Требования к помещениям избирательных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к помещениям избирательных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 07.06.2022 N 66а-552/2022
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов на избираемую должность.
Решение: Отказано.Поскольку материалы дела содержат доказательства, подтверждающие обращение Территориальной избирательной комиссии N 1 к командирам воинских частей по вопросам согласования возможности применения средств видеонаблюдения в помещениях для голосования в отношении 7 избирательных участков; в то же время, отсутствие документов, подтверждающих отказ в согласовании применения средств видеонаблюдения на иных избирательных участках, не свидетельствует о нарушении требований избирательного процесса; вывод суда первой инстанции об отсутствии существенных нарушений законодательства, допущенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющих установить действительное волеизъявление избирателей, является верным.
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов на избираемую должность.
Решение: Отказано.Поскольку материалы дела содержат доказательства, подтверждающие обращение Территориальной избирательной комиссии N 1 к командирам воинских частей по вопросам согласования возможности применения средств видеонаблюдения в помещениях для голосования в отношении 7 избирательных участков; в то же время, отсутствие документов, подтверждающих отказ в согласовании применения средств видеонаблюдения на иных избирательных участках, не свидетельствует о нарушении требований избирательного процесса; вывод суда первой инстанции об отсутствии существенных нарушений законодательства, допущенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющих установить действительное волеизъявление избирателей, является верным.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 07.08.2024 по делу N 33-729/2024 (УИД 02RS0003-01-2023-002815-93)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Вступившим в законную силу судебным актом производство по делу об административном правонарушении в отношении истца было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Истец указывает, что в связи с незаконным производством по делу об административном правонарушении им были понесены расходы на оплату услуг представителя, ему были причинены нравственные и физические страдания.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Как следует из материалов дела, 16.09.2023 старшим инспектором ГИАЗ (по ИАЗ) ОМВД России по Майминскому району О. в отношении Л. составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.69 КоАП РФ, согласно которому <дата> в 16 часов 08 минут в <адрес> Республики Алтай на участковом избирательном участке N кандидат в депутаты Майминского районного Совета депутатов Л. осуществляла вмешательство в деятельность участковой избирательной комиссии избирательного участка N. В соответствии со ст. 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" N 67-ФЗ от 12.06.2002 фото (видео) съемка должна осуществляться лицами, имеющими в соответствии с настоящим законом право на ее осуществление, в нарушение указанных требований Л. производила в помещении для голосования видеосъемку на сотовый телефон. Кроме этого создавала помехи участия избирателей в голосовании, обращаясь к избирателям в помещении для голосования с вопросами (с какой организации вы прибыли, кто отправил голосовать, спрашивала причины досрочного голосования, при этом все снимала на камеру телефона, кроме того поясняла, что необходимо голосовать в единый день голосования, т.е. 10 сентября), в результате чего несколько избирателей, прибывших на досрочное голосование, не воспользовались данным правом и покинули помещение для досрочного голосования.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Вступившим в законную силу судебным актом производство по делу об административном правонарушении в отношении истца было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Истец указывает, что в связи с незаконным производством по делу об административном правонарушении им были понесены расходы на оплату услуг представителя, ему были причинены нравственные и физические страдания.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Как следует из материалов дела, 16.09.2023 старшим инспектором ГИАЗ (по ИАЗ) ОМВД России по Майминскому району О. в отношении Л. составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.69 КоАП РФ, согласно которому <дата> в 16 часов 08 минут в <адрес> Республики Алтай на участковом избирательном участке N кандидат в депутаты Майминского районного Совета депутатов Л. осуществляла вмешательство в деятельность участковой избирательной комиссии избирательного участка N. В соответствии со ст. 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" N 67-ФЗ от 12.06.2002 фото (видео) съемка должна осуществляться лицами, имеющими в соответствии с настоящим законом право на ее осуществление, в нарушение указанных требований Л. производила в помещении для голосования видеосъемку на сотовый телефон. Кроме этого создавала помехи участия избирателей в голосовании, обращаясь к избирателям в помещении для голосования с вопросами (с какой организации вы прибыли, кто отправил голосовать, спрашивала причины досрочного голосования, при этом все снимала на камеру телефона, кроме того поясняла, что необходимо голосовать в единый день голосования, т.е. 10 сентября), в результате чего несколько избирателей, прибывших на досрочное голосование, не воспользовались данным правом и покинули помещение для досрочного голосования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовое регулирование использования цифровых технологий при осуществлении видеонаблюдения за выборами и референдумами
(Шапошников А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)В свою очередь, в ч. 15 ст. 78 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" указывалось на возможность размещения в помещениях для проведения голосования средств, обеспечивающих видеонаблюдение и трансляцию изображения. Таким образом, в тексте данного Закона не закреплялась обязательность их использования. При этом в ч. 15 ст. 78 также перечислялись те пункты проведения голосования, в которых воспрещалось устанавливать системы видеонаблюдения. К их числу относились больницы, а также иного рода медицинские учреждения, имеющие стационарные отделения; места содержания заключенных и обвиняемых; иные места временного пребывания; воинские части и суда, находящиеся в плавании в день проведения голосования; полярные станции и участки для проведения голосования, которые в силу определенных обстоятельств были сформированы за пределами России. Таким образом, системами видеонаблюдения согласно данному Федеральному закону могут быть оснащены в первую очередь типовые избирательные участки, располагающиеся, например, в зданиях средних школ, домах детского и юношеского творчества и т.д. Для избирательных участков, оснащение которых системами видеонаблюдения могло быть осложнено в силу технических причин или ограничено законодательно, настоящим Законом исключалось установление систем видеонаблюдения. В рассматриваемом Законе дополнительно отмечалось, что в тех избирательных участках, где производится голосование военнослужащих, за исключением помещений для проведения голосования на избирательных участках, образованных в воинских частях, установка систем видеонаблюдения и трансляции изображения должна быть в обязательном порядке согласована с командиром воинской части. Следует отметить, что аналогичный порядок и условия размещения систем видеонаблюдения были предусмотрены на президентских выборах согласно последней редакции Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (ч. 14 ст. 66). Иными словами, установление систем видеонаблюдения на президентских выборах также являлось скорее рекомендацией, нежели обязательным требованием.
(Шапошников А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)В свою очередь, в ч. 15 ст. 78 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" указывалось на возможность размещения в помещениях для проведения голосования средств, обеспечивающих видеонаблюдение и трансляцию изображения. Таким образом, в тексте данного Закона не закреплялась обязательность их использования. При этом в ч. 15 ст. 78 также перечислялись те пункты проведения голосования, в которых воспрещалось устанавливать системы видеонаблюдения. К их числу относились больницы, а также иного рода медицинские учреждения, имеющие стационарные отделения; места содержания заключенных и обвиняемых; иные места временного пребывания; воинские части и суда, находящиеся в плавании в день проведения голосования; полярные станции и участки для проведения голосования, которые в силу определенных обстоятельств были сформированы за пределами России. Таким образом, системами видеонаблюдения согласно данному Федеральному закону могут быть оснащены в первую очередь типовые избирательные участки, располагающиеся, например, в зданиях средних школ, домах детского и юношеского творчества и т.д. Для избирательных участков, оснащение которых системами видеонаблюдения могло быть осложнено в силу технических причин или ограничено законодательно, настоящим Законом исключалось установление систем видеонаблюдения. В рассматриваемом Законе дополнительно отмечалось, что в тех избирательных участках, где производится голосование военнослужащих, за исключением помещений для проведения голосования на избирательных участках, образованных в воинских частях, установка систем видеонаблюдения и трансляции изображения должна быть в обязательном порядке согласована с командиром воинской части. Следует отметить, что аналогичный порядок и условия размещения систем видеонаблюдения были предусмотрены на президентских выборах согласно последней редакции Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (ч. 14 ст. 66). Иными словами, установление систем видеонаблюдения на президентских выборах также являлось скорее рекомендацией, нежели обязательным требованием.
Статья: Проблемы влияния нарушений избирательного законодательства на легитимность выборов
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Поскольку законодательство о выборах не знает института злоупотребления правом, отмеченная выше скрытая диспозитивность допускает возможность злоупотребления избирательными правами в помещении для голосования. Факты злоупотребления избирательными правами, формально не квалифицируемые как нарушения законодательства о выборах, могут быть представлены публично в таком качестве. Например: намеренная порча избирательного бюллетеня, неопускание его в ящик для голосования, вынос избирательного бюллетеня за пределы помещения для голосования. Возможным разрешением данной проблемы является законодательное установление института злоупотребления избирательным правом. До этого момента для участковых и территориальных комиссий должны быть предусмотрены как минимум методические рекомендации с алгоритмами действий членов комиссий в случаях несоблюдения избирателями порядка голосования. Наличие методических рекомендаций, с одной стороны, позволит избирательным комиссиям придерживаться принципов и требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а с другой - обосновать факт несоблюдения именно избирателем порядка голосования и отсутствие собственно нарушения. Последнее должно препятствовать искажению восприятия легитимности выборов.
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Поскольку законодательство о выборах не знает института злоупотребления правом, отмеченная выше скрытая диспозитивность допускает возможность злоупотребления избирательными правами в помещении для голосования. Факты злоупотребления избирательными правами, формально не квалифицируемые как нарушения законодательства о выборах, могут быть представлены публично в таком качестве. Например: намеренная порча избирательного бюллетеня, неопускание его в ящик для голосования, вынос избирательного бюллетеня за пределы помещения для голосования. Возможным разрешением данной проблемы является законодательное установление института злоупотребления избирательным правом. До этого момента для участковых и территориальных комиссий должны быть предусмотрены как минимум методические рекомендации с алгоритмами действий членов комиссий в случаях несоблюдения избирателями порядка голосования. Наличие методических рекомендаций, с одной стороны, позволит избирательным комиссиям придерживаться принципов и требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а с другой - обосновать факт несоблюдения именно избирателем порядка голосования и отсутствие собственно нарушения. Последнее должно препятствовать искажению восприятия легитимности выборов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"16. Если число избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии (при проведении досрочного голосования только в помещении участковой комиссии - число избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении участковой комиссии; при проведении досрочного голосования в помещениях территориальной комиссии, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии и участковой комиссии - число избирателей, проголосовавших досрочно в помещениях указанных комиссий), составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее десяти избирателей, участников референдума), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии в соответствии с пунктом 14 статьи 65 настоящего Федерального закона. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
(ред. от 08.08.2024)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"16. Если число избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии (при проведении досрочного голосования только в помещении участковой комиссии - число избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении участковой комиссии; при проведении досрочного голосования в помещениях территориальной комиссии, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии и участковой комиссии - число избирателей, проголосовавших досрочно в помещениях указанных комиссий), составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее десяти избирателей, участников референдума), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии в соответствии с пунктом 14 статьи 65 настоящего Федерального закона. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"13. При оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться предусмотренные законодательством Российской Федерации условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, являющихся инвалидами, и голосования в нем. При проведении голосования осуществляется оказание помощи таким лицам в целях реализации ими активного избирательного права с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"13. При оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться предусмотренные законодательством Российской Федерации условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, являющихся инвалидами, и голосования в нем. При проведении голосования осуществляется оказание помощи таким лицам в целях реализации ими активного избирательного права с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.