Участник размещения заказа
Подборка наиболее важных документов по запросу Участник размещения заказа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Срок действия независимой (банковской) гарантии по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...максимального предела действия банковской гарантии законодателем не установлено, поскольку такое обеспечение направлено на защиту государственных заказчиков от действий недобросовестных участников размещения заказов и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов..."
(КонсультантПлюс, 2025)...максимального предела действия банковской гарантии законодателем не установлено, поскольку такое обеспечение направлено на защиту государственных заказчиков от действий недобросовестных участников размещения заказов и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Заявка на участие в электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Отклоняя доводы заявителя о том, что указание в документации об аукционе основных параметров и технических характеристик не препятствует участникам размещения заказа предложить в заявке другой товар, имеющий аналогичные или улучшенные технические характеристики и соответствующий потребностям заказчика, суды указали на то, что в извещении о проведении аукциона содержатся конкретные требования к закупаемой продукции, при этом заявка участника закупки должна соответствовать таким требованиям, в то время как в составе заявки участника закупки... представлены товары, которые не соответствуют требованиям описания объекта закупки, что указано в составе заявки участника закупки.
(КонсультантПлюс, 2025)Отклоняя доводы заявителя о том, что указание в документации об аукционе основных параметров и технических характеристик не препятствует участникам размещения заказа предложить в заявке другой товар, имеющий аналогичные или улучшенные технические характеристики и соответствующий потребностям заказчика, суды указали на то, что в извещении о проведении аукциона содержатся конкретные требования к закупаемой продукции, при этом заявка участника закупки должна соответствовать таким требованиям, в то время как в составе заявки участника закупки... представлены товары, которые не соответствуют требованиям описания объекта закупки, что указано в составе заявки участника закупки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нивелируют цели законодательства о контрактной системе - открытости и прозрачности, экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, равноправия участников размещения заказа и обеспечения их справедливой конкуренции.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нивелируют цели законодательства о контрактной системе - открытости и прозрачности, экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, равноправия участников размещения заказа и обеспечения их справедливой конкуренции.
Нормативные акты
Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ
(ред. от 26.10.2024)
"О лотереях"Статья 24.3. Участники размещения заказа
(ред. от 26.10.2024)
"О лотереях"Статья 24.3. Участники размещения заказа
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Такой подход поддерживает совершенно негибкое и архаичное положение п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017, из которого следует, что сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (ст. 46 Закона N 44-ФЗ) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Такой подход поддерживает совершенно негибкое и архаичное положение п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017, из которого следует, что сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (ст. 46 Закона N 44-ФЗ) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Является ли предмет существенным условием договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, и исполнение контракта на этих условиях направлено на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта, а также возможности избежать привлечения подрядчика к ответственности в виде штрафов, неустоек и иных административных санкций.
Является ли предмет существенным условием договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, и исполнение контракта на этих условиях направлено на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта, а также возможности избежать привлечения подрядчика к ответственности в виде штрафов, неустоек и иных административных санкций.
Статья: Аутсорсинг как средство сохранения устойчивости деятельности коммерческой организации в условиях экономического кризиса
(Сандырева Е.В.)
("Юрист", 2021, N 3)<7> Каменная Н.А., Корякин В.М. Включение в реестр недобросовестных поставщиков как мера гражданско-правовой ответственности участников размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд военных организаций (практические рекомендации) // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2010. N 5. С. 65 - 70.
(Сандырева Е.В.)
("Юрист", 2021, N 3)<7> Каменная Н.А., Корякин В.М. Включение в реестр недобросовестных поставщиков как мера гражданско-правовой ответственности участников размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд военных организаций (практические рекомендации) // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2010. N 5. С. 65 - 70.
Статья: Ограничение на размещение закупки среди "малышей" не установлено: о сроке оплаты товаров
(Кацман А.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)К сведению. Сохранение условий договоров в том виде, в каком они изложены в извещении о проведении конкурентной закупки в электронной форме и документации о ней, исполнение договора на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
(Кацман А.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)К сведению. Сохранение условий договоров в том виде, в каком они изложены в извещении о проведении конкурентной закупки в электронной форме и документации о ней, исполнение договора на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по делам о признании недействительными государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Судами отмечено, что, поскольку исходя из положений п. 2 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" условие о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику относится к существенным условиям договора долевого участия в строительстве, при этом возможность изменения сторонами контрактов этого условия не следует ни из одного пункта ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, изменение соответствующего условия не могло быть произведено сторонами контрактов. Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (ст. 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.12.2018 по делу N А19-5889/2018).
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Судами отмечено, что, поскольку исходя из положений п. 2 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" условие о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику относится к существенным условиям договора долевого участия в строительстве, при этом возможность изменения сторонами контрактов этого условия не следует ни из одного пункта ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, изменение соответствующего условия не могло быть произведено сторонами контрактов. Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (ст. 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.12.2018 по делу N А19-5889/2018).
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Каскадная модель разработки, несмотря на все ее недостатки, все еще находит свое применение на практике. Она возможна для ситуаций, когда заказчик четко представляет себе все требования к будущей программе и зафиксировал их в техническом задании, заморозив их от возможных изменений в будущем. Как будет показано далее, при рассмотрении вопроса о содержании технического задания это бывает крайне редко. В основном каскадная модель используется при разработке программы в рамках крайне формализованных процедур вроде закупок для государственных нужд. Лучше всего это ограничение сформулировано в одном из судебных решений: "...сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона N 44-ФЗ) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта" <1>. По сути, это означает, что особых альтернатив каскадной модели при разработке программы в рамках государственного контракта нет.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Каскадная модель разработки, несмотря на все ее недостатки, все еще находит свое применение на практике. Она возможна для ситуаций, когда заказчик четко представляет себе все требования к будущей программе и зафиксировал их в техническом задании, заморозив их от возможных изменений в будущем. Как будет показано далее, при рассмотрении вопроса о содержании технического задания это бывает крайне редко. В основном каскадная модель используется при разработке программы в рамках крайне формализованных процедур вроде закупок для государственных нужд. Лучше всего это ограничение сформулировано в одном из судебных решений: "...сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона N 44-ФЗ) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта" <1>. По сути, это означает, что особых альтернатив каскадной модели при разработке программы в рамках государственного контракта нет.
Статья: Особенности осуществления публичных закупок в условиях экстраординарных правовых режимов
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Несмотря на существенную трансформацию правового регулирования публичных закупок за прошедшие 14 лет, приведенный тезис по-прежнему актуален. В частности, Верховный Суд РФ разъяснил, что сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (ст. 46 Закона "О контрактной системе") и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта <9>.
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Несмотря на существенную трансформацию правового регулирования публичных закупок за прошедшие 14 лет, приведенный тезис по-прежнему актуален. В частности, Верховный Суд РФ разъяснил, что сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (ст. 46 Закона "О контрактной системе") и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта <9>.
Статья: Стратегии и тактики доказывания при рассмотрении жалоб в антимонопольном органе
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования <19>.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования <19>.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Крупные сделки общества с ограниченной ответственностьюСудами на основании материалов дела установлено, что в составе заявки общества "ГарантСтрой" содержится документ, подтверждающий согласие директора названного общества с условиями государственного контракта и штрафными санкциями, предусмотренными проектом государственного контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе. Кроме того, в заявке определен способ обеспечения исполнения государственного контракта - страхование ответственности по договору. Заявка на участие в аукционе подписана директором общества "ГарантСтрой" и заверена печатью данного участника размещения заказа.
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)В этом плане представляет интерес правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлениях Президиума Суда от 28.12.2010 N 11017/10 <15>: основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 30.10.2014 N 304-КГ14-3003 <16>: указанные требования к товару, считает Суд, рассматривая конкретное дело, не нарушают запретов, установленных законом, и направлены на выявление товара, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика, а сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)В этом плане представляет интерес правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлениях Президиума Суда от 28.12.2010 N 11017/10 <15>: основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 30.10.2014 N 304-КГ14-3003 <16>: указанные требования к товару, считает Суд, рассматривая конкретное дело, не нарушают запретов, установленных законом, и направлены на выявление товара, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика, а сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.