Требования пожарной безопасности к нестационарным торговым объектам
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования пожарной безопасности к нестационарным торговым объектам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 N 19АП-4282/2022 по делу N А14-21726/2019
Требование: О взыскании задолженности в виде восстановительного ремонта нестационарного торгового объекта, расходов на проведение экспертного исследования.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Исследовав ведомость рабочих чертежей основного комплекта, согласованную управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, о соответствии технического решения, принятого в рабочих чертежах, противопожарным нормам, акт комиссии от 14.12.2018 N 5/3 о соответствии спорного нестационарного торгового объекта условиям договора на размещение нестационарного торгового объекта и архитектурному решению, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии сведений о проведенной истцом впоследствии замены электропроводки в нестационарном торговом объект, что также не свидетельствует о необходимости назначения по настоящему делу экспертизы по вопросу соблюдения собственником нестационарного торгового объекта требований пожарной безопасности при строительстве/ремонте нестационарного торгового объекта.
Требование: О взыскании задолженности в виде восстановительного ремонта нестационарного торгового объекта, расходов на проведение экспертного исследования.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Исследовав ведомость рабочих чертежей основного комплекта, согласованную управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, о соответствии технического решения, принятого в рабочих чертежах, противопожарным нормам, акт комиссии от 14.12.2018 N 5/3 о соответствии спорного нестационарного торгового объекта условиям договора на размещение нестационарного торгового объекта и архитектурному решению, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии сведений о проведенной истцом впоследствии замены электропроводки в нестационарном торговом объект, что также не свидетельствует о необходимости назначения по настоящему делу экспертизы по вопросу соблюдения собственником нестационарного торгового объекта требований пожарной безопасности при строительстве/ремонте нестационарного торгового объекта.
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 07.05.2024 N 66а-597/2024 (УИД 41OS0000-01-2023-000040-61)
Об оставлении без изменения решения Камчатского краевого суда от 17.01.2024, которым отказано в признании не действующим в части решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.04.2019 N 170-нд "О правилах благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа".Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленное представительным органом минимальное расстояние до нестационарного торгового объекта 20 метров отвечает требованиям градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не является произвольным и необоснованным.
Об оставлении без изменения решения Камчатского краевого суда от 17.01.2024, которым отказано в признании не действующим в части решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.04.2019 N 170-нд "О правилах благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа".Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленное представительным органом минимальное расстояние до нестационарного торгового объекта 20 метров отвечает требованиям градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не является произвольным и необоснованным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нестационарные торговые объекты на земельном участке многоквартирного дома: анализ практики
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2024, N 2)Таким образом, если земельный участок на придомовой территории надлежащим образом размежеван и оформлен в собственность жителями, то они могут предоставить его в аренду для размещения нестационарного торгового объекта. При этом не должны нарушаться права и законные интересы третьих лиц, а также требования нормативных актов. При размещении НТО должны соблюдаться требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил. Если эти требования не соблюдаются, то помимо демонтажа можно получить административную ответственность. Нужно помнить, что торговля - это дополнительный вид использования придомового земельного участка и она не должна препятствовать нормальной эксплуатации жилых помещений владельцами.
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2024, N 2)Таким образом, если земельный участок на придомовой территории надлежащим образом размежеван и оформлен в собственность жителями, то они могут предоставить его в аренду для размещения нестационарного торгового объекта. При этом не должны нарушаться права и законные интересы третьих лиц, а также требования нормативных актов. При размещении НТО должны соблюдаться требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил. Если эти требования не соблюдаются, то помимо демонтажа можно получить административную ответственность. Нужно помнить, что торговля - это дополнительный вид использования придомового земельного участка и она не должна препятствовать нормальной эксплуатации жилых помещений владельцами.
Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Дзедзинский А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 1)Собственники помещений в многоквартирном доме по общему правилу вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) для размещения нестационарных торговых объектов (часть 7 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ). При этом размещение таких объектов не должно нарушать интересы иных лиц и противоречить градостроительным регламентам, строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным правилам, а также требованию об использовании земельных участков в соответствии с их целевым назначением (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, статья 42 Земельного кодекса РФ и пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
(Дзедзинский А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 1)Собственники помещений в многоквартирном доме по общему правилу вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) для размещения нестационарных торговых объектов (часть 7 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ). При этом размещение таких объектов не должно нарушать интересы иных лиц и противоречить градостроительным регламентам, строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным правилам, а также требованию об использовании земельных участков в соответствии с их целевым назначением (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, статья 42 Земельного кодекса РФ и пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Нормативные акты
<Письмо> Минпромторга России от 23.03.2015 N ЕВ-5999/08
<О направлении Методических рекомендаций>
(вместе с "Методическими рекомендациями по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации")- субъекты Российской Федерации утверждают технические требования к размещению новых НТО (далее - Требования к размещению) - четкие и прозрачные правила, где и какого типа НТО можно размещать, исходя из противопожарных правил, норм и правил по безопасности дорожного движения и антитеррористической безопасности. Соответственно, хозяйствующие субъекты, желающие начинать торговый бизнес или развивать существующий, подают заявки на включение выбранных ими мест в Схему исходя из Требований к размещению.
<О направлении Методических рекомендаций>
(вместе с "Методическими рекомендациями по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации")- субъекты Российской Федерации утверждают технические требования к размещению новых НТО (далее - Требования к размещению) - четкие и прозрачные правила, где и какого типа НТО можно размещать, исходя из противопожарных правил, норм и правил по безопасности дорожного движения и антитеррористической безопасности. Соответственно, хозяйствующие субъекты, желающие начинать торговый бизнес или развивать существующий, подают заявки на включение выбранных ими мест в Схему исходя из Требований к размещению.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14.03.2019 N АПЛ19-59
<Об оставлении без изменения Решения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.12.2018 N АКПИ18-1010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390>Индивидуальный предприниматель Е. (далее - ИП Е.), товарищество собственников жилья "Ленина, 69" (далее - ТСЖ "Ленина, 69") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 74 Правил в связи с его несоответствием статье 2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), а также его правовой неопределенностью. В обоснование административного иска указали, что ИП Е. и ТСЖ "Ленина, 69" заключили договор аренды земельного участка для размещения и эксплуатации газетного киоска (нестационарного торгового объекта, специализирующегося на продаже печатной продукции). Расстояние между указанным киоском и ближайшей стеной жилого дома, расположенного по адресу: <...>, составляет менее 15 метров (фактически - 7,5 метров). Несмотря на то, что указанная стена является глухой (не имеет оконных, дверных и иных проемов и отверстий) и выполнена из сплошного пожаростойкого материала (керамический кирпич толщиной более 0,5 метра), 1-м отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю 9 февраля 2018 г. ТСЖ "Ленина, 69" выдано предписание N 785/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 15 июня 2018 г. по делу N А50-8498/2018 ТСЖ "Ленина, 69" отказано в удовлетворении требований о признании недействительным выданного предписания. Административные истцы полагают, что федеральное законодательство, содержащее противопожарные нормы, разделяет значение терминов "строения" и "сооружения", придавая им различный правовой смысл. Статья 2 Закона N 123-ФЗ применяет понятие "противопожарный разрыв" лишь по отношению к зданиям и строениям. Согласно нормативной терминологии нестационарный торговый объект площадью менее 20 кв. м (в том числе торговый киоск как разновидность нестационарного торгового объекта) является сооружением (не связанным прочно с земельным участком) и не является ни зданием, ни строением, ни временным строением. Однако оспоренное положение устанавливает минимальный противопожарный разрыв в том числе по отношению к сооружениям. Термин "временное строение" не имеет точного определения, что порождает правовую неопределенность и неоднозначность смысла всей нормы. Неоднозначность имеет и фраза "или у противоположных стен", поскольку не позволяет установить, на каком расстоянии от противопожарной стены должно находиться временное строение.
<Об оставлении без изменения Решения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.12.2018 N АКПИ18-1010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390>Индивидуальный предприниматель Е. (далее - ИП Е.), товарищество собственников жилья "Ленина, 69" (далее - ТСЖ "Ленина, 69") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 74 Правил в связи с его несоответствием статье 2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), а также его правовой неопределенностью. В обоснование административного иска указали, что ИП Е. и ТСЖ "Ленина, 69" заключили договор аренды земельного участка для размещения и эксплуатации газетного киоска (нестационарного торгового объекта, специализирующегося на продаже печатной продукции). Расстояние между указанным киоском и ближайшей стеной жилого дома, расположенного по адресу: <...>, составляет менее 15 метров (фактически - 7,5 метров). Несмотря на то, что указанная стена является глухой (не имеет оконных, дверных и иных проемов и отверстий) и выполнена из сплошного пожаростойкого материала (керамический кирпич толщиной более 0,5 метра), 1-м отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю 9 февраля 2018 г. ТСЖ "Ленина, 69" выдано предписание N 785/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 15 июня 2018 г. по делу N А50-8498/2018 ТСЖ "Ленина, 69" отказано в удовлетворении требований о признании недействительным выданного предписания. Административные истцы полагают, что федеральное законодательство, содержащее противопожарные нормы, разделяет значение терминов "строения" и "сооружения", придавая им различный правовой смысл. Статья 2 Закона N 123-ФЗ применяет понятие "противопожарный разрыв" лишь по отношению к зданиям и строениям. Согласно нормативной терминологии нестационарный торговый объект площадью менее 20 кв. м (в том числе торговый киоск как разновидность нестационарного торгового объекта) является сооружением (не связанным прочно с земельным участком) и не является ни зданием, ни строением, ни временным строением. Однако оспоренное положение устанавливает минимальный противопожарный разрыв в том числе по отношению к сооружениям. Термин "временное строение" не имеет точного определения, что порождает правовую неопределенность и неоднозначность смысла всей нормы. Неоднозначность имеет и фраза "или у противоположных стен", поскольку не позволяет установить, на каком расстоянии от противопожарной стены должно находиться временное строение.