Суд не вправе подменять орган местного самоуправления

Подборка наиболее важных документов по запросу Суд не вправе подменять орган местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23 "Особенности образования, использования садовых земельных участков и огородных земельных участков" Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, принимая во внимание, что Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ признание садового дома жилым отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, таким образом, суд не вправе подменять деятельность органов исполнительной власти, исходя из конституционного принципа разделения властей, при этом решение администрации об отказе в предоставлении истцу услуги о признании садового дома жилым домом не отменено и не признано незаконным."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 118 Конституции РФ"Судебная коллегия, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, и требования пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает, что для устранения допущенного нарушения прав и свобод административного истца судом правомерно возложена на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу о полномочиях суда в делах, рассматриваемых по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (первые размышления над Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2022 г. N 55-П)
(Шварц М.З.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)
Осмелимся предположить, что внимание КС РФ в этом заурядном деле привлекло то вопиющее обстоятельство, что районная администрация пять раз принимала решение, тождественное уже признанному судом незаконным, при этом формально исполняя судебное решение, ибо суд лишь вновь и вновь обязывал ее повторно изучить состояние квартиры и принять решение о пригодности ее для проживания, что она и делала. В свою очередь, самому суду принять решение о признании квартиры непригодной для проживания мешало то, что решение этого вопроса составляет компетенцию органа местного самоуправления, подменять который суд не вправе. Конституционный Суд в данном Постановлении подчеркнул, что "разграничение компетенции органов местного самоуправления и суда по вопросу о признании жилого помещения непригодным для проживания в целом основано на принципе разделения властей, провозглашенном в статье 10 Конституции Российской Федерации и предполагающем установление системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая обеспечивала бы самостоятельное функционирование всех ветвей власти...". Этот аргумент КС РФ перекликается с процитированными выше идеями проф. Д.М. Чечота, высказанными, по понятным причинам, без обоснования принципом разделения властей, но соответствующими ему.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)
Следовательно, если гражданин ранее в указанные выше органы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка не обращался, суд при рассмотрении дела по такому заявлению по существу фактически подменяет исполнительный орган или орган местного самоуправления, поскольку осуществляет, таким образом, его функции.