Требования к жилому помещению при переселении из аварийного жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к жилому помещению при переселении из аварийного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 86 "Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома" ЖК РФ"Разрешая исковые требования, суд, руководствуясь положениями статьей 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что переселение ответчиков в предложенное жилое помещение взамен аварийного не соответствует требованиям законодательства о предоставлении равнозначного жилого помещения, поскольку предоставляемое жилое помещение находится в границах другого населенного пункта - сельского поселка, согласие ответчиков на такое переселение отсутствует, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Права собственников и проживающих с ними лиц на жилое помещение: Собственник жилого помещения хочет обязать Уполномоченный орган предоставить взамен изымаемого другое жилое помещение
(КонсультантПлюс, 2024)Возможные причины отказа в требовании о предоставлении жилого помещения
(КонсультантПлюс, 2024)Возможные причины отказа в требовании о предоставлении жилого помещения
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Снос домов и компенсации. Анализ споров
(Сиражетдинова О.)
("Жилищное право", 2020, N 5)Более того, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г.) в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Федеральным законодательством не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 25 июня 2019 г. N 1-КГ19-10 указала на обязанность нижестоящих судов исследовать вопрос, содержит ли региональное законодательство положения, предусматривающие возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. В случае отсутствия таких положений требования органа публичной власти доплатить за жилое помещение, предоставляемое взамен изымаемого, незаконны. По другому Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 18 сентября 2018 г. N 81-КГ18-14 указала на ошибочность вывода суда апелляционной инстанции о том, что согласно региональной адресной программе по переселению граждан из многоквартирных домов правом на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого обладают исключительно собственники, которые непосредственно проживают в жилых помещениях в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и не имеющие в собственности иное жилое помещение. Также Верховный Суд указал следующее разъяснение жилищного законодательства РФ по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда: отсутствие в региональном законодательстве предусмотренного объема финансирования на выкуп изымаемых жилых помещений в признанном аварийном многоквартирном жилом доме не может служить основанием для лишения собственника права на получение стоимости изымаемого имущества (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 14-КГ16-13).
(Сиражетдинова О.)
("Жилищное право", 2020, N 5)Более того, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г.) в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Федеральным законодательством не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 25 июня 2019 г. N 1-КГ19-10 указала на обязанность нижестоящих судов исследовать вопрос, содержит ли региональное законодательство положения, предусматривающие возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. В случае отсутствия таких положений требования органа публичной власти доплатить за жилое помещение, предоставляемое взамен изымаемого, незаконны. По другому Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 18 сентября 2018 г. N 81-КГ18-14 указала на ошибочность вывода суда апелляционной инстанции о том, что согласно региональной адресной программе по переселению граждан из многоквартирных домов правом на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого обладают исключительно собственники, которые непосредственно проживают в жилых помещениях в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и не имеющие в собственности иное жилое помещение. Также Верховный Суд указал следующее разъяснение жилищного законодательства РФ по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда: отсутствие в региональном законодательстве предусмотренного объема финансирования на выкуп изымаемых жилых помещений в признанном аварийном многоквартирном жилом доме не может служить основанием для лишения собственника права на получение стоимости изымаемого имущества (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 14-КГ16-13).
Статья: Обеспечение законности при реализации национальных проектов
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)В связи с этим Басманная межрайонная прокуратура г. Москвы обратилась в суд с исками об обязании выплатить в государственный бюджет компенсационную стоимость рабочих мест для трудоустройства молодежи к ГБУ г. Москвы "Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства", ГАУЗ г. Москвы "Стоматологическая поликлиника N 53 ДЗМ", ГБУ г. Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" на сумму 534 тыс. руб. В связи с добровольным удовлетворением требований прокурора производство по гражданским делам прекращено.
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)В связи с этим Басманная межрайонная прокуратура г. Москвы обратилась в суд с исками об обязании выплатить в государственный бюджет компенсационную стоимость рабочих мест для трудоустройства молодежи к ГБУ г. Москвы "Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства", ГАУЗ г. Москвы "Стоматологическая поликлиника N 53 ДЗМ", ГБУ г. Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" на сумму 534 тыс. руб. В связи с добровольным удовлетворением требований прокурора производство по гражданским делам прекращено.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)По делам о выселении граждан из жилых помещений в аварийных домах, подлежащих сносу, суды при оценке степени благоустроенности предлагаемого для переселения жилого помещения в основном правильно руководствуются требованиями, определенными в Положении, а также нормативными актами органов местного самоуправления, которыми не могут быть снижены установленные Правительством Российской Федерации минимальные гарантии.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)По делам о выселении граждан из жилых помещений в аварийных домах, подлежащих сносу, суды при оценке степени благоустроенности предлагаемого для переселения жилого помещения в основном правильно руководствуются требованиями, определенными в Положении, а также нормативными актами органов местного самоуправления, которыми не могут быть снижены установленные Правительством Российской Федерации минимальные гарантии.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Разрешая спор и возлагая обязанность на ответчика предоставить истцам жилое помещение, суд первой инстанции со ссылкой на п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указал, что, поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее истцам жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истцами избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования местной администрации о выплате собственниками разницы стоимости между изымаемым и предоставленным за счет муниципальной казны жилыми помещениями являются незаконными, в связи с чем удовлетворил заявленные требования частично.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Разрешая спор и возлагая обязанность на ответчика предоставить истцам жилое помещение, суд первой инстанции со ссылкой на п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указал, что, поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее истцам жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истцами избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования местной администрации о выплате собственниками разницы стоимости между изымаемым и предоставленным за счет муниципальной казны жилыми помещениями являются незаконными, в связи с чем удовлетворил заявленные требования частично.