Судебная практика по изъятию земельных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Судебная практика по изъятию земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Аренда земельного участка: Арендатор хочет возместить убытки, понесенные им в связи с прекращением договора в целях изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)Арендатором не доказан факт изъятия земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Арендатором не доказан факт изъятия земельного участка
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления" ГК РФ"Несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого земельного участка права требовать возмещения убытков, причиненных фактическим изъятием земельного участка, на основании статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, что соответствует разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы компенсации при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Васючкова О.А., Семерджи К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Пункт 1 исследуемой статьи устанавливает, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) <9>. В соответствии с абз. 2 ст. 3 этого Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой он может быть отчужден в условиях конкуренции на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно и располагают всей необходимой информацией, а величина сделки не зависит от каких-либо чрезвычайных обстоятельств. В связи с этим возникает проблема определения рыночной стоимости земельного участка. Сложность данной процедуры, выражающаяся в наличии многочисленных факторов, требующих учета при оценке, а также заинтересованность обеих сторон соглашения о выкупе обусловливают необходимость обращения к независимым профессиональным экспертам-оценщикам, деятельность которых также регулируется Законом об оценочной деятельности. Однако привлечение независимых оценщиков все равно не помогает избежать судебных споров по поводу размера выкупа за земельный участок. В силу ст. 56.7 ЗК РФ изымающая сторона выступает заказчиком работ по оценке и направляет после ее проведения проект соглашения об изъятии недвижимости другим сторонам такого соглашения для подписания. Как показывает судебная практика, правообладатели изымаемых земельных участков редко соглашаются с рыночной стоимостью их имущества, определенной в результате оценки, заказанной изымающей стороной. Полагаем, одной из причин данного обстоятельства является недоверие граждан к органам власти, изымающим их участки, или организациям, ходатайствующим об изъятии. В связи с этим собственники изымаемых земельных участков сами обращаются к услугам оценщиков или же ходатайствуют в судах о проведении судебной экспертизы по оценке, что затягивает судебные процессы и приводит к дополнительным материальным затратам и без того претерпевающих ущерб собственников.
(Васючкова О.А., Семерджи К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Пункт 1 исследуемой статьи устанавливает, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) <9>. В соответствии с абз. 2 ст. 3 этого Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой он может быть отчужден в условиях конкуренции на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно и располагают всей необходимой информацией, а величина сделки не зависит от каких-либо чрезвычайных обстоятельств. В связи с этим возникает проблема определения рыночной стоимости земельного участка. Сложность данной процедуры, выражающаяся в наличии многочисленных факторов, требующих учета при оценке, а также заинтересованность обеих сторон соглашения о выкупе обусловливают необходимость обращения к независимым профессиональным экспертам-оценщикам, деятельность которых также регулируется Законом об оценочной деятельности. Однако привлечение независимых оценщиков все равно не помогает избежать судебных споров по поводу размера выкупа за земельный участок. В силу ст. 56.7 ЗК РФ изымающая сторона выступает заказчиком работ по оценке и направляет после ее проведения проект соглашения об изъятии недвижимости другим сторонам такого соглашения для подписания. Как показывает судебная практика, правообладатели изымаемых земельных участков редко соглашаются с рыночной стоимостью их имущества, определенной в результате оценки, заказанной изымающей стороной. Полагаем, одной из причин данного обстоятельства является недоверие граждан к органам власти, изымающим их участки, или организациям, ходатайствующим об изъятии. В связи с этим собственники изымаемых земельных участков сами обращаются к услугам оценщиков или же ходатайствуют в судах о проведении судебной экспертизы по оценке, что затягивает судебные процессы и приводит к дополнительным материальным затратам и без того претерпевающих ущерб собственников.
Статья: Прекращение права собственности на жилые помещения аварийного многоквартирного дома и подлежащего сносу при изъятии земельного участка для муниципальных нужд
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Вместе с тем представляется, что прекращение права собственности на жилые помещения, входящие в состав многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, не в полной мере подпадает под формулировку "изъятие земельного участка для муниципальных нужд". Данное обстоятельство обусловлено отсутствием четкого, исчерпывающего законодательного закрепления понятия и содержания муниципальных нужд. В связи с чем в судебной практике сложилась ситуация, когда изъятие земельных участков для размещения определенных объектов признается обоснованным <1> и подпадает под имеющуюся формулировку, а в других случаях суды принимают кардинально противоположные решения <2>.
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Вместе с тем представляется, что прекращение права собственности на жилые помещения, входящие в состав многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, не в полной мере подпадает под формулировку "изъятие земельного участка для муниципальных нужд". Данное обстоятельство обусловлено отсутствием четкого, исчерпывающего законодательного закрепления понятия и содержания муниципальных нужд. В связи с чем в судебной практике сложилась ситуация, когда изъятие земельных участков для размещения определенных объектов признается обоснованным <1> и подпадает под имеющуюся формулировку, а в других случаях суды принимают кардинально противоположные решения <2>.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Изъятие земельных участков в целях комплексного развития территории: проблема идентификации публичных нужд
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)Например, КРТ осуществляется в целях достижения показателей, в том числе в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий граждан, в соответствии с указами Президента РФ, национальными проектами, государственными программами (п. 2 ч. 1 ст. 64 ГрК). В судебной практике можно обнаружить решения об изъятии земельных участков, мотивировочная часть которых ссылается среди прочего на достижение целей реализации государственных программ <46>, а также решения, где само по себе утверждение государственной программы не определяет приоритет экономической эффективности от использования земельных участков в рамках одной государственной программы перед использованием их собственником в соответствии с установленной категорией земель <47>. Иначе говоря, число программных документов настолько велико, что использование земельного участка может признаваться эффективным с точки зрения одной государственной программы, но неэффективным с точки зрения другой.
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)Например, КРТ осуществляется в целях достижения показателей, в том числе в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий граждан, в соответствии с указами Президента РФ, национальными проектами, государственными программами (п. 2 ч. 1 ст. 64 ГрК). В судебной практике можно обнаружить решения об изъятии земельных участков, мотивировочная часть которых ссылается среди прочего на достижение целей реализации государственных программ <46>, а также решения, где само по себе утверждение государственной программы не определяет приоритет экономической эффективности от использования земельных участков в рамках одной государственной программы перед использованием их собственником в соответствии с установленной категорией земель <47>. Иначе говоря, число программных документов настолько велико, что использование земельного участка может признаваться эффективным с точки зрения одной государственной программы, но неэффективным с точки зрения другой.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Следует отметить, что в отношении налогообложения НДС компенсации за изъятый земельный участок судебная практика складывается в пользу налогоплательщика; например, в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 10.01.2020 по делу N А40-228407/2029 указано:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Следует отметить, что в отношении налогообложения НДС компенсации за изъятый земельный участок судебная практика складывается в пользу налогоплательщика; например, в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 10.01.2020 по делу N А40-228407/2029 указано:
Статья: Учет компенсации за имущество, изъятое для госнужд, в рамках УСН
(Сергеева И.К.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Вместе с тем, учитывая, что ФНС призывает территориальные налоговые органы при рассмотрении спорных вопросов (включая вопрос о налогообложении доходов в виде суммы возмещения, полученной налогоплательщиком в результате изъятия земельного участка для госнужд) принимать во внимание сложившуюся судебную практику, имея в виду прежде всего Постановление Президиума ВАС РФ N 2019/09 (см., например, Письмо от 03.07.2018 N СД-4-3/12727@), полагаем, у "упрощенцев" имеются неплохие шансы отстоять свои интересы в судебном порядке.
(Сергеева И.К.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Вместе с тем, учитывая, что ФНС призывает территориальные налоговые органы при рассмотрении спорных вопросов (включая вопрос о налогообложении доходов в виде суммы возмещения, полученной налогоплательщиком в результате изъятия земельного участка для госнужд) принимать во внимание сложившуюся судебную практику, имея в виду прежде всего Постановление Президиума ВАС РФ N 2019/09 (см., например, Письмо от 03.07.2018 N СД-4-3/12727@), полагаем, у "упрощенцев" имеются неплохие шансы отстоять свои интересы в судебном порядке.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Действующее земельное законодательство устанавливает открытый перечень оснований для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, хотя и указывает, что подобное изъятие осуществляется в исключительных случаях: оно сводится к случаям выполнения международных договоров Российской Федерации, строительства, реконструкции объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 49 Земельного кодекса РФ). Интересна при этом отечественная судебная практика, которая допускает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в особенности при банкротстве застройщика (владельца земельного участка, на котором происходит возведение объекта строительства).
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Действующее земельное законодательство устанавливает открытый перечень оснований для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, хотя и указывает, что подобное изъятие осуществляется в исключительных случаях: оно сводится к случаям выполнения международных договоров Российской Федерации, строительства, реконструкции объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 49 Земельного кодекса РФ). Интересна при этом отечественная судебная практика, которая допускает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в особенности при банкротстве застройщика (владельца земельного участка, на котором происходит возведение объекта строительства).
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)На практике процесс рассмотрения судами дел об изъятии земельных участков занимает продолжительное время (от одного года и более) по ряду причин: длительная судебная процедура с учетом процессуальных сроков обжалования судебных актов, недобросовестное поведение собственников земельных участков, связанное с умышленным затягиванием судебного процесса. Указанные обстоятельства приводят к дальнейшей деградации земель и увеличению расходов, необходимых для их дальнейшего вовлечения в сельскохозяйственный оборот путем проведения культурно-технических мероприятий, которые в том числе финансируются за счет средств федерального и регионального бюджетов в рамках реализации программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)На практике процесс рассмотрения судами дел об изъятии земельных участков занимает продолжительное время (от одного года и более) по ряду причин: длительная судебная процедура с учетом процессуальных сроков обжалования судебных актов, недобросовестное поведение собственников земельных участков, связанное с умышленным затягиванием судебного процесса. Указанные обстоятельства приводят к дальнейшей деградации земель и увеличению расходов, необходимых для их дальнейшего вовлечения в сельскохозяйственный оборот путем проведения культурно-технических мероприятий, которые в том числе финансируются за счет средств федерального и регионального бюджетов в рамках реализации программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Готовое решение: Какой порядок изъятия здания для государственных или муниципальных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)Если правообладателя не уведомили об изъятии, суд может отказать в удовлетворении требования соответствующего органа об изъятии недвижимости. В то же время, если сам правообладатель уклонился или отказался получать решение, это не поможет избежать принудительного отчуждения недвижимости (п. п. 2, 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием земельных участков для размещения объектов транспорта).
(КонсультантПлюс, 2025)Если правообладателя не уведомили об изъятии, суд может отказать в удовлетворении требования соответствующего органа об изъятии недвижимости. В то же время, если сам правообладатель уклонился или отказался получать решение, это не поможет избежать принудительного отчуждения недвижимости (п. п. 2, 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием земельных участков для размещения объектов транспорта).