Требования к местам установки приборов учета электрической энергии

Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к местам установки приборов учета электрической энергии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.11.2023 N Ф04-5469/2023 по делу N А45-33635/2022
Требование: О признании недействительным акта о безучетном потреблении электроэнергии.
Обстоятельства: Абонент сослался на непредставление сетевой организацией доказательств вмешательства в работу прибора учета, так как вводной автомат гарантирующим поставщиком не опломбирован при допуске прибора учета в эксплуатацию, длительное отключение абонентом прибора учета не свидетельствует о таком вмешательстве, объект был обесточен ввиду частых перебоев электроснабжения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку не доказаны вмешательство абонента в работу прибора учета, искажение данных о фактическом объеме потребления электроэнергии.
Таким образом, сетевая организация, ссылающаяся на отсутствие пломбы на вводном автомате и наличие доступа к токоведущим частям спорного прибора учета абонента, позволяющее беспрепятственно потреблять электроэнергию, обязана доказать, что такая пломба своевременно установлена в соответствии с нормативными требованиями, определяющими места установки пломб.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2024 N 19АП-3539/2024 по делу N А36-2438/2023
Требование: О признании незаконным акта о неучтенном потреблении электрической энергии по договору энергоснабжения.
Решение: Требование удовлетворено.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2021, гарантирующий поставщик и (или) сетевая организация, ссылающиеся на отсутствие пломбы на приборе учета абонента в обоснование требования об оплате неучтенного потребления электроэнергии, обязаны доказать, что такая пломба была ими своевременно установлена в соответствии с нормативными требованиями, определяющими места установки пломб.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Нарушения административных правил - обзор за 2019 год
(Сиражетдинова О.)
("Жилищное право", 2020, N 6; "Административное право", 2020, N 3)
По делу об оспаривании постановления административного органа Верховный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой невыполнение обязанности по доведению до потребителей информации о порядке, условиях и обязательности замены установленных в жилых помещениях счетчиков влечет применение административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (Определение от 02.08.2019 N 310-ЭС19-7900 по делу N А84-3550/2018). Общество не проинформировало граждан о необходимости подачи заявки о замене счетчика в энергосбытовую организацию и опломбирования нового счетчика пломбой энергосбытовой организации, что привело к начислению платы за безучетное потребление электроэнергии. Постановлением территориального органа Роспотребнадзора общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Судебная коллегия, отменяя постановление суда апелляционной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции о признании постановления административного органа законным и снижении штрафа, применила положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета. Для выполнения таких действий потребитель должен привлекать энергоснабжающую организацию или иную организацию, отвечающую требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Суды установили, что указанные граждане-потребители, приобретавшие приборы учета у общества, самостоятельно не обращались в общество с целью их приобретения, то есть изначально не имели намерения приобрести и установить новые приборы учета электрической энергии в своих квартирах. Представители общества реализовали приборы учета по месту жительства граждан, убедив их в необходимости замены электрических счетчиков. В данных условиях необходимая и достоверная информация о реализуемом товаре (работе, услуге) определенно должна включать сведения о том, установлена ли законодательством обязанность по замене счетчиков (а если установлена, то каким именно нормативным актом и при каких условиях); и, соответственно, могут ли граждане в настоящее время продолжать использовать имеющиеся у них в жилых помещениях счетчики без замены.
Статья: О некоторых вопросах определения границ балансовой принадлежности и расчетов по приборам учета при заключении государственных контрактов на поставку коммунальных услуг с воинской частью (на примере государственного контракта электроснабжения)
(Влах Е.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)
Пунктом 137 Положений N 442 определено, что приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления электрической энергии, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным требованиям.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 24.05.2024)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")
Снижение стоимости коммунальных услуг не применяется и не учитывается при расчете стоимости услуг по передаче электрической энергии по договору на оказание таких услуг, стоимости электрической энергии по договору энергоснабжения (договору, содержащему положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению) в случае, если гарантирующий поставщик или сетевая организация не были допущены до мест установки приборов учета электрической энергии в соответствии с требованиями настоящих Правил. В указанном случае гарантирующий поставщик, получивший от исполнителя претензию от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым - четвертым настоящего пункта, обязан в течение 24 часов с даты получения такой претензии направить исполнителю (сетевая организация - гарантирующему поставщику) информацию о факте недопуска потребителем гарантирующего поставщика (сетевой организации) к местам установки приборов учета электрической энергии с приложением соответствующего акта об отказе в допуске.
Постановление Правительства РФ от 18.04.2020 N 554
(ред. от 29.03.2024)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии"
"Требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с пунктами 25 и 25(1) настоящих Правил, включая требования к местам их установки, а также разграничение обязательств по выполнению этих требований должны соответствовать требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.";