Сущность конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу Сущность конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Толкование конституции как способ развития содержания ее норм: сравнительное исследование опыта Российской Федерации и зарубежных государств
(Смирнов В.А.)
("Современное право", 2024, N 8)Основные подходы к толкованию конституционных норм, сложившиеся в конституционной доктрине, можно условно разделить на две группы: а) инструменталистские, обеспечивающие их применение в конкретном деле [51, р. 887 - 908; 57, s. 51, 60; 61, о. 21 - 22]; б) эссенциалистские, ориентированные на выявление сущности конституции и развитие содержания ее норм [46, с. 23 - 40; 49, p. 241 - 264; 53, p. 30 - 109; 54, р. 417 - 433; 55, s. 209 - 214; 60, о. 69; 62, str. 221 - 254]. Последняя группа подходов обусловлена характерными чертами конституции, выполнением ею программной функции. Поэтому толкование конституции должно обеспечивать развитие ее норм в жизни общества или в публично-правовой деятельности. Его результат имеет не только казуальное, но и нормативное значение, и используется при регулировании общественных отношений, ранее не входивших в предмет конституционного регулирования в силу своей новизны или же изменяющих направление регулирования правоотношений.
(Смирнов В.А.)
("Современное право", 2024, N 8)Основные подходы к толкованию конституционных норм, сложившиеся в конституционной доктрине, можно условно разделить на две группы: а) инструменталистские, обеспечивающие их применение в конкретном деле [51, р. 887 - 908; 57, s. 51, 60; 61, о. 21 - 22]; б) эссенциалистские, ориентированные на выявление сущности конституции и развитие содержания ее норм [46, с. 23 - 40; 49, p. 241 - 264; 53, p. 30 - 109; 54, р. 417 - 433; 55, s. 209 - 214; 60, о. 69; 62, str. 221 - 254]. Последняя группа подходов обусловлена характерными чертами конституции, выполнением ею программной функции. Поэтому толкование конституции должно обеспечивать развитие ее норм в жизни общества или в публично-правовой деятельности. Его результат имеет не только казуальное, но и нормативное значение, и используется при регулировании общественных отношений, ранее не входивших в предмет конституционного регулирования в силу своей новизны или же изменяющих направление регулирования правоотношений.
Статья: Сравнительный анализ особенностей конституционного права Азербайджанской Республики и Великобритании
(Джафарова Р.Ф.)
("Современное право", 2024, N 6)Динамичные изменения во всех областях общества обусловили 26 марта 1927 г. принятие второй Конституции Азербайджана, которая состояла из 101 статьи. В начальных статьях Конституции определялось юридическое положение Азербайджана в составе ЗСФСР и СССР. Положения о верховной власти и правах граждан содержались в 17 статьях Конституции [19]. В отличие от Конституции 1921 года, в этой Конституции был официально ограничен государственный суверенитет Азербайджана. Так, во втором разделе Конституции, состоящем из одной главы и 4 статей, наряду с закреплением круга полномочий органов верховной власти Азербайджана отмечается, что решения высших органов ЗСФСР имеют обязательную силу на территории Азербайджана. Кроме того, во второй Конституции Азербайджана не было статьи о государственном гимне. Таким образом, можно считать, что сущность Конституции 1927 года заключалась в том, чтобы закрепить статус Азербайджана как несуверенного государства.
(Джафарова Р.Ф.)
("Современное право", 2024, N 6)Динамичные изменения во всех областях общества обусловили 26 марта 1927 г. принятие второй Конституции Азербайджана, которая состояла из 101 статьи. В начальных статьях Конституции определялось юридическое положение Азербайджана в составе ЗСФСР и СССР. Положения о верховной власти и правах граждан содержались в 17 статьях Конституции [19]. В отличие от Конституции 1921 года, в этой Конституции был официально ограничен государственный суверенитет Азербайджана. Так, во втором разделе Конституции, состоящем из одной главы и 4 статей, наряду с закреплением круга полномочий органов верховной власти Азербайджана отмечается, что решения высших органов ЗСФСР имеют обязательную силу на территории Азербайджана. Кроме того, во второй Конституции Азербайджана не было статьи о государственном гимне. Таким образом, можно считать, что сущность Конституции 1927 года заключалась в том, чтобы закрепить статус Азербайджана как несуверенного государства.