Трудовые отношения с иностранной компанией

Подборка наиболее важных документов по запросу Трудовые отношения с иностранной компанией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган доначислил НДС, указав на необходимость исчислять НДС с суммы вознаграждения за услуги по предоставлению экипажей, поскольку в отсутствие трудовых отношений с персоналом, направляемым на работу в иностранные компании, деятельность налогоплательщика не подпадает под действие абз. 6 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Суд признал доначисление правомерным, указав, что положения подп. 35 п. 2 ст. 149 НК РФ и п. 2 Перечня услуг по техническому управлению морскими судами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2019 N 982, также не относятся к услугам налогоплательщика, поскольку фактически оказанные услуги являлись посредническими крюинговыми услугами. Суд отметил, что налогоплательщик при подборе персонала действовал не самостоятельно, а по поручению контрагента, при этом заказчик услуг осуществляет техническое управление морскими судами, не является ни судовладельцем, эксплуатирующим морские суда, ни непосредственным пользователем судна, выполняет только функции технического менеджера, часть из которых, связанные с подбором экипажей, поручил выполнять налогоплательщику. В то же время положения пп. 35 п. 2 ст. 149 НК РФ относятся к услугам по техническому управлению морскими судами, которые оказываются иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и эксплуатирующим морские суда и суда смешанного (река - море) плавания, зарегистрированные в судовых реестрах иностранных государств.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 148 "Место реализации работ (услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налогоплательщик заключил с иностранной компанией договор, по условиям которого обязался предоставлять иностранной компании экипажи моряков и сервисный персонал. Налогоплательщик полагал, что оказывает комплекс услуг по комплектованию судов экипажем, данные услуги непосредственно связаны с морскими судами, находящимися за пределами РФ, местом их реализации РФ не является и, соответственно, НДС в силу подп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ они не облагаются. Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод, что налогоплательщик осуществляет деятельность по подбору персонала (моряков), связанную с трудоустройством граждан РФ за ее пределами. Налоговый орган указал, что у налогоплательщика отсутствовали трудовые отношения с персоналом (моряками), направленным на работу в иностранную компанию, крюинговые услуги не поименованы в п. 1 ст. 164 НК РФ, услуги по подбору персонала не относятся к услугам, перечисленным в подп. 1-4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ. В суде общество также указало, что данные услуги могут быть освобождены от обложения НДС на основании подп. 35 п. 2 ст. 149 НК РФ. Суд пришел к выводу, что местом оказания услуг признается РФ, и признал доначисление НДС правомерным. Суд отметил, что налогоплательщик не представил доказательств, подтверждающих право на применение подп. 35 п. 2 ст. 149 НК РФ, в частности доказательств оказания иностранной компании услуг, включенных в Перечень услуг по техническому управлению морскими судами, оказываемых иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и эксплуатирующим морские суда, зарегистрированные в судовых реестрах иностранных государств, реализация которых на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.07.2019 N 982. Более того, в ходе судебного разбирательства налогоплательщик пояснил, что иностранная компания - заказчик услуг судовладельцем не является.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Споры с мигрантами, работающими в компаниях
(Аскеров А.)
("Трудовое право", 2020, N 11)
Сложными для рассмотрения судов являются ситуации, когда работодатель использует труд иностранных граждан через посредников (к примеру, через кадровые агентства). Чаще всего отношения с фактическим работодателем никаким образом не закрепляются. Пробелы в нормативном регулировании приводят к возникновению совершенно разных решений судов по данным спорам. Иногда суды приходят к выводу об отсутствии трудовых отношений между иностранным гражданином и компанией, для которой выполнялись работы. Но бывает, что такие отношения признаются трудовыми, так как компания допускает иностранного гражданина к выполнению работ.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)
По вопросу о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора кассационный суд отметил, что на территории РФ правила, установленные российским трудовым законодательством, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено ТК РФ, федеральными законами или международным договором РФ (ч. 5 ст. 11 ТК РФ). В отличие от положения ст. 159 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее - ТК РК) в российском трудовом законодательстве не предусмотрен обязательный досудебный порядок разрешения трудовых споров. Гражданин К., обращаясь в российский суд с иском по данному делу, указал в качестве материального закона, регулирующего спорные отношения, ТК РФ. Он также сослался на п. 15 трудового договора, согласно которому последний может быть прекращен по основаниям, установленным ТК РФ. В дополнительном соглашении к трудовому договору стороны определили, что права и обязанности работника и работодателя регулируются действующим законодательством без указания конкретной страны. Лишь в п. 12 этого соглашения содержится положение о том, что вред работнику возмещается в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Положений об обязательном досудебном порядке урегулирования трудовых споров трудовое соглашение не содержит.

Нормативные акты

Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ
(ред. от 28.12.2016)
"О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"
7) изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.