Участие несовершеннолетних в предвыборной агитации
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие несовершеннолетних в предвыборной агитации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.09.2014 N 16-АПГ14-19
Требование: Об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией не представлено.Судом установлено, что в рамках программы "Радужное лето" муниципальным учреждением "Социально-досуговый центр "Перекресток" Дзержинского района Волгограда" проводился праздник двора, и Кувычко А.А. принимала участие в указанном мероприятии, запланированном до избирательной кампании, как действующий депутат Волгоградской областной Думы. При этом факты ведения Кувычко А.А. на данном мероприятии предвыборной агитации, привлечения к агитации лиц, моложе 18 лет, раздачи им мороженого в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения. Вывод суда о том, что поздравления Кувычко А.А. участников праздника не могут расцениваться как использование преимуществ своего должностного положения, является правильным.
Требование: Об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией не представлено.Судом установлено, что в рамках программы "Радужное лето" муниципальным учреждением "Социально-досуговый центр "Перекресток" Дзержинского района Волгограда" проводился праздник двора, и Кувычко А.А. принимала участие в указанном мероприятии, запланированном до избирательной кампании, как действующий депутат Волгоградской областной Думы. При этом факты ведения Кувычко А.А. на данном мероприятии предвыборной агитации, привлечения к агитации лиц, моложе 18 лет, раздачи им мороженого в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения. Вывод суда о том, что поздравления Кувычко А.А. участников праздника не могут расцениваться как использование преимуществ своего должностного положения, является правильным.
Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2005 N 59-Г05-10
В удовлетворении заявления об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Амурского областного Совета Народных депутатов отказано правомерно, поскольку суд не установил факта использования кандидатом в депутаты преимуществ служебного положения, а доказательств об использовании кандидатом денежных средств, связанных с покрытием расходов на проведение своей избирательной кампании не из избирательного фонда избирательного объединения политической партии, суду не представлено.Анкету, содержащую логотип политической партии "Родина", разработанную независимой социологической группой "Институт гражданского общества" по изучению общественного мнения на тему "Отношение россиян к работе Государственной Думы РФ", суд не признал доказательством злоупотребления свободой массовой информации, поскольку вопросы, изложенные в названной анкете, не содержат каких-либо призывов агитационного характера, указывающих гражданам о предпочтениях в предвыборной кампании.
В удовлетворении заявления об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Амурского областного Совета Народных депутатов отказано правомерно, поскольку суд не установил факта использования кандидатом в депутаты преимуществ служебного положения, а доказательств об использовании кандидатом денежных средств, связанных с покрытием расходов на проведение своей избирательной кампании не из избирательного фонда избирательного объединения политической партии, суду не представлено.Анкету, содержащую логотип политической партии "Родина", разработанную независимой социологической группой "Институт гражданского общества" по изучению общественного мнения на тему "Отношение россиян к работе Государственной Думы РФ", суд не признал доказательством злоупотребления свободой массовой информации, поскольку вопросы, изложенные в названной анкете, не содержат каких-либо призывов агитационного характера, указывающих гражданам о предпочтениях в предвыборной кампании.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях"
(постатейный)
(Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Митин Г.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)В п. 2 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ приведены признаки предвыборной агитации. Порядок ее ведения достаточно подробно регламентирован в законодательстве о выборах. В п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлен перечень лиц, которым запрещено вести предвыборную агитацию, участие несовершеннолетних в ней запрещено. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу (п. 5.1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Базовыми запретами для предвыборной агитации партии являются:
(постатейный)
(Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Митин Г.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)В п. 2 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ приведены признаки предвыборной агитации. Порядок ее ведения достаточно подробно регламентирован в законодательстве о выборах. В п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлен перечень лиц, которым запрещено вести предвыборную агитацию, участие несовершеннолетних в ней запрещено. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу (п. 5.1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Базовыми запретами для предвыборной агитации партии являются:
Статья: Субъектный и содержательный подходы к идентификации предвыборной агитации
(Кучин А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2007, N 2)Применение содержательного подхода к информации, распространяемой кандидатами и избирательными объединениями, приводит на практике к парадоксальным ситуациям. Так, Томская городская муниципальная избирательная комиссия не признала агитационным материалом календарик, выпущенный в ходе дополнительных выборов в Томскую городскую Думу в 2003 г. одним из кандидатов. На одной стороне календарика указывался календарь на следующий год и содержалась информация об оплате данного материала из избирательного фонда данного кандидата, на другой стороне был изображен рисунок с указанием автора - ученицы 6-го класса. Признание данного материала информационным можно расценивать как попустительство сразу двум нарушениям: привлечение к участию в предвыборной агитации несовершеннолетней и непредставление экземпляра материала до распространения в избирательную комиссию. Возникает риторический вопрос: а с какой целью кандидат выпустил данный материал, да еще и оплатил его из избирательного фонда? А если кандидат напечатает 10000 своих фотографий с указанием своей фамилии и сведений о том, что он участвует в выборах в качестве кандидата? Почему распространение кандидатом информации в рамках его избирательной кампании должно подчиняться разным правовым режимам, если цель избирательной кампании кандидата одна и она очевидна?
(Кучин А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2007, N 2)Применение содержательного подхода к информации, распространяемой кандидатами и избирательными объединениями, приводит на практике к парадоксальным ситуациям. Так, Томская городская муниципальная избирательная комиссия не признала агитационным материалом календарик, выпущенный в ходе дополнительных выборов в Томскую городскую Думу в 2003 г. одним из кандидатов. На одной стороне календарика указывался календарь на следующий год и содержалась информация об оплате данного материала из избирательного фонда данного кандидата, на другой стороне был изображен рисунок с указанием автора - ученицы 6-го класса. Признание данного материала информационным можно расценивать как попустительство сразу двум нарушениям: привлечение к участию в предвыборной агитации несовершеннолетней и непредставление экземпляра материала до распространения в избирательную комиссию. Возникает риторический вопрос: а с какой целью кандидат выпустил данный материал, да еще и оплатил его из избирательного фонда? А если кандидат напечатает 10000 своих фотографий с указанием своей фамилии и сведений о том, что он участвует в выборах в качестве кандидата? Почему распространение кандидатом информации в рамках его избирательной кампании должно подчиняться разным правовым режимам, если цель избирательной кампании кандидата одна и она очевидна?
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 17
"Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов"Привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума несовершеннолетних может выражаться в предоставлении возможности как для их непосредственного участия в предвыборной агитации (например, путем осуществления такими несовершеннолетними лицами призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения, путем распространения или демонстрации агитационных материалов), так и для участия в действиях, обеспечивающих проведение агитации (например, посредством личного участия в изготовлении агитационных материалов).
"Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов"Привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума несовершеннолетних может выражаться в предоставлении возможности как для их непосредственного участия в предвыборной агитации (например, путем осуществления такими несовершеннолетними лицами призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения, путем распространения или демонстрации агитационных материалов), так и для участия в действиях, обеспечивающих проведение агитации (например, посредством личного участия в изготовлении агитационных материалов).
Справочная информация: "Правовой календарь на II квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума несовершеннолетних может выражаться в предоставлении возможности как для их непосредственного участия в предвыборной агитации (например, путем осуществления такими несовершеннолетними лицами призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения, путем распространения или демонстрации агитационных материалов), так и для участия в действиях, обеспечивающих проведение агитации (например, посредством личного участия в изготовлении агитационных материалов).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума несовершеннолетних может выражаться в предоставлении возможности как для их непосредственного участия в предвыборной агитации (например, путем осуществления такими несовершеннолетними лицами призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения, путем распространения или демонстрации агитационных материалов), так и для участия в действиях, обеспечивающих проведение агитации (например, посредством личного участия в изготовлении агитационных материалов).