Суммирование северного стажа
Подборка наиболее важных документов по запросу Суммирование северного стажа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 33 "Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Федерального закона "О страховых пенсиях"СТАТЬЯ 33 "СУММИРОВАНИЕ СТАЖА НА СООТВЕТСТВУЮЩИХ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)В-третьих, несмотря на то что за лиц, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, страховые взносы по дополнительным тарифам не уплачиваются, обоснованность повышения пенсионного возраста для данной категории граждан с учетом норм пенсионного законодательства выглядит не столь очевидной. Это связано с тем, что в силу ч. 1 ст. 33 Закона о страховых пенсиях при исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к ней приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях. Более того, из ч. 2 названной статьи следует возможность уменьшения еще на пять лет возраста, с которого назначается досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, если застрахованное лицо, помимо стажа на соответствующих видах работ и страхового стажа, полностью выработало так называемый северный стаж. Такая возможность суммирования "льгот" в области пенсионного обеспечения указывает на равнозначность соответствующих видов трудовой деятельности как критериев дифференциации правового регулирования пенсионных отношений, логическим продолжением которой может являться и одинаковый подход к сохранению или изменению возрастных границ для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)В-третьих, несмотря на то что за лиц, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, страховые взносы по дополнительным тарифам не уплачиваются, обоснованность повышения пенсионного возраста для данной категории граждан с учетом норм пенсионного законодательства выглядит не столь очевидной. Это связано с тем, что в силу ч. 1 ст. 33 Закона о страховых пенсиях при исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к ней приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях. Более того, из ч. 2 названной статьи следует возможность уменьшения еще на пять лет возраста, с которого назначается досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, если застрахованное лицо, помимо стажа на соответствующих видах работ и страхового стажа, полностью выработало так называемый северный стаж. Такая возможность суммирования "льгот" в области пенсионного обеспечения указывает на равнозначность соответствующих видов трудовой деятельности как критериев дифференциации правового регулирования пенсионных отношений, логическим продолжением которой может являться и одинаковый подход к сохранению или изменению возрастных границ для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости.
Статья: Досрочное пенсионное обеспечение застрахованных лиц с семейными обязанностями
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2020, N 11)Таким образом, северянкам пенсия может быть установлена досрочно при меньшем числе детей по сравнению с женщинами, трудившимися в иных районах и местностях. Однако им необходимо иметь не 15, а 20 лет страхового стажа. Отметим, что по общему правилу северянам пенсия первоначально устанавливалась по достижении женщинами 50, мужчинами 55 лет, если те и другие проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имели не менее 20 лет общего трудового стажа. Соответственно, льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных регионах. Частью 2 ст. 25 Закона N 4520-1 было установлено правило исчисления требуемого северного стажа для лиц, работавших в северных регионах с разным статусом. Пенсия им назначалась за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, к этим районам приравненных, считался за девять месяцев работы на Крайнем Севере. Идентичные нормы были воспроизведены впоследствии в ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) и в ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Поскольку в них сохранилось упоминание о 15-летнем периоде работы на Крайнем Севере, а женщинам с детьми достаточно 12 лет такой работы, при назначении им досрочной пенсии суммирование стажа на разных территориях, предусмотренное ныне п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях, не производится. Так, если женщина проработала в северных регионах 20 лет, из них - 11 лет в районах Крайнего Севера и 9 лет - в местностях, к этим районам приравненных, пенсия как родившей двух детей с учетом смешанного стажа ей не полагается. Таким образом, женщины с детьми в свое время были поставлены в этом отношении в худшее положение по сравнению с северянами, не имеющими детей, у которых разный северный стаж суммируется. Дать логичное объяснение подобному юридическому казусу не представляется возможным <14>. В настоящее время указанное различие смягчается тем, что для остальных северян, включая женщин, не имеющих детей или родивших (усыновивших) лишь одного ребенка, пенсия назначается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях с учетом положений, согласно которым их пенсионный возраст постепенно будет повышаться до 60 лет.
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2020, N 11)Таким образом, северянкам пенсия может быть установлена досрочно при меньшем числе детей по сравнению с женщинами, трудившимися в иных районах и местностях. Однако им необходимо иметь не 15, а 20 лет страхового стажа. Отметим, что по общему правилу северянам пенсия первоначально устанавливалась по достижении женщинами 50, мужчинами 55 лет, если те и другие проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имели не менее 20 лет общего трудового стажа. Соответственно, льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных регионах. Частью 2 ст. 25 Закона N 4520-1 было установлено правило исчисления требуемого северного стажа для лиц, работавших в северных регионах с разным статусом. Пенсия им назначалась за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, к этим районам приравненных, считался за девять месяцев работы на Крайнем Севере. Идентичные нормы были воспроизведены впоследствии в ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) и в ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Поскольку в них сохранилось упоминание о 15-летнем периоде работы на Крайнем Севере, а женщинам с детьми достаточно 12 лет такой работы, при назначении им досрочной пенсии суммирование стажа на разных территориях, предусмотренное ныне п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях, не производится. Так, если женщина проработала в северных регионах 20 лет, из них - 11 лет в районах Крайнего Севера и 9 лет - в местностях, к этим районам приравненных, пенсия как родившей двух детей с учетом смешанного стажа ей не полагается. Таким образом, женщины с детьми в свое время были поставлены в этом отношении в худшее положение по сравнению с северянами, не имеющими детей, у которых разный северный стаж суммируется. Дать логичное объяснение подобному юридическому казусу не представляется возможным <14>. В настоящее время указанное различие смягчается тем, что для остальных северян, включая женщин, не имеющих детей или родивших (усыновивших) лишь одного ребенка, пенсия назначается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях с учетом положений, согласно которым их пенсионный возраст постепенно будет повышаться до 60 лет.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 29.05.2024)
"О страховых пенсиях"Статья 33. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
(ред. от 29.05.2024)
"О страховых пенсиях"Статья 33. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях