Требования к акту налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к акту налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 71 "Установление размера требований кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, в подтверждение своих требований им были представлены акты налоговой проверки, решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требования об уплате налогов (сборов), пени, штрафа, решения о взыскании задолженности за счет денежных средств и имущества должника. Кроме того, налоговым органом было вынесено решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, в подтверждение своих требований им были представлены акты налоговой проверки, решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требования об уплате налогов (сборов), пени, штрафа, решения о взыскании задолженности за счет денежных средств и имущества должника. Кроме того, налоговым органом было вынесено решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе составления в установленный законом срок акта камеральной налоговой проверки по итогам проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2016 год, обязании инспекцию составить акт камеральной налоговой проверки по правилам ст. 100 НК РФ. Суд установил, что налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка общества за 2014 - 2015 годы, после окончания которой налогоплательщик подал уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2014, 2015 годы, увеличив в них сумму расходов. Подача уточненной декларации за 2016 год была следствием отражения в ней перенесенного убытка 2015 года, отраженного в уточненной налоговой декларации за 2015 год. Оценка законности бездействия должностных лиц инспекции по неотражению в карточке расчетов с бюджетом данных корректирующих налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2014 - 2015 годы была предметом рассмотрения арбитражных судов по другому делу. Суды пришли к выводу, что подача налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций не была обусловлена выявлением каких-либо ошибок при исчислении налоговой базы, а направлена на изменение уже установленных, исследованных и оцененных налоговым органом обстоятельств в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщика, корректирующие налоговые декларации по налогу на прибыль за 2014 - 2015 годы, послужившие основанием для возникновения убытка в 2016 году, законно не были приняты инспекцией к отражению в карточке расчетов налогоплательщика. Суд указал, что действия налогоплательщика по подаче уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2016 год основаны на корректировке показателей налогового учета за проверенный налоговым органом период и изменении результатов выездной налоговой проверки. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, отметив, что акт камеральной налоговой проверки составляется только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах, несоставление инспекцией акта проверки прав налогоплательщика не нарушает.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе составления в установленный законом срок акта камеральной налоговой проверки по итогам проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2016 год, обязании инспекцию составить акт камеральной налоговой проверки по правилам ст. 100 НК РФ. Суд установил, что налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка общества за 2014 - 2015 годы, после окончания которой налогоплательщик подал уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2014, 2015 годы, увеличив в них сумму расходов. Подача уточненной декларации за 2016 год была следствием отражения в ней перенесенного убытка 2015 года, отраженного в уточненной налоговой декларации за 2015 год. Оценка законности бездействия должностных лиц инспекции по неотражению в карточке расчетов с бюджетом данных корректирующих налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2014 - 2015 годы была предметом рассмотрения арбитражных судов по другому делу. Суды пришли к выводу, что подача налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций не была обусловлена выявлением каких-либо ошибок при исчислении налоговой базы, а направлена на изменение уже установленных, исследованных и оцененных налоговым органом обстоятельств в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщика, корректирующие налоговые декларации по налогу на прибыль за 2014 - 2015 годы, послужившие основанием для возникновения убытка в 2016 году, законно не были приняты инспекцией к отражению в карточке расчетов налогоплательщика. Суд указал, что действия налогоплательщика по подаче уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2016 год основаны на корректировке показателей налогового учета за проверенный налоговым органом период и изменении результатов выездной налоговой проверки. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, отметив, что акт камеральной налоговой проверки составляется только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах, несоставление инспекцией акта проверки прав налогоплательщика не нарушает.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам14.2.1. ПОРЯДОК (ПРАВИЛА) СОСТАВЛЕНИЯ
Статья: Как отменить (снизить) доначисления в акте налоговой проверки
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 18)Акт налоговой проверки и требования к его оформлению
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 18)Акт налоговой проверки и требования к его оформлению
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"5.9.7. форму и требования к составлению акта налоговой проверки;
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"5.9.7. форму и требования к составлению акта налоговой проверки;
Статья: Три простых правила статьи 54.1 Налогового кодекса РФ
(Мартынов О.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)15. Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ (ред. от 27.08.2020) "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)".
(Мартынов О.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)15. Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ (ред. от 27.08.2020) "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, применительно к оспариванию актов налоговых проверок Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.05.2010 N 766-О-О подчеркнул, что этот документ, как следует из положений ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации, предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщика. По итогам рассмотрения данного акта налоговым органом принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом нормы действующего законодательства не препятствуют тому, чтобы в ходе такого обжалования среди прочего было проверено соблюдение налоговым органом требований, предъявляемых к составлению акта налоговой проверки.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, применительно к оспариванию актов налоговых проверок Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.05.2010 N 766-О-О подчеркнул, что этот документ, как следует из положений ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации, предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщика. По итогам рассмотрения данного акта налоговым органом принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом нормы действующего законодательства не препятствуют тому, чтобы в ходе такого обжалования среди прочего было проверено соблюдение налоговым органом требований, предъявляемых к составлению акта налоговой проверки.
Статья: Практические аспекты реализации законодательных гарантий защиты прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(Абакумова Е.Б.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)Таким образом, проверяющий обязан ознакомить руководителя юридического лица, либо его представителя, индивидуального предпринимателя, либо его представителя с результатами проведенной проверки. Вместе с тем отметим, что признание судом одного лишь факта нарушения процедуры проверки по формальным основаниям может быть недостаточно для отмены акта контролирующего органа, поскольку суд должен оценить, каким образом данный факт влияет на решение контролирующего органа. Например, встречаются случаи, когда в акте отсутствует подпись одного из членов комиссии. Так, в деле N А56-61722/2018 заявитель обратился в суд с требованием о признании недействительным акта выездной налоговой проверки, по основанию отсутствия двух подписей членов комиссии в акте о проведении выездной проверки. Однако суд пришел к выводу, что неподписание акта двумя членами комиссии не является существенным нарушением, так как акт подписан руководителем органа, инициировавшим проверку <4>.
(Абакумова Е.Б.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)Таким образом, проверяющий обязан ознакомить руководителя юридического лица, либо его представителя, индивидуального предпринимателя, либо его представителя с результатами проведенной проверки. Вместе с тем отметим, что признание судом одного лишь факта нарушения процедуры проверки по формальным основаниям может быть недостаточно для отмены акта контролирующего органа, поскольку суд должен оценить, каким образом данный факт влияет на решение контролирующего органа. Например, встречаются случаи, когда в акте отсутствует подпись одного из членов комиссии. Так, в деле N А56-61722/2018 заявитель обратился в суд с требованием о признании недействительным акта выездной налоговой проверки, по основанию отсутствия двух подписей членов комиссии в акте о проведении выездной проверки. Однако суд пришел к выводу, что неподписание акта двумя членами комиссии не является существенным нарушением, так как акт подписан руководителем органа, инициировавшим проверку <4>.
Готовое решение: Акт выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Также некоторые отличия связаны с процедурой проведения самой проверки. Например, во вводной части акта проверяющие должны указать дату и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной проверки. А если в проверке участвовали сотрудники полиции, то акт составляют не в двух, а в трех экземплярах. В связи с этим есть некоторые особенности и при подписании акта (п. 2 ст. 100 НК РФ, п. п. 4, 5 Требований к составлению акта налоговой проверки). В остальном требования такие же, как и для акта камеральной проверки.
(КонсультантПлюс, 2025)Также некоторые отличия связаны с процедурой проведения самой проверки. Например, во вводной части акта проверяющие должны указать дату и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной проверки. А если в проверке участвовали сотрудники полиции, то акт составляют не в двух, а в трех экземплярах. В связи с этим есть некоторые особенности и при подписании акта (п. 2 ст. 100 НК РФ, п. п. 4, 5 Требований к составлению акта налоговой проверки). В остальном требования такие же, как и для акта камеральной проверки.
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)В акте налогового органа должны стоять подписи всех проверяющих налоговых инспекторов и сотрудников правоохранительных органов. Такое правило установлено п. 2 ст. 100 НК РФ и п. 4 Требований к составлению акта налоговой проверки (утв. Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@, приложение N 28). Но налоговики, чтобы не нарушить сроки составления актов, частенько им пренебрегают. А вышестоящие налоговые органы и суды не считают отсутствие необходимых подписей на акте существенным нарушением.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)В акте налогового органа должны стоять подписи всех проверяющих налоговых инспекторов и сотрудников правоохранительных органов. Такое правило установлено п. 2 ст. 100 НК РФ и п. 4 Требований к составлению акта налоговой проверки (утв. Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@, приложение N 28). Но налоговики, чтобы не нарушить сроки составления актов, частенько им пренебрегают. А вышестоящие налоговые органы и суды не считают отсутствие необходимых подписей на акте существенным нарушением.
Статья: Как отражать в учете результаты налоговой проверки, если акт получен в период составления годовой отчетности?
(Коллегия Налоговых Консультантов)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 4)В соответствии с принципами МСФО (IAS) 37 факт получения акта налоговой проверки, содержащего требования о доначислении налога на прибыль, штрафные санкции, пени за проверяемые годы, является обязывающим событием, если банк, ознакомившись с содержанием акта, оценивает вероятность того, что ему придется осуществить платежи для урегулирования налоговых правонарушений, как более высокую, чем вероятность того, что этого не произойдет.
(Коллегия Налоговых Консультантов)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 4)В соответствии с принципами МСФО (IAS) 37 факт получения акта налоговой проверки, содержащего требования о доначислении налога на прибыль, штрафные санкции, пени за проверяемые годы, является обязывающим событием, если банк, ознакомившись с содержанием акта, оценивает вероятность того, что ему придется осуществить платежи для урегулирования налоговых правонарушений, как более высокую, чем вероятность того, что этого не произойдет.
Готовое решение: Как заполнить платежное поручение на уплату пеней при УСН до 31.12.2022 (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Платежное поручение заполняйте по общим правилам в зависимости от того, как вы уплачиваете пени: добровольно, по требованию инспекции или по акту налоговой проверки.
(КонсультантПлюс, 2022)Платежное поручение заполняйте по общим правилам в зависимости от того, как вы уплачиваете пени: добровольно, по требованию инспекции или по акту налоговой проверки.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Существенными нарушениями процедурно-процессуальных норм законодательства о налогах и сборах, регулирующих налоговые правоотношения в вопросах порядка оформления результатов налогового контроля, признаются нарушения требований к содержанию акта налоговой проверки, ограничение прав налогоплательщика на ознакомление с актом налоговой проверки и приложениями к нему, а также установленные неопределенности в статусе налогоплательщика, указанном в акте налоговой проверки <223>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Существенными нарушениями процедурно-процессуальных норм законодательства о налогах и сборах, регулирующих налоговые правоотношения в вопросах порядка оформления результатов налогового контроля, признаются нарушения требований к содержанию акта налоговой проверки, ограничение прав налогоплательщика на ознакомление с актом налоговой проверки и приложениями к нему, а также установленные неопределенности в статусе налогоплательщика, указанном в акте налоговой проверки <223>.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Комментируемая статья устанавливает порядок возмещения НДС, и при ее применении необходимо руководствоваться Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)".
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Комментируемая статья устанавливает порядок возмещения НДС, и при ее применении необходимо руководствоваться Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)".
Готовое решение: Акт камеральной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Назовем основные требования, которые должны соблюдать проверяющие при составлении акта (п. п. 2 - 5 Требований к составлению акта налоговой проверки):
(КонсультантПлюс, 2025)Назовем основные требования, которые должны соблюдать проверяющие при составлении акта (п. п. 2 - 5 Требований к составлению акта налоговой проверки):