Требования к помещениям избирательных участков

Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к помещениям избирательных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 07.06.2022 N 66а-552/2022
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов на избираемую должность.
Решение: Отказано.
Поскольку материалы дела содержат доказательства, подтверждающие обращение Территориальной избирательной комиссии N 1 к командирам воинских частей по вопросам согласования возможности применения средств видеонаблюдения в помещениях для голосования в отношении 7 избирательных участков; в то же время, отсутствие документов, подтверждающих отказ в согласовании применения средств видеонаблюдения на иных избирательных участках, не свидетельствует о нарушении требований избирательного процесса; вывод суда первой инстанции об отсутствии существенных нарушений законодательства, допущенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющих установить действительное волеизъявление избирателей, является верным.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Конституционно-правовое регулирование использования цифровых технологий при осуществлении видеонаблюдения за выборами и референдумами
(Шапошников А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)
В свою очередь, в ч. 15 ст. 78 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" указывалось на возможность размещения в помещениях для проведения голосования средств, обеспечивающих видеонаблюдение и трансляцию изображения. Таким образом, в тексте данного Закона не закреплялась обязательность их использования. При этом в ч. 15 ст. 78 также перечислялись те пункты проведения голосования, в которых воспрещалось устанавливать системы видеонаблюдения. К их числу относились больницы, а также иного рода медицинские учреждения, имеющие стационарные отделения; места содержания заключенных и обвиняемых; иные места временного пребывания; воинские части и суда, находящиеся в плавании в день проведения голосования; полярные станции и участки для проведения голосования, которые в силу определенных обстоятельств были сформированы за пределами России. Таким образом, системами видеонаблюдения согласно данному Федеральному закону могут быть оснащены в первую очередь типовые избирательные участки, располагающиеся, например, в зданиях средних школ, домах детского и юношеского творчества и т.д. Для избирательных участков, оснащение которых системами видеонаблюдения могло быть осложнено в силу технических причин или ограничено законодательно, настоящим Законом исключалось установление систем видеонаблюдения. В рассматриваемом Законе дополнительно отмечалось, что в тех избирательных участках, где производится голосование военнослужащих, за исключением помещений для проведения голосования на избирательных участках, образованных в воинских частях, установка систем видеонаблюдения и трансляции изображения должна быть в обязательном порядке согласована с командиром воинской части. Следует отметить, что аналогичный порядок и условия размещения систем видеонаблюдения были предусмотрены на президентских выборах согласно последней редакции Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (ч. 14 ст. 66). Иными словами, установление систем видеонаблюдения на президентских выборах также являлось скорее рекомендацией, нежели обязательным требованием.
Статья: Проблемы влияния нарушений избирательного законодательства на легитимность выборов
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)
Поскольку законодательство о выборах не знает института злоупотребления правом, отмеченная выше скрытая диспозитивность допускает возможность злоупотребления избирательными правами в помещении для голосования. Факты злоупотребления избирательными правами, формально не квалифицируемые как нарушения законодательства о выборах, могут быть представлены публично в таком качестве. Например: намеренная порча избирательного бюллетеня, неопускание его в ящик для голосования, вынос избирательного бюллетеня за пределы помещения для голосования. Возможным разрешением данной проблемы является законодательное установление института злоупотребления избирательным правом. До этого момента для участковых и территориальных комиссий должны быть предусмотрены как минимум методические рекомендации с алгоритмами действий членов комиссий в случаях несоблюдения избирателями порядка голосования. Наличие методических рекомендаций, с одной стороны, позволит избирательным комиссиям придерживаться принципов и требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а с другой - обосновать факт несоблюдения именно избирателем порядка голосования и отсутствие собственно нарушения. Последнее должно препятствовать искажению восприятия легитимности выборов.

Нормативные акты

Федеральный закон от 14.03.2022 N 60-ФЗ
(ред. от 29.05.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"15. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории), если они нарушают законодательство о выборах Президента Российской Федерации. Решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории) принимается судом по месту нахождения участковой избирательной комиссии (территориальной избирательной комиссии), а решение об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования избирательного участка, образованного за пределами территории Российской Федерации, принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка.";
Федеральный закон от 29.05.2023 N 184-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"19. По решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации голосование вне помещения для голосования избирателей, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами и в пределах соответствующего одномандатного избирательного округа, осуществляется в установленном ею порядке с учетом требований настоящего Федерального закона.";