Текущие платежи при банкротстве застройщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Текущие платежи при банкротстве застройщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В отношении общества применена специальная процедура банкротства застройщика. Конкурсный управляющий общества полагал, что требования инспекции об уплате банкротом единого налога на УСН с доходов от реализации имущества в процедуре конкурсного производства подлежат удовлетворению в рамках четвертой очереди реестра требований кредиторов. Налоговый орган полагал, что спорная сумма налога относится к текущим платежам и подлежит списанию в принудительном порядке на основании ст. 46 НК РФ. Суд пришел к выводу, что уплата спорной суммы налога производится в порядке, предусмотренном для удовлетворения требований четвертой очереди реестра требований кредиторов. Суд отметил, что при банкротстве застройщика категории требований, в отношении которых не сделана специальная оговорка о приоритетном порядке их удовлетворения, погашаются в четвертой очереди реестра. Применительно к уплате налога на прибыль (единого налога на УСН) не предусмотрено соответствующих оговорок, следовательно, сумма налога относится к четвертой очереди требований реестра.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В отношении общества применена специальная процедура банкротства застройщика. Конкурсный управляющий общества полагал, что требования инспекции об уплате банкротом единого налога на УСН с доходов от реализации имущества в процедуре конкурсного производства подлежат удовлетворению в рамках четвертой очереди реестра требований кредиторов. Налоговый орган полагал, что спорная сумма налога относится к текущим платежам и подлежит списанию в принудительном порядке на основании ст. 46 НК РФ. Суд пришел к выводу, что уплата спорной суммы налога производится в порядке, предусмотренном для удовлетворения требований четвертой очереди реестра требований кредиторов. Суд отметил, что при банкротстве застройщика категории требований, в отношении которых не сделана специальная оговорка о приоритетном порядке их удовлетворения, погашаются в четвертой очереди реестра. Применительно к уплате налога на прибыль (единого налога на УСН) не предусмотрено соответствующих оговорок, следовательно, сумма налога относится к четвертой очереди требований реестра.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N 34-П: просто о сложном
(Шевченко И.М.)
("Российский судья", 2023, N 7)Ключевые слова: банкротство застройщиков, текущие платежи, залоговые кредиторы.
(Шевченко И.М.)
("Российский судья", 2023, N 7)Ключевые слова: банкротство застройщиков, текущие платежи, залоговые кредиторы.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Проявления ограничений правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом компании различны. Общее ограничение пользования выражается в установлении в п. 3 ст. 6 Закона о ППК для всех компаний правила об использовании находящегося у них в собственности имущества только для достижения публичных целей и реализации возложенных на них публично-правовых полномочий. Дополнительно для каждой компании специальным нормативным актом о ее создании государством могут быть установлены конкретные цели использования и распоряжения ее имуществом. Например, для ППК "Фонд" в ст. 13.1 Закона о Фонде нормативно установлен перечень целей, на которые может использоваться имущество данной компании. В их числе урегулирование обязательств застройщиков перед гражданами, финансирование мероприятий по завершению строительства объектов недвижимости и инфраструктуры, выплата возмещения "обманутым" гражданам и др. В свою очередь, в рамках финансирования мероприятий по завершению объектов незавершенного строительства законодателем также установлен строгий перечень возможных для ППК "Фонд" вариантов реализации правомочия по распоряжению. При этом решение о финансировании или нецелесообразности такого финансирования принимается компанией на основании и в порядке, которые установлены Правительством РФ, а любые иные, не предусмотренные в Законе о Фонде мероприятия по финансированию, компания может осуществлять только на основании соответствующего решения Правительства РФ (пп. 1 - 6 п. 2, п. 3 - 3.2 ст. 13.1 Закона о Фонде). В данном случае по решению Правительства РФ распоряжение имуществом компании посредством указанных в п. 2 ст. 13.1 Закона о Фонде видов мероприятий по финансированию завершения строительства объектов недвижимости может осуществляться компанией на безвозмездной основе. Так, согласно п. 5 ст. 13.1 Закона о Фонде решением Правительства РФ о финансировании указанных в п. 2 ст. 13.1 Закона о Фонде мероприятий может быть предусмотрено, что такое финансирование осуществляется Фондом безвозмездно. Необходимо отметить, что завершение строительства многоквартирного дома, являющееся одним из видов мероприятий, указанных в п. 3 ст. 13.1 Закона о Фонде, может осуществляться в том числе посредством заключения компанией гражданско-правовых договоров, например, строительного подряда. Учитывая, что одним из существенных условий договора строительного подряда является условие о цене работы (п. 1 ст. 740, п. 1 ст. 746 ГК РФ), возникает вопрос о сущности возникающих в данном случае между ППК "Фонд" и лицами, непосредственно осуществляющими строительство таких домов, гражданско-правовых отношений. Представляется, что в данном случае имеется не точность юридической техники в изложении нормы п. 5 ст. 13.1 Закона о Фонде. Учитывая, что в качестве мероприятий по финансированию строительства в п. 2 ст. 13.1 Закона о Фонде законодателем указаны расходы ППК "Фонд", возникающие в силу закона, а не в силу договора (например, выплаты возмещений гражданам, погашение расходов компании в деле о банкротстве застройщика, погашение требований в деле о банкротстве застройщика по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди и т.п.), упоминаемая в п. 5 ст. 13.1 Закона о Фонде безвозмездность финансирования мероприятий по строительству может быть применима только к случаям финансирования, обязанность которого возникает у ППК "Фонд" в силу закона, то есть в силу административных, а не гражданских правоотношений. В этой связи, на наш взгляд, норма п. 5 ст. 13.1 Закона о Фонде требует соответствующих уточнений.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Проявления ограничений правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом компании различны. Общее ограничение пользования выражается в установлении в п. 3 ст. 6 Закона о ППК для всех компаний правила об использовании находящегося у них в собственности имущества только для достижения публичных целей и реализации возложенных на них публично-правовых полномочий. Дополнительно для каждой компании специальным нормативным актом о ее создании государством могут быть установлены конкретные цели использования и распоряжения ее имуществом. Например, для ППК "Фонд" в ст. 13.1 Закона о Фонде нормативно установлен перечень целей, на которые может использоваться имущество данной компании. В их числе урегулирование обязательств застройщиков перед гражданами, финансирование мероприятий по завершению строительства объектов недвижимости и инфраструктуры, выплата возмещения "обманутым" гражданам и др. В свою очередь, в рамках финансирования мероприятий по завершению объектов незавершенного строительства законодателем также установлен строгий перечень возможных для ППК "Фонд" вариантов реализации правомочия по распоряжению. При этом решение о финансировании или нецелесообразности такого финансирования принимается компанией на основании и в порядке, которые установлены Правительством РФ, а любые иные, не предусмотренные в Законе о Фонде мероприятия по финансированию, компания может осуществлять только на основании соответствующего решения Правительства РФ (пп. 1 - 6 п. 2, п. 3 - 3.2 ст. 13.1 Закона о Фонде). В данном случае по решению Правительства РФ распоряжение имуществом компании посредством указанных в п. 2 ст. 13.1 Закона о Фонде видов мероприятий по финансированию завершения строительства объектов недвижимости может осуществляться компанией на безвозмездной основе. Так, согласно п. 5 ст. 13.1 Закона о Фонде решением Правительства РФ о финансировании указанных в п. 2 ст. 13.1 Закона о Фонде мероприятий может быть предусмотрено, что такое финансирование осуществляется Фондом безвозмездно. Необходимо отметить, что завершение строительства многоквартирного дома, являющееся одним из видов мероприятий, указанных в п. 3 ст. 13.1 Закона о Фонде, может осуществляться в том числе посредством заключения компанией гражданско-правовых договоров, например, строительного подряда. Учитывая, что одним из существенных условий договора строительного подряда является условие о цене работы (п. 1 ст. 740, п. 1 ст. 746 ГК РФ), возникает вопрос о сущности возникающих в данном случае между ППК "Фонд" и лицами, непосредственно осуществляющими строительство таких домов, гражданско-правовых отношений. Представляется, что в данном случае имеется не точность юридической техники в изложении нормы п. 5 ст. 13.1 Закона о Фонде. Учитывая, что в качестве мероприятий по финансированию строительства в п. 2 ст. 13.1 Закона о Фонде законодателем указаны расходы ППК "Фонд", возникающие в силу закона, а не в силу договора (например, выплаты возмещений гражданам, погашение расходов компании в деле о банкротстве застройщика, погашение требований в деле о банкротстве застройщика по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди и т.п.), упоминаемая в п. 5 ст. 13.1 Закона о Фонде безвозмездность финансирования мероприятий по строительству может быть применима только к случаям финансирования, обязанность которого возникает у ППК "Фонд" в силу закона, то есть в силу административных, а не гражданских правоотношений. В этой связи, на наш взгляд, норма п. 5 ст. 13.1 Закона о Фонде требует соответствующих уточнений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)"
(ред. от 08.08.2024, с изм. от 07.10.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024)Статья 201.15. Погашение текущих платежей и требований кредиторов первой и второй очереди к застройщику в целях обеспечения возможности передачи объекта незавершенного строительства или жилых помещений
"О несостоятельности (банкротстве)"
(ред. от 08.08.2024, с изм. от 07.10.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024)Статья 201.15. Погашение текущих платежей и требований кредиторов первой и второй очереди к застройщику в целях обеспечения возможности передачи объекта незавершенного строительства или жилых помещений