Сведения из федерального реестра инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Сведения из федерального реестра инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11.1 "Технические средства реабилитации инвалидов" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации""Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в общедоступном Федеральном реестре инвалидов в сети Интернет "Сервис проверки транспортных средств (ТС), управляемых инвалидом или используемых для перевозки инвалида" (https://checkvehicle.sfri.ru/AppCheckVehicle/app/main), спорный автомобиль не включен в Федеральный реестр инвалидов. Транспортное средство не эксплуатируется инвалидом и не используется для перевозки инвалида.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 6 "Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством""Подпунктом "в" пункта 25 Правил N 2010 предусмотрено право (но не обязанность) страховщика запросить сведения о наличии у застрахованного лица инвалидности из федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: COVID-19: новые вызовы для инвалидов
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Для инвалидов особое значение имело автоматическое продление на шесть месяцев ранее установленной группы инвалидности, а также индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА), если срок очередного переосвидетельствования наступал в период с 1 марта до 1 октября 2020 г. Назначение и выплата пенсий осуществлялись Пенсионным фондом РФ (ПФР) на основании сведений федерального реестра инвалидов без истребования от них дополнительных заявлений.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Для инвалидов особое значение имело автоматическое продление на шесть месяцев ранее установленной группы инвалидности, а также индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА), если срок очередного переосвидетельствования наступал в период с 1 марта до 1 октября 2020 г. Назначение и выплата пенсий осуществлялись Пенсионным фондом РФ (ПФР) на основании сведений федерального реестра инвалидов без истребования от них дополнительных заявлений.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)16) данный пункт признан утратившим силу с 1 июля 2020 г. Федеральным законом от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ <98>, принятым по вопросу представления в электронном виде сведений из федерального реестра инвалидов, необходимых для предоставления инвалидам мер социальной поддержки, оказания им государственных или муниципальных услуг, реализации иных прав инвалидов. В прежней (первоначальной) редакции данного пункта были указаны документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)16) данный пункт признан утратившим силу с 1 июля 2020 г. Федеральным законом от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ <98>, принятым по вопросу представления в электронном виде сведений из федерального реестра инвалидов, необходимых для предоставления инвалидам мер социальной поддержки, оказания им государственных или муниципальных услуг, реализации иных прав инвалидов. В прежней (первоначальной) редакции данного пункта были указаны документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 13.19.4. Нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и размещения указанных сведений в данном реестре
(ред. от 04.11.2025)Статья 13.19.4. Нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и размещения указанных сведений в данном реестре
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Согласно статьям 21, 22, 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П <15>, выплата страховой пенсии по инвалидности, которая была назначена гражданину на основании решения учреждения медико-социальной экспертизы о признании такого гражданина инвалидом, оформленного справкой об установлении инвалидности, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением медико-социальной экспертизы справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде. Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Согласно статьям 21, 22, 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П <15>, выплата страховой пенсии по инвалидности, которая была назначена гражданину на основании решения учреждения медико-социальной экспертизы о признании такого гражданина инвалидом, оформленного справкой об установлении инвалидности, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением медико-социальной экспертизы справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде. Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.
Статья: Последствия неуказания кода инвалидности в больничном листе
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Вывод о том, что при неуказании в реестрах для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности инвалидности работника компания должна возместить фонду излишне понесенные расходы, содержится и в постановлениях АС Дальневосточного округа от 16.01.2024 N Ф03-6050/2023 по делу N А24-3190/2023, Западно-Сибирского округа от 27.09.2023 N Ф04-4225/2023 по делу N А46-20879/2022. Суды отмечают, что фонд не является поставщиком сведений об инвалидности в федеральный реестр инвалидов и не наделен обязанностью сообщать страхователям сведения об установлении инвалидности застрахованным лицам. А вот страхователи должны владеть данной информацией и учитывать ее при назначении пособий по временной нетрудоспособности, а также сообщать об этом в территориальные подразделения фонда при направлении документов (сведений) для назначения пособий.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Вывод о том, что при неуказании в реестрах для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности инвалидности работника компания должна возместить фонду излишне понесенные расходы, содержится и в постановлениях АС Дальневосточного округа от 16.01.2024 N Ф03-6050/2023 по делу N А24-3190/2023, Западно-Сибирского округа от 27.09.2023 N Ф04-4225/2023 по делу N А46-20879/2022. Суды отмечают, что фонд не является поставщиком сведений об инвалидности в федеральный реестр инвалидов и не наделен обязанностью сообщать страхователям сведения об установлении инвалидности застрахованным лицам. А вот страхователи должны владеть данной информацией и учитывать ее при назначении пособий по временной нетрудоспособности, а также сообщать об этом в территориальные подразделения фонда при направлении документов (сведений) для назначения пособий.
Статья: Роль цифровых технологий в совершенствовании правового регулирования социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)С учетом специфики аккумулируемой в НРЭР информации можно констатировать его отличие от аналогичных информационных ресурсов и систем, применяемых в сфере социального обеспечения и ориентированных главным образом на повышение эффективности правоприменительных процедур с целью достижения баланса интересов государства и субъектов - получателей социального обеспечения. Так, индивидуальный персонифицированный учет в обязательном пенсионном страховании и обязательном медицинском страховании представляет собой аккумулирование и актуализацию сведений о каждом застрахованном лице для реализации соответственно пенсионных прав при назначении страховых пенсий и прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования. Такой учет позволяет обеспечить информационную поддержку прогнозирования соответствующих расходов, создание условий для осуществления контроля за использованием средств указанных видов обязательного социального страхования и т.д. Кроме того, важными информационными ресурсами являются федеральные и региональные регистры граждан, имеющих право на определенные виды социального обеспечения (государственную социальную помощь; дополнительные меры государственной поддержки граждан, имеющих детей; социальные услуги; государственные услуги по содействию занятости населения), а также федеральный реестр инвалидов, содержащий сведения, на основании которых уполномоченные субъекты могут выносить решения о назначении гражданам (без истребования от них соответствующих документов на бумажном носителе) пенсий и предоставлении мер социальной поддержки в связи с инвалидностью.
(Федорова М.Ю., Черепанцева Ю.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)С учетом специфики аккумулируемой в НРЭР информации можно констатировать его отличие от аналогичных информационных ресурсов и систем, применяемых в сфере социального обеспечения и ориентированных главным образом на повышение эффективности правоприменительных процедур с целью достижения баланса интересов государства и субъектов - получателей социального обеспечения. Так, индивидуальный персонифицированный учет в обязательном пенсионном страховании и обязательном медицинском страховании представляет собой аккумулирование и актуализацию сведений о каждом застрахованном лице для реализации соответственно пенсионных прав при назначении страховых пенсий и прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования. Такой учет позволяет обеспечить информационную поддержку прогнозирования соответствующих расходов, создание условий для осуществления контроля за использованием средств указанных видов обязательного социального страхования и т.д. Кроме того, важными информационными ресурсами являются федеральные и региональные регистры граждан, имеющих право на определенные виды социального обеспечения (государственную социальную помощь; дополнительные меры государственной поддержки граждан, имеющих детей; социальные услуги; государственные услуги по содействию занятости населения), а также федеральный реестр инвалидов, содержащий сведения, на основании которых уполномоченные субъекты могут выносить решения о назначении гражданам (без истребования от них соответствующих документов на бумажном носителе) пенсий и предоставлении мер социальной поддержки в связи с инвалидностью.
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)В настоящее время согласно Перечню сведений, запрашиваемых центрами занятости населения <25>, центры занятости населения запрашивают в Пенсионном фонде РФ (далее - ПФР) содержащиеся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов" сведения об инвалидности (выписку из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида) при условии указания гражданином в заявлении соответствующей информации. Учитывая, что для поиска подходящей работы гражданам, имеющим ограничения по здоровью, центры занятости населения должны располагать информацией о наличии или об отсутствии у них инвалидности, из п. 6 Перечня сведений, запрашиваемых центрами занятости населения, предлагается исключить слова "при указании гражданином в заявлении соответствующей информации", предоставив тем самым центрам занятости населения возможность запрашивать в ПФР информацию о наличии или об отсутствии инвалидности вне зависимости от того, указано ли на это в заявлении гражданина.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)В настоящее время согласно Перечню сведений, запрашиваемых центрами занятости населения <25>, центры занятости населения запрашивают в Пенсионном фонде РФ (далее - ПФР) содержащиеся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов" сведения об инвалидности (выписку из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида) при условии указания гражданином в заявлении соответствующей информации. Учитывая, что для поиска подходящей работы гражданам, имеющим ограничения по здоровью, центры занятости населения должны располагать информацией о наличии или об отсутствии у них инвалидности, из п. 6 Перечня сведений, запрашиваемых центрами занятости населения, предлагается исключить слова "при указании гражданином в заявлении соответствующей информации", предоставив тем самым центрам занятости населения возможность запрашивать в ПФР информацию о наличии или об отсутствии инвалидности вне зависимости от того, указано ли на это в заявлении гражданина.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)8) нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и размещения указанных сведений в данном реестре (ст. 13.19.4 КоАП РФ):
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)8) нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и размещения указанных сведений в данном реестре (ст. 13.19.4 КоАП РФ):