Трудовая деятельность иностранных студентов
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудовая деятельность иностранных студентов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Прием на работу иностранного студента
(КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, [иностранный гражданин - ред.]... имел право осуществлять трудовую деятельность в г. Москве без получения соответствующего патента..."
(КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, [иностранный гражданин - ред.]... имел право осуществлять трудовую деятельность в г. Москве без получения соответствующего патента..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Образовательная миграция в России: концептуальные вопросы правового регулирования
(Шитова Н.Б.)
("Журнал российского права", 2020, N 7)Дискуссионности добавляет также противоречивость взгляда органов государственной власти, отраженного в правовых актах, на предмет необходимости правового регулирования миграционных процессов, связанных с перемещением в Российской Федерации иностранцев в образовательных целях, и его ракурса. Выводы и рекомендации исследователей образовательной миграции не всегда находят отражение в правовых актах. С учетом приоритетности для Российской Федерации направления образовательной миграции и потребности в выработке подхода к ее правовому регулированию важно обратить более пристальное внимание на вопрос понятия "образовательная миграция" и его содержания и приступить к анализу доктринальных и правовых основ образовательной миграции, главной целью которого является оценить, насколько теоретические наработки в области содержания понятия образовательной миграции восприняты российским законодательством с учетом закрепленного в нормативных актах государственного приоритета привлечения образовательных иммигрантов. Выводы по итогам анализа могли бы помочь определить способы решения правоприменительных проблем, возникающих при перемещении иностранных граждан в Россию с образовательной целью, среди которых выделяются те, что свойственны в целом миграционной сфере, и те, что возникают только при образовательной миграции. К числу первоочередных отнесем проблемы, возникающие при приеме в российскую образовательную организацию, в ходе получения образования и по его завершению, а также ситуации несоблюдения миграционных правил. Сложности наблюдаются в вопросах соблюдения сроков миграционного учета иностранных студентов, содержания и реализации свободы передвижения иностранных студентов в Российской Федерации, визового сопровождения образовательного процесса с участием иностранного студента, правового обеспечения трудовой деятельности иностранных студентов, юридической ответственности за совершение правонарушений в сфере образовательной миграции, взаимодействия органов публичной власти и субъектов правоотношений в сфере образовательной миграции, оценки роли образовательной организации в обеспечении законности нахождения иностранного студента в Российской Федерации и соблюдения обязательных требований при обучении иностранных студентов (в этом вопросе сложности вызывают разграничение сферы ответственности между участниками правоотношений в сфере образовательной миграции, включая образовательную организацию, достаточность прав образовательной организации при осуществлении своих обязанностей в отношении иностранного студента, содержание указанных обязанностей), финансирования обучения иностранных граждан (равенство права российских и иностранных граждан на получение образования и доступность образования для указанных категорий лиц с финансовой точки зрения) и их социокультурной адаптации в Российской Федерации.
(Шитова Н.Б.)
("Журнал российского права", 2020, N 7)Дискуссионности добавляет также противоречивость взгляда органов государственной власти, отраженного в правовых актах, на предмет необходимости правового регулирования миграционных процессов, связанных с перемещением в Российской Федерации иностранцев в образовательных целях, и его ракурса. Выводы и рекомендации исследователей образовательной миграции не всегда находят отражение в правовых актах. С учетом приоритетности для Российской Федерации направления образовательной миграции и потребности в выработке подхода к ее правовому регулированию важно обратить более пристальное внимание на вопрос понятия "образовательная миграция" и его содержания и приступить к анализу доктринальных и правовых основ образовательной миграции, главной целью которого является оценить, насколько теоретические наработки в области содержания понятия образовательной миграции восприняты российским законодательством с учетом закрепленного в нормативных актах государственного приоритета привлечения образовательных иммигрантов. Выводы по итогам анализа могли бы помочь определить способы решения правоприменительных проблем, возникающих при перемещении иностранных граждан в Россию с образовательной целью, среди которых выделяются те, что свойственны в целом миграционной сфере, и те, что возникают только при образовательной миграции. К числу первоочередных отнесем проблемы, возникающие при приеме в российскую образовательную организацию, в ходе получения образования и по его завершению, а также ситуации несоблюдения миграционных правил. Сложности наблюдаются в вопросах соблюдения сроков миграционного учета иностранных студентов, содержания и реализации свободы передвижения иностранных студентов в Российской Федерации, визового сопровождения образовательного процесса с участием иностранного студента, правового обеспечения трудовой деятельности иностранных студентов, юридической ответственности за совершение правонарушений в сфере образовательной миграции, взаимодействия органов публичной власти и субъектов правоотношений в сфере образовательной миграции, оценки роли образовательной организации в обеспечении законности нахождения иностранного студента в Российской Федерации и соблюдения обязательных требований при обучении иностранных студентов (в этом вопросе сложности вызывают разграничение сферы ответственности между участниками правоотношений в сфере образовательной миграции, включая образовательную организацию, достаточность прав образовательной организации при осуществлении своих обязанностей в отношении иностранного студента, содержание указанных обязанностей), финансирования обучения иностранных граждан (равенство права российских и иностранных граждан на получение образования и доступность образования для указанных категорий лиц с финансовой точки зрения) и их социокультурной адаптации в Российской Федерации.
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранного гражданина, обучающегося в РФ
(КонсультантПлюс, 2024)К трудовой деятельности в свободное от учебы время можно привлекать иностранных студентов, обучающихся по очной форме в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования или научных организациях по образовательной программе среднего профобразования, программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки, имеющим госаккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Для этого не требуются разрешение на привлечение и использование иностранных работников, разрешение на работу (патент) (пп. 7.1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). В то же время от студента-иностранца нужна справка, подтверждающая, что он обучается в такой организации (Письмо Минобрнауки России от 04.08.2020 N МН-5/7147).
(КонсультантПлюс, 2024)К трудовой деятельности в свободное от учебы время можно привлекать иностранных студентов, обучающихся по очной форме в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования или научных организациях по образовательной программе среднего профобразования, программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки, имеющим госаккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Для этого не требуются разрешение на привлечение и использование иностранных работников, разрешение на работу (патент) (пп. 7.1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). В то же время от студента-иностранца нужна справка, подтверждающая, что он обучается в такой организации (Письмо Минобрнауки России от 04.08.2020 N МН-5/7147).
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.07.2022 N 237-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"):";
(ред. от 10.07.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"):";
"Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Министерством внутренних дел Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции на 2024 год"
(утв. МВД России 20.05.2024)В рамках Программы в первом полугодии 2023 г. территориальными органами осуществлялись теле- и радиовыступления, проводились встречи, круглые столы, семинар-совещания с представителями диаспор, религиозных объединений, духовенства, национальных культурных обществ, студентами высших образовательных учреждений, а также с должностными лицами учебных организаций, гостиниц, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с привлечением к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Принималось непосредственное участие в совещаниях с представителями иных федеральных органов исполнительной власти, главами администраций городов и сельских поселений, работодателями, осуществляющими свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации.
(утв. МВД России 20.05.2024)В рамках Программы в первом полугодии 2023 г. территориальными органами осуществлялись теле- и радиовыступления, проводились встречи, круглые столы, семинар-совещания с представителями диаспор, религиозных объединений, духовенства, национальных культурных обществ, студентами высших образовательных учреждений, а также с должностными лицами учебных организаций, гостиниц, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с привлечением к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Принималось непосредственное участие в совещаниях с представителями иных федеральных органов исполнительной власти, главами администраций городов и сельских поселений, работодателями, осуществляющими свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации.