Требования к размещению рекламы на транспорте
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к размещению рекламы на транспорте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение законодательства о рекламе
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) распространяла рекламу алкогольной продукции с нарушением требований (путем распространения листовок, размещения на транспорте и т.д.)
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) распространяла рекламу алкогольной продукции с нарушением требований (путем распространения листовок, размещения на транспорте и т.д.)
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области организации и проведения игр, основанных на риске, и рекламной деятельности: Организация (Гражданин, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за размещение рекламы на дорожных знаках и ТС
(КонсультантПлюс, 2025)Суд привлек Организацию (Гражданина, Должностное лицо) к ответственности по ст. 14.38 КоАП РФ за размещение рекламы на дорожных знаках и (или) транспортном средстве (ТС).
(КонсультантПлюс, 2025)Суд привлек Организацию (Гражданина, Должностное лицо) к ответственности по ст. 14.38 КоАП РФ за размещение рекламы на дорожных знаках и (или) транспортном средстве (ТС).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каковы правила размещения наружной рекламы?
(Консультация эксперта, 2025)несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций;
(Консультация эксперта, 2025)несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций;
Вопрос: Что признается рекламной конструкцией?
(Консультация эксперта, 2025)Отметим, что норма ст. 19 Закона о рекламе определяет порядок размещения только рекламных конструкций, располагаемых на внешних стенах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Требования данной статьи не распространяются на конструкции, установленные внутри зданий, строений, сооружений (аналогичный вывод следует из п. 3 Решения ФАС России от 10.03.2016 N Т-17/16).
(Консультация эксперта, 2025)Отметим, что норма ст. 19 Закона о рекламе определяет порядок размещения только рекламных конструкций, располагаемых на внешних стенах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Требования данной статьи не распространяются на конструкции, установленные внутри зданий, строений, сооружений (аналогичный вывод следует из п. 3 Решения ФАС России от 10.03.2016 N Т-17/16).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Решением суда первой инстанции требование налогового органа признано незаконным, в удовлетворении остальной части требований отказано. При этом суд исходил из того, что обществом не допущено превышение лимита, предусмотренного п. 4 ст. 264 НК РФ, в части расходов на размещение рекламы на транспорте, в связи с чем данные затраты подлежали учету в полном объеме в составе расходов. С учетом этого суд пришел к выводу о том, что налоговый орган не исполнил должным образом обязанность по перерасчету размера недоимки, возложенную на него вышестоящей налоговой инспекцией, и признал оспариваемое требование налогового органа недействительным, как направленное в отсутствие законных оснований.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Решением суда первой инстанции требование налогового органа признано незаконным, в удовлетворении остальной части требований отказано. При этом суд исходил из того, что обществом не допущено превышение лимита, предусмотренного п. 4 ст. 264 НК РФ, в части расходов на размещение рекламы на транспорте, в связи с чем данные затраты подлежали учету в полном объеме в составе расходов. С учетом этого суд пришел к выводу о том, что налоговый орган не исполнил должным образом обязанность по перерасчету размера недоимки, возложенную на него вышестоящей налоговой инспекцией, и признал оспариваемое требование налогового органа недействительным, как направленное в отсутствие законных оснований.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)В то же время по данным налогового органа, привлеченного к участию в деле, подтвержденным представленной в материалы дела банковской выпиской, на расчетный счет организации в течение одного дня поступали денежные средства от различных не связанных друг с другом видов деятельности (размещение рекламы, бухгалтерское консультирование, поставка оборудования, подбор персонала, транспортные услуги, продажа парфюмерии и др.) всего на сумму 80 миллионов рублей. В тот же день денежные средства в общей сопоставимой сумме были перечислены на счета 20 физических лиц, в том числе на счет ответчика, с одним и тем же назначением платежа ("возврат денежных средств по договору процентного денежного займа"). Впоследствии каких-либо операций по счету не совершалось.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)В то же время по данным налогового органа, привлеченного к участию в деле, подтвержденным представленной в материалы дела банковской выпиской, на расчетный счет организации в течение одного дня поступали денежные средства от различных не связанных друг с другом видов деятельности (размещение рекламы, бухгалтерское консультирование, поставка оборудования, подбор персонала, транспортные услуги, продажа парфюмерии и др.) всего на сумму 80 миллионов рублей. В тот же день денежные средства в общей сопоставимой сумме были перечислены на счета 20 физических лиц, в том числе на счет ответчика, с одним и тем же назначением платежа ("возврат денежных средств по договору процентного денежного займа"). Впоследствии каких-либо операций по счету не совершалось.
Готовое решение: Какая ответственность установлена за нарушение законодательства о рекламе
(КонсультантПлюс, 2025)за использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции. Ответственность за это предусмотрена ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)за использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции. Ответственность за это предусмотрена ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ;
Вопрос: ИП на НПД заключил договор об установке и эксплуатации рекламной конструкции на внешней стене принадлежащего ему здания магазина с владельцем рекламной конструкции (рекламораспространителем). Вправе ли ИП применять НПД в отношении дохода, полученного по договору об установке и эксплуатации рекламной конструкции?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований ст. 19 Закона N 38-ФЗ. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований ст. 19 Закона N 38-ФЗ. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Вопрос: Каков порядок установки рекламной конструкции?
(Консультация эксперта, 2025)Указанная ст. 19 Закона N 38-ФЗ определяет порядок размещения исключительно рекламных конструкций, располагаемых на внешних стенах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. На конструкции, установленные внутри зданий (строений, сооружений), требования данной статьи, в частности о получении разрешения на установку, не распространяются (аналогичный вывод приведен в п. 3 Решения ФАС России от 10.03.2016 N Т-17/16).
(Консультация эксперта, 2025)Указанная ст. 19 Закона N 38-ФЗ определяет порядок размещения исключительно рекламных конструкций, располагаемых на внешних стенах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. На конструкции, установленные внутри зданий (строений, сооружений), требования данной статьи, в частности о получении разрешения на установку, не распространяются (аналогичный вывод приведен в п. 3 Решения ФАС России от 10.03.2016 N Т-17/16).
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)"Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)"Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником".
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- ст. 14.37 КоАП "Нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции";
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- ст. 14.37 КоАП "Нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции";
Статья: Зарубежный опыт предупреждения нарушений в области дорожного движения, связанных с отвлечением внимания водителей транспортных средств
(Коблов П.С.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)В целях формирования единого подхода по учету интересов безопасности дорожного движения в требованиях к придорожной рекламе в проекте "Оценка отвлечения внимания водителей транспортных средств в Европе от придорожной рекламы" были выработаны 10 рекомендаций к содержанию и размещению рекламных конструкций, направленных на минимизацию отвлечения внимания водителей [12]:
(Коблов П.С.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)В целях формирования единого подхода по учету интересов безопасности дорожного движения в требованиях к придорожной рекламе в проекте "Оценка отвлечения внимания водителей транспортных средств в Европе от придорожной рекламы" были выработаны 10 рекомендаций к содержанию и размещению рекламных конструкций, направленных на минимизацию отвлечения внимания водителей [12]:
Статья: Выявление и пресечение нелегальной деятельности на финансовом рынке, в том числе финансовых пирамид, средствами прокурорского надзора
(Хусяйнова С.Г., Воронцов А.А.)
("Законность", 2025, N 6)Для выявления признаков незаконного осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов необходимо осуществлять мониторинг и анализ средств массовой информации, как печатных, так и электронных в сети Интернет, рекламных материалов, содержащихся на вывесках, баннерах в общественных местах, а также рекламных и справочных материалов, размещаемых в городском транспорте и на частных транспортных средствах; изучение судебных решений, содержащихся на официальных сайтах судебных органов, по искам, возникающим из правоотношений между кредиторами и должниками, по искам в защиту имущественных прав граждан к субъектам предпринимательской деятельности; анализ публикаций на официальных сайтах органов МВД России, ФАС России и других.
(Хусяйнова С.Г., Воронцов А.А.)
("Законность", 2025, N 6)Для выявления признаков незаконного осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов необходимо осуществлять мониторинг и анализ средств массовой информации, как печатных, так и электронных в сети Интернет, рекламных материалов, содержащихся на вывесках, баннерах в общественных местах, а также рекламных и справочных материалов, размещаемых в городском транспорте и на частных транспортных средствах; изучение судебных решений, содержащихся на официальных сайтах судебных органов, по искам, возникающим из правоотношений между кредиторами и должниками, по искам в защиту имущественных прав граждан к субъектам предпринимательской деятельности; анализ публикаций на официальных сайтах органов МВД России, ФАС России и других.
Готовое решение: Что такое рекламная конструкция и какие требования к ней предъявляются
(КонсультантПлюс, 2025)- ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения и мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства;
(КонсультантПлюс, 2025)- ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения и мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства;
Статья: Правовые подходы к ответственности владельцев агрегаторов такси перед потребителями
(Миронова С.М., Кожемякин Д.В.)
("Цивилист", 2022, N 2)Отметим, что указанное разъяснение носит ретроспективный характер и может быть применено к правоотношениям, возникшим до его принятия. Так, одним из первых дел, в котором указанное разъяснение было применено, стало дело 2018 г. "Гращенкова vs ООО "Яндекс.Такси", ответчик по которому - компания "Яндекс" - предоставляет услуги агрегатора такси по модели Uber. Спор относился к событиям 2016 г., когда истец вызвала машину через мобильное приложение ответчика и попала в дорожно-транспортное происшествие по вине водителя такси. По общему правилу вред в такой ситуации подлежал возмещению водителем такси или таксопарком, в случае если водитель являлся его сотрудником, истец же обратилась со своими требованиями к владельцу мобильного приложения. Суд первой инстанции иск отклонил, придя к выводу о том, что "ООО "Яндекс.Такси" оказывало информационные услуги о спросе пассажиров на услуги по перевозке, а также предоставление технической возможности через мобильное приложение пассажирам (пользователи) сообщить о своем желании совершить поездку, а перевозчикам - о своем желании такую поездку осуществить. Указанные услуги ООО "Яндекс.Такси" рекламировало путем размещения рекламы на транспортных средствах партнеров. Таким образом, каких-либо доказательств того, что ООО "Яндекс.Такси" осуществляло услуги по перевозке пассажиров или являлось работодателем для водителя такси, суду не представлено" <22>.
(Миронова С.М., Кожемякин Д.В.)
("Цивилист", 2022, N 2)Отметим, что указанное разъяснение носит ретроспективный характер и может быть применено к правоотношениям, возникшим до его принятия. Так, одним из первых дел, в котором указанное разъяснение было применено, стало дело 2018 г. "Гращенкова vs ООО "Яндекс.Такси", ответчик по которому - компания "Яндекс" - предоставляет услуги агрегатора такси по модели Uber. Спор относился к событиям 2016 г., когда истец вызвала машину через мобильное приложение ответчика и попала в дорожно-транспортное происшествие по вине водителя такси. По общему правилу вред в такой ситуации подлежал возмещению водителем такси или таксопарком, в случае если водитель являлся его сотрудником, истец же обратилась со своими требованиями к владельцу мобильного приложения. Суд первой инстанции иск отклонил, придя к выводу о том, что "ООО "Яндекс.Такси" оказывало информационные услуги о спросе пассажиров на услуги по перевозке, а также предоставление технической возможности через мобильное приложение пассажирам (пользователи) сообщить о своем желании совершить поездку, а перевозчикам - о своем желании такую поездку осуществить. Указанные услуги ООО "Яндекс.Такси" рекламировало путем размещения рекламы на транспортных средствах партнеров. Таким образом, каких-либо доказательств того, что ООО "Яндекс.Такси" осуществляло услуги по перевозке пассажиров или являлось работодателем для водителя такси, суду не представлено" <22>.