Судебная практика по изъятию земельных участков



Подборка наиболее важных документов по запросу Судебная практика по изъятию земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления" ГК РФ"Несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого земельного участка права требовать возмещения убытков, причиненных фактическим изъятием земельного участка, на основании статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, что соответствует разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы компенсации при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Васючкова О.А., Семерджи К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)
Пункт 1 исследуемой статьи устанавливает, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) <9>. В соответствии с абз. 2 ст. 3 этого Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой он может быть отчужден в условиях конкуренции на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно и располагают всей необходимой информацией, а величина сделки не зависит от каких-либо чрезвычайных обстоятельств. В связи с этим возникает проблема определения рыночной стоимости земельного участка. Сложность данной процедуры, выражающаяся в наличии многочисленных факторов, требующих учета при оценке, а также заинтересованность обеих сторон соглашения о выкупе обусловливают необходимость обращения к независимым профессиональным экспертам-оценщикам, деятельность которых также регулируется Законом об оценочной деятельности. Однако привлечение независимых оценщиков все равно не помогает избежать судебных споров по поводу размера выкупа за земельный участок. В силу ст. 56.7 ЗК РФ изымающая сторона выступает заказчиком работ по оценке и направляет после ее проведения проект соглашения об изъятии недвижимости другим сторонам такого соглашения для подписания. Как показывает судебная практика, правообладатели изымаемых земельных участков редко соглашаются с рыночной стоимостью их имущества, определенной в результате оценки, заказанной изымающей стороной. Полагаем, одной из причин данного обстоятельства является недоверие граждан к органам власти, изымающим их участки, или организациям, ходатайствующим об изъятии. В связи с этим собственники изымаемых земельных участков сами обращаются к услугам оценщиков или же ходатайствуют в судах о проведении судебной экспертизы по оценке, что затягивает судебные процессы и приводит к дополнительным материальным затратам и без того претерпевающих ущерб собственников.
Статья: Прекращение права собственности на жилые помещения аварийного многоквартирного дома и подлежащего сносу при изъятии земельного участка для муниципальных нужд
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)
Вместе с тем представляется, что прекращение права собственности на жилые помещения, входящие в состав многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, не в полной мере подпадает под формулировку "изъятие земельного участка для муниципальных нужд". Данное обстоятельство обусловлено отсутствием четкого, исчерпывающего законодательного закрепления понятия и содержания муниципальных нужд. В связи с чем в судебной практике сложилась ситуация, когда изъятие земельных участков для размещения определенных объектов признается обоснованным <1> и подпадает под имеющуюся формулировку, а в других случаях суды принимают кардинально противоположные решения <2>.
показать больше документов

Нормативные акты

показать больше документов