Сумма закупки без торгов
Подборка наиболее важных документов по запросу Сумма закупки без торгов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...[Суд отмечает, что - ред.] закрепленные заказчиком в положении о закупке условия фактически позволяют осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур независимо от наличия конкурентного рынка и создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.
(КонсультантПлюс, 2025)...[Суд отмечает, что - ред.] закрепленные заказчиком в положении о закупке условия фактически позволяют осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур независимо от наличия конкурентного рынка и создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обеспечение заявки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В ответе на претензию... ответчик требования истца не признал в полном объеме, указав, что в рамках исполнения требований закона о закупках МКУ... осуществило перечисление указанной суммы в доход бюджета... что послужило основанием для обращения ООО... в арбитражный суд с настоящим иском.
(КонсультантПлюс, 2025)В ответе на претензию... ответчик требования истца не признал в полном объеме, указав, что в рамках исполнения требований закона о закупках МКУ... осуществило перечисление указанной суммы в доход бюджета... что послужило основанием для обращения ООО... в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Картельный сговор в закупке: доказательства и фикции
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Торги, в т.ч. и аукционные, имеют отправную точку в виде начальной цены. Она может идти как вверх, так и вниз; в закупках начальная цена является максимальной, поэтому соревнование идет на снижение цены, и если начальная цена рассчитана правильно в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ, то возможности ценового соревнования невелики, проще говоря, диапазон снижения цены объективно является небольшим. Нужно также учесть и фактор государственного регулирования цен на лекарственные средства, что также минимизирует амплитуду ценового падения (гл. 12 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"). И это тоже является самостоятельным аспектом: начальная цена, которая адекватна рыночным ценам на лекарственные средства, не дает участникам аукциона возможности делать множество "шагов", они оперируют ценовыми предложениями в относительно узком ценовом диапазоне. Таким образом, один-два шага на аукционе в противовес, допустим, десяти шагам еще не являются доказательством сговора. Множество ценовых шагов, приводящих к демпинговому снижению цены, напротив, свидетельствует о недобросовестности участников аукциона, потому что "бросовая" цена не является индикатором добросовестной конкуренции, она, напротив, демонстрирует риски неисполнения поставок лекарственных средств и нарушения прав пациентов. Демпинг - не индикатор эффективной закупки, а размер сброса стартовой цены торгов - не маркер наличия или отсутствия картельного сговора <7>.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Торги, в т.ч. и аукционные, имеют отправную точку в виде начальной цены. Она может идти как вверх, так и вниз; в закупках начальная цена является максимальной, поэтому соревнование идет на снижение цены, и если начальная цена рассчитана правильно в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ, то возможности ценового соревнования невелики, проще говоря, диапазон снижения цены объективно является небольшим. Нужно также учесть и фактор государственного регулирования цен на лекарственные средства, что также минимизирует амплитуду ценового падения (гл. 12 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"). И это тоже является самостоятельным аспектом: начальная цена, которая адекватна рыночным ценам на лекарственные средства, не дает участникам аукциона возможности делать множество "шагов", они оперируют ценовыми предложениями в относительно узком ценовом диапазоне. Таким образом, один-два шага на аукционе в противовес, допустим, десяти шагам еще не являются доказательством сговора. Множество ценовых шагов, приводящих к демпинговому снижению цены, напротив, свидетельствует о недобросовестности участников аукциона, потому что "бросовая" цена не является индикатором добросовестной конкуренции, она, напротив, демонстрирует риски неисполнения поставок лекарственных средств и нарушения прав пациентов. Демпинг - не индикатор эффективной закупки, а размер сброса стартовой цены торгов - не маркер наличия или отсутствия картельного сговора <7>.
Статья: Антимонопольное законодательство в контексте конституционного контроля: новеллы правоприменительной практики
(Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)Указанный вывод справедлив и в отношении других двух вопросов, которые стали предметом рассмотрения КС РФ: применение общего запрета на недобросовестную конкуренцию к действиям участника торгов, не имеющего намерения ввести закупочную комиссию в заблуждение, а также механизм определения размера дохода в целях применения ст. 178 УК РФ.
(Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)Указанный вывод справедлив и в отношении других двух вопросов, которые стали предметом рассмотрения КС РФ: применение общего запрета на недобросовестную конкуренцию к действиям участника торгов, не имеющего намерения ввести закупочную комиссию в заблуждение, а также механизм определения размера дохода в целях применения ст. 178 УК РФ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Принцип недопустимости ограничения конкуренции (часть 1 статьи 3 Закона) согласуется с предусмотренным частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретом при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Принцип недопустимости ограничения конкуренции (часть 1 статьи 3 Закона) согласуется с предусмотренным частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретом при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")90(3). В случае если аукцион, в том числе аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, проводимый региональным оператором в соответствии с Правилами проведения торгов, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 8 статьи 52 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и региональный оператор принимает решение в соответствии с пунктом 13 Правил проведения торгов самостоятельно (без привлечения операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов) обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов, экономически обоснованный размер расходов на транспортирование указанных твердых коммунальных отходов, учитываемый в необходимой валовой выручке регионального оператора, определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, пунктами 12, 14 и 90(1) в размере, не превышающем цену предмета несостоявшегося аукциона.
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")90(3). В случае если аукцион, в том числе аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, проводимый региональным оператором в соответствии с Правилами проведения торгов, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 8 статьи 52 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и региональный оператор принимает решение в соответствии с пунктом 13 Правил проведения торгов самостоятельно (без привлечения операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов) обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов, экономически обоснованный размер расходов на транспортирование указанных твердых коммунальных отходов, учитываемый в необходимой валовой выручке регионального оператора, определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, пунктами 12, 14 и 90(1) в размере, не превышающем цену предмета несостоявшегося аукциона.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)К сведению: организатор торгов не должен требовать от участников подачи ценового предложения с точностью до 5 знаков после запятой, поскольку такое требование является деструктивным, ограничивающим конкуренцию при проведении торгов. Указанная точность (5 знаков после запятой) не имеет никакого экономического эффекта, напротив, усложняет процедуру проведения конкурса, поскольку фактически ошибка участника закупки на какой-либо знак после запятой исключает его возможность конкурировать в дальнейшем. Кроме того, денежная единица РФ состоит из копеек и рублей. Копейка не делится на более мелкие составляющие. Размер платы за содержание и ремонт состоит из рублей и копеек, то есть не более двух цифр после запятой (Постановление АС МО от 28.10.2020 N Ф05-16796/2020 по делу N А40-306364/2019).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)К сведению: организатор торгов не должен требовать от участников подачи ценового предложения с точностью до 5 знаков после запятой, поскольку такое требование является деструктивным, ограничивающим конкуренцию при проведении торгов. Указанная точность (5 знаков после запятой) не имеет никакого экономического эффекта, напротив, усложняет процедуру проведения конкурса, поскольку фактически ошибка участника закупки на какой-либо знак после запятой исключает его возможность конкурировать в дальнейшем. Кроме того, денежная единица РФ состоит из копеек и рублей. Копейка не делится на более мелкие составляющие. Размер платы за содержание и ремонт состоит из рублей и копеек, то есть не более двух цифр после запятой (Постановление АС МО от 28.10.2020 N Ф05-16796/2020 по делу N А40-306364/2019).
Статья: Выгода посредника при осуществлении закупок жилых помещений для государственных нужд: прибыль от предпринимательской деятельности или причиненный преступлением ущерб?
(Россоха А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 7)4. Создание препятствий к участию в аукционе иных поставщиков, которые в процессе торгов могут снизить размер цены контракта до рыночной стоимости поставляемого жилья и тем самым лишить виновных лиц преступной выгоды.
(Россоха А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 7)4. Создание препятствий к участию в аукционе иных поставщиков, которые в процессе торгов могут снизить размер цены контракта до рыночной стоимости поставляемого жилья и тем самым лишить виновных лиц преступной выгоды.
Статья: Офшорная компания в закупках: "допустить, нельзя отклонить" или "допустить нельзя, отклонить"
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)В силу положений ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе за комиссией по осуществлению закупок сохранятся право по проверке соответствия участника закупки требованию о "неофшорности", вместе с тем членам комиссии достаточно сложно и трудоемко в ручном режиме осуществить такую проверку, в том числе определить размер доли участия офшорного лица в организации - участнике закупке с учетом всех последовательностей участия (например, если такое лицо косвенно через несколько юридических лиц владеет долей в уставном капитале участника закупки).
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)В силу положений ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе за комиссией по осуществлению закупок сохранятся право по проверке соответствия участника закупки требованию о "неофшорности", вместе с тем членам комиссии достаточно сложно и трудоемко в ручном режиме осуществить такую проверку, в том числе определить размер доли участия офшорного лица в организации - участнике закупке с учетом всех последовательностей участия (например, если такое лицо косвенно через несколько юридических лиц владеет долей в уставном капитале участника закупки).
Статья: О закупках нежилых зданий на основании п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)Пример квалификации. Материалами дела подтвержден факт участия ООО "Дельта-Дом", ООО "ДельтаСтрой", ООО "ПартнерСтрой", ООО "Аудит-Сервис", АО "МСО", ООО "Радиус-М", СК "Радуга", ООО ИСК "Запад" в ограничивающем конкуренцию соглашении, направленном на преднамеренный уход от проведения конкурентных процедур определения строительной организации, путем реализации схемы по включению в реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики инвестиционных проектов по строительству зданий дошкольных образовательных организаций в целях дальнейшего предоставления инвесторам земельных участков без торгов и выкупа построенных ими зданий в муниципальную собственность без торгов. Наличие в действиях вышеуказанных лиц объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ, является доказанным.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)Пример квалификации. Материалами дела подтвержден факт участия ООО "Дельта-Дом", ООО "ДельтаСтрой", ООО "ПартнерСтрой", ООО "Аудит-Сервис", АО "МСО", ООО "Радиус-М", СК "Радуга", ООО ИСК "Запад" в ограничивающем конкуренцию соглашении, направленном на преднамеренный уход от проведения конкурентных процедур определения строительной организации, путем реализации схемы по включению в реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики инвестиционных проектов по строительству зданий дошкольных образовательных организаций в целях дальнейшего предоставления инвесторам земельных участков без торгов и выкупа построенных ими зданий в муниципальную собственность без торгов. Наличие в действиях вышеуказанных лиц объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ, является доказанным.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако, как установлено Комиссией ФАС России на основании представленного Заказчиком графика ремонта двигателей, заявки на проведение ремонтных работ в различных субъектах Российской Федерации будут направлены исполнителю одновременно, в связи с чем осуществление ремонтных работ исполнителем по договору будет проводиться одновременно на удаленных друг от друга территориях, что нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов и укрупняет лот.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако, как установлено Комиссией ФАС России на основании представленного Заказчиком графика ремонта двигателей, заявки на проведение ремонтных работ в различных субъектах Российской Федерации будут направлены исполнителю одновременно, в связи с чем осуществление ремонтных работ исполнителем по договору будет проводиться одновременно на удаленных друг от друга территориях, что нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов и укрупняет лот.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (август 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в том числе установлено, что в случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или - при отсутствии таких наименований - с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований - с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в том числе установлено, что в случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или - при отсутствии таких наименований - с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований - с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Статья: Актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России по вопросам обжалования решений по делам о нарушениях антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)Соглашаясь с выводами Апелляционной коллегии, также отметим, что в рассматриваемом случае действия заказчика как организатора торгов по укрупнению лота в совокупности нивелировали цели закупочного законодательства - открытость, прозрачность, равноправие участников. Кроме того, укрупнение лота заказчиком привело и к необоснованному увеличению задатка на участие в процедуре.
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)Соглашаясь с выводами Апелляционной коллегии, также отметим, что в рассматриваемом случае действия заказчика как организатора торгов по укрупнению лота в совокупности нивелировали цели закупочного законодательства - открытость, прозрачность, равноправие участников. Кроме того, укрупнение лота заказчиком привело и к необоснованному увеличению задатка на участие в процедуре.
Статья: Обзор преступлений, совершаемых в сфере публичных закупок
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 10)НМЦК составила более 2 млрд руб. По версии следствия, заместитель губернатора путем угроз и уговоров склонил руководство ГУП и фирмы-конкурента к заключению ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), что повлекло проведение торгов при отсутствии реальной конкуренции и поддержание цены на торгах, что прямо запрещено действующим законодательством.
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 10)НМЦК составила более 2 млрд руб. По версии следствия, заместитель губернатора путем угроз и уговоров склонил руководство ГУП и фирмы-конкурента к заключению ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), что повлекло проведение торгов при отсутствии реальной конкуренции и поддержание цены на торгах, что прямо запрещено действующим законодательством.
Вопрос: Об определении цены договора при осуществлении закупок отдельными видами юрлиц, а также об НДС при реализации организацией или ИП, применяющими УСН, товаров (работ, услуг) в рамках закупок.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-07-11/51414)По итогам проведения закупочных процедур победителями закупок могут быть признаны лица, применяющие УСН. При этом у заказчика возникают затруднения в корректном оформлении договорных документов в части отражения в них суммы, заложенной в ЛСР на уплату НДС.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-07-11/51414)По итогам проведения закупочных процедур победителями закупок могут быть признаны лица, применяющие УСН. При этом у заказчика возникают затруднения в корректном оформлении договорных документов в части отражения в них суммы, заложенной в ЛСР на уплату НДС.
Статья: К вопросу обеспечения исполнения договора. Договорная ответственность
(Шайбакова Л.Ф., Морозова Г.М.)
("Право и экономика", 2025, N 4)Обеспечение исполнения договорных обязательств по договору закупок - мера, гарантирующая надежность сделки со стороны исполнителя.
(Шайбакова Л.Ф., Морозова Г.М.)
("Право и экономика", 2025, N 4)Обеспечение исполнения договорных обязательств по договору закупок - мера, гарантирующая надежность сделки со стороны исполнителя.