Третьи лица в административном судопроизводстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Третьи лица в административном судопроизводстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1 "Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок""Как следует из положений части 1 статьи 1 Закона о компенсации и разъяснений, содержащихся в пункте 5 названного Постановления, к лицам, имеющим право на обращение в суд с заявлением, административным исковым заявлением о присуждении компенсации, относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, полагающие, что их право нарушено, являющиеся согласно процессуальному законодательству в гражданском и административном судопроизводстве - сторонами, заявителями, заинтересованными лицами, третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, взыскателями и должниками."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 43 "Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора" ГПК РФ"Как отмечено в пункте 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление N 1) судебные издержки, понесенные третьими лицами (статьи 42, 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 50, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), заинтересованными лицами (статья 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят итоговый судебный акт по делу, могут быть возмещены этим лицам исходя из того, что их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая природа примирения как самостоятельного способа упрощения процессуальной формы в административном судопроизводстве
(Зарубина М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Признак публичности примирительной процедуры в административном судопроизводстве уникален в своем роде, поскольку выражается на внутреннем и внешнем уровнях. Внутренний уровень связан с согласованием условий примирения с другим публичным органом либо с руководителем структуры органа власти. Одобрение - это не вынужденная, а естественная мера. Верно отмечает Е.С. Смагина, что участие органов государственной власти в цивилистических спорах имеет определенную специфику, которая в том числе влияет и на результативность примирения. В частности, автор называет такие характерные черты, как преследование публично-правовым образованием публичного интереса; объем полномочий, не позволяющих действовать произвольно; порядок заключения гражданско-правовых договоров публично-правовыми образованиями в лице их органов и др. <14>. Все вышеперечисленное свидетельствует о решающей роли согласования позиции по делу с вышестоящим компетентным государственным органом, который также может привлекаться в качестве заинтересованного лица. Последнее, несмотря на свой процессуальный статус лица, не обладающего полномочиями заключения соглашения о примирении в силу ч. 3 ст. 47 КАС РФ, тем не менее влияет на успех судебной процедуры. Позволим не согласиться с мнением некоторых ученых, проводящих аналогию заинтересованных лиц в административном судопроизводстве и третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, в гражданском и арбитражном судопроизводстве <15>. Представляется, что заинтересованными лицами могут быть исключительно публичные органы, обязанные в силу своих полномочий участвовать в административном деле ввиду наличия материально-правовой связи со сторонами, и имеющие прямую публичную заинтересованность в исходе дела. Следовательно, не совсем ясна мысль законодателя относительно лишения их права участвовать в составлении условий соглашения и проведении примирительной процедуры.
(Зарубина М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Признак публичности примирительной процедуры в административном судопроизводстве уникален в своем роде, поскольку выражается на внутреннем и внешнем уровнях. Внутренний уровень связан с согласованием условий примирения с другим публичным органом либо с руководителем структуры органа власти. Одобрение - это не вынужденная, а естественная мера. Верно отмечает Е.С. Смагина, что участие органов государственной власти в цивилистических спорах имеет определенную специфику, которая в том числе влияет и на результативность примирения. В частности, автор называет такие характерные черты, как преследование публично-правовым образованием публичного интереса; объем полномочий, не позволяющих действовать произвольно; порядок заключения гражданско-правовых договоров публично-правовыми образованиями в лице их органов и др. <14>. Все вышеперечисленное свидетельствует о решающей роли согласования позиции по делу с вышестоящим компетентным государственным органом, который также может привлекаться в качестве заинтересованного лица. Последнее, несмотря на свой процессуальный статус лица, не обладающего полномочиями заключения соглашения о примирении в силу ч. 3 ст. 47 КАС РФ, тем не менее влияет на успех судебной процедуры. Позволим не согласиться с мнением некоторых ученых, проводящих аналогию заинтересованных лиц в административном судопроизводстве и третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, в гражданском и арбитражном судопроизводстве <15>. Представляется, что заинтересованными лицами могут быть исключительно публичные органы, обязанные в силу своих полномочий участвовать в административном деле ввиду наличия материально-правовой связи со сторонами, и имеющие прямую публичную заинтересованность в исходе дела. Следовательно, не совсем ясна мысль законодателя относительно лишения их права участвовать в составлении условий соглашения и проведении примирительной процедуры.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Хотя КАС РФ не упоминает среди лиц, участвующих в административном деле, третьих лиц, в административном судопроизводстве есть фигура, по характеристике правового регулирования весьма напоминающая третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. Это заинтересованные лица (ст. 47 КАС РФ).
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Хотя КАС РФ не упоминает среди лиц, участвующих в административном деле, третьих лиц, в административном судопроизводстве есть фигура, по характеристике правового регулирования весьма напоминающая третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. Это заинтересованные лица (ст. 47 КАС РФ).
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)Статья 47. Заинтересованные лица
(ред. от 08.08.2024)Статья 47. Заинтересованные лица