаивала на том, что органы местного самоуправления несут ответственность в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В то время как по итогам года на территории города выявлено 115 безнадзорных животных, органы государственной власти Новосибирской области выделили субвенцию, достаточную для отлова менее 30 безнадзорных животных. Но этот довод судом отклонен, т.к. в соответствии со ст. 14.1 Закона N 131-ФЗ администрация вправе использовать собственные средства на осуществление переданных ей государственных полномочий.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Так, решением Обского городского суда Новосибирской области удовлетворены требования о компенсации морального вреда, причиненного несовершеннолетнему укусом собаки, не имеющей владельца. Администрация города настаивала на том, что органы местного самоуправления несут ответственность в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В то время как по итогам года на территории города выявлено 115 безнадзорных животных, органы государственной власти Новосибирской области выделили субвенцию, достаточную для отлова менее 30 безнадзорных животных. Но этот довод судом отклонен, т.к. в соответствии со ст. 14.1 Закона N 131-ФЗ администрация вправе использовать собственные средства на осуществление переданных ей государственных полномочий.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Установлены многочисленные нарушения при организации отлова животных без владельцев, их передержки и содержания, факты неэффективного использования органами местного самоуправления субвенций. После принятия мер прокурорского реагирования организована работа по отлову животных без владельцев, расширению сети приютов и надлежащему их обустройству.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Установлены многочисленные нарушения при организации отлова животных без владельцев, их передержки и содержания, факты неэффективного использования органами местного самоуправления субвенций. После принятия мер прокурорского реагирования организована работа по отлову животных без владельцев, расширению сети приютов и надлежащему их обустройству.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.12.2023 N 55-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями применительно к деятельности по обращению с животными без владельцев производится в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Многие субъекты Российской Федерации приняли законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по отлову и содержанию животных без владельцев с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (субвенций). Помимо того, данный Федеральный закон наделил органы местного самоуправления правом в порядке решения вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных образований, осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения, муниципального или городского округа (пункт 14 части 1 статьи 14.1 и пункт 15 части 1 статьи 16.1; до их изменения Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - правом осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, там обитающих).
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями применительно к деятельности по обращению с животными без владельцев производится в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Многие субъекты Российской Федерации приняли законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по отлову и содержанию животных без владельцев с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (субвенций). Помимо того, данный Федеральный закон наделил органы местного самоуправления правом в порядке решения вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных образований, осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения, муниципального или городского округа (пункт 14 части 1 статьи 14.1 и пункт 15 части 1 статьи 16.1; до их изменения Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - правом осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, там обитающих).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Также одним из проблемных вопросов является разграничение муниципального контроля в сфере благоустройства и государственного контроля (надзора) в смежных сферах <1>, например парковки на тротуарах, относящиеся к контролю ГИБДД, а не муниципальному контролю в области благоустройства. Установление порядка отлова безнадзорных животных, перечня конкретных мер по регулированию численности безнадзорных животных, созданию и содержанию приютов для них, а также контроль исполнения соответствующих правил относится к ведению субъектов РФ, а не органов местного самоуправления <2>. Вместе с тем многие субъекты РФ приняли законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по отлову и содержанию животных без владельцев с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (субвенций), что согласуется со ст. 19 Закона N 131-ФЗ. И в данном случае контроль будут осуществлять органы местного самоуправления, деятельность которых по этому полномочию, в свою очередь, будет контролировать орган государственной власти субъекта РФ.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Также одним из проблемных вопросов является разграничение муниципального контроля в сфере благоустройства и государственного контроля (надзора) в смежных сферах <1>, например парковки на тротуарах, относящиеся к контролю ГИБДД, а не муниципальному контролю в области благоустройства. Установление порядка отлова безнадзорных животных, перечня конкретных мер по регулированию численности безнадзорных животных, созданию и содержанию приютов для них, а также контроль исполнения соответствующих правил относится к ведению субъектов РФ, а не органов местного самоуправления <2>. Вместе с тем многие субъекты РФ приняли законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по отлову и содержанию животных без владельцев с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (субвенций), что согласуется со ст. 19 Закона N 131-ФЗ. И в данном случае контроль будут осуществлять органы местного самоуправления, деятельность которых по этому полномочию, в свою очередь, будет контролировать орган государственной власти субъекта РФ.
Статья: Анализ Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2023 г. N 55-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)Вопрос о том, насколько обоснованно возложение полномочий по организации отлова и содержанию животных без владельцев на регионы, требует своего переосмысления. Сложившаяся массовая практика делегирования этих полномочий на местный уровень (и/или смена собственника учреждений по временному содержанию и отлову животных с муниципальной на государственную (региональную)), недостаточный объем субвенций на осуществление данных полномочий вряд ли свидетельствуют о правильно избранном подходе законодателя к разграничению полномочий (об этом говорит и непрекращающаяся печальная практика нападений безнадзорных собак на людей.) На наш взгляд, такие полномочия должны быть закреплены за муниципальными образованиями.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)Вопрос о том, насколько обоснованно возложение полномочий по организации отлова и содержанию животных без владельцев на регионы, требует своего переосмысления. Сложившаяся массовая практика делегирования этих полномочий на местный уровень (и/или смена собственника учреждений по временному содержанию и отлову животных с муниципальной на государственную (региональную)), недостаточный объем субвенций на осуществление данных полномочий вряд ли свидетельствуют о правильно избранном подходе законодателя к разграничению полномочий (об этом говорит и непрекращающаяся печальная практика нападений безнадзорных собак на людей.) На наш взгляд, такие полномочия должны быть закреплены за муниципальными образованиями.