Участник ТОСЭР
Подборка наиболее важных документов по запросу Участник ТОСЭР (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учесть убыток при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)При применении пониженных ставок по налогу на прибыль для резидентов ТОСЭР и участников РИП убытки, которые получены от иной деятельности, в том числе до получения статуса резидента ТОСЭР или участника РИП, должны уменьшать налоговую базу, также сформированную от иной деятельности, осуществляемой соответственно вне рамок соглашения по ТОСЭР или реализации РИП (п. п. 2, 8 ст. 274, п. 1 ст. 284.3, п. 1 ст. 284.3-1, пп. 2 п. 2, пп. 1 п. 3 ст. 284.4 НК РФ, Письма Минфина России от 19.10.2021 N 03-03-06/1/84274, от 22.05.2020 N 03-03-07/42820).
(КонсультантПлюс, 2025)При применении пониженных ставок по налогу на прибыль для резидентов ТОСЭР и участников РИП убытки, которые получены от иной деятельности, в том числе до получения статуса резидента ТОСЭР или участника РИП, должны уменьшать налоговую базу, также сформированную от иной деятельности, осуществляемой соответственно вне рамок соглашения по ТОСЭР или реализации РИП (п. п. 2, 8 ст. 274, п. 1 ст. 284.3, п. 1 ст. 284.3-1, пп. 2 п. 2, пп. 1 п. 3 ст. 284.4 НК РФ, Письма Минфина России от 19.10.2021 N 03-03-06/1/84274, от 22.05.2020 N 03-03-07/42820).
Статья: Система внутреннего контроля для налогового мониторинга
(Сотников А., Зырянова Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)При этом среди респондентов, являющихся участниками налогового мониторинга, средний уровень зрелости на момент исследования составляет 3,1 (в 2022 г. составил 3,6). Наблюдается тенденция снижения среднего уровня зрелости СВК на начало участия в налоговом мониторинге. Она связана с расширением критериев для участия в налоговом мониторинге: снижением обязательных суммовых критериев для перехода организаций на налоговый мониторинг по доходам и активам и по налогам и обязательностью участия в режиме налогового мониторинга компаний, заключивших СЗПК/СПИК или являющихся участниками ТОР/ОЭЗ.
(Сотников А., Зырянова Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)При этом среди респондентов, являющихся участниками налогового мониторинга, средний уровень зрелости на момент исследования составляет 3,1 (в 2022 г. составил 3,6). Наблюдается тенденция снижения среднего уровня зрелости СВК на начало участия в налоговом мониторинге. Она связана с расширением критериев для участия в налоговом мониторинге: снижением обязательных суммовых критериев для перехода организаций на налоговый мониторинг по доходам и активам и по налогам и обязательностью участия в режиме налогового мониторинга компаний, заключивших СЗПК/СПИК или являющихся участниками ТОР/ОЭЗ.
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера"Проект с ограничениями на применение налоговых льгот участниками ТОР, ОЭЗ, СЭЗ прошел первое чтение (20.10.2025)
Статья: Конституционная география России: как не заблудиться в лабиринтах особых режимов и статусов территорий?
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Система управления на территориях опережающего развития предполагает учреждение управляющей компании - акционерного общества со стопроцентным участием Российской Федерации и (или) его дочернего хозяйственного общества для осуществления функций по управлению ТОР (пункт 5 статьи 2 Федерального закона о ТОР). И хотя участие государства в управляющей компании - акционерном обществе составляет все 100%, можно констатировать, что в данном случае используется частноправовая организационная форма для осуществления задач публичного управления. УК получает на праве собственности или аренды земельные участки, объекты капитального строительства, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в ТОР (статья 9). Кроме того, УК осуществляет полномочия по организации жизнедеятельности на территории, подготавливает предложения об изменении документов территориального планирования муниципальных образований, в границах которых находится ТОР (пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона о ТОР). На УК возлагаются также полномочия по развитию транспортной инфраструктуры, ЖКХ, торговли, соцкультбыта, связи (пункты 2 - 7 части 1 статьи 10 Федерального закона о ТОР), которые в соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении входят в круг полномочий по решению вопросов местного значения. При этом предложенный в Федеральном законе о ТОР перечень таких полномочий не является исчерпывающим: УК осуществляет и иные функции для обеспечения жизнедеятельности лиц на территории опережающего развития (пункт 8 части 1 статьи 10) на основе соглашений о передаче полномочий, которое заключается между уполномоченным федеральным органом, управляющей компанией и соответствующим органом местного самоуправления. И хотя Федеральным законом о ТОР упоминаются только органы городских и сельских поселений, входящих в ТОР, в качестве участников таких соглашений (часть 4 статьи 10 Федерального закона о ТОР), перераспределение компетенции на территориях опережающего развития между управляющей компанией и органами местного самоуправления явно затрагивает и другие муниципальные образования, в границах которых находится ТОР. Поэтому круг возможных участников соглашений со стороны местного самоуправления, очевидно, должен быть расширен.
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Система управления на территориях опережающего развития предполагает учреждение управляющей компании - акционерного общества со стопроцентным участием Российской Федерации и (или) его дочернего хозяйственного общества для осуществления функций по управлению ТОР (пункт 5 статьи 2 Федерального закона о ТОР). И хотя участие государства в управляющей компании - акционерном обществе составляет все 100%, можно констатировать, что в данном случае используется частноправовая организационная форма для осуществления задач публичного управления. УК получает на праве собственности или аренды земельные участки, объекты капитального строительства, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в ТОР (статья 9). Кроме того, УК осуществляет полномочия по организации жизнедеятельности на территории, подготавливает предложения об изменении документов территориального планирования муниципальных образований, в границах которых находится ТОР (пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона о ТОР). На УК возлагаются также полномочия по развитию транспортной инфраструктуры, ЖКХ, торговли, соцкультбыта, связи (пункты 2 - 7 части 1 статьи 10 Федерального закона о ТОР), которые в соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении входят в круг полномочий по решению вопросов местного значения. При этом предложенный в Федеральном законе о ТОР перечень таких полномочий не является исчерпывающим: УК осуществляет и иные функции для обеспечения жизнедеятельности лиц на территории опережающего развития (пункт 8 части 1 статьи 10) на основе соглашений о передаче полномочий, которое заключается между уполномоченным федеральным органом, управляющей компанией и соответствующим органом местного самоуправления. И хотя Федеральным законом о ТОР упоминаются только органы городских и сельских поселений, входящих в ТОР, в качестве участников таких соглашений (часть 4 статьи 10 Федерального закона о ТОР), перераспределение компетенции на территориях опережающего развития между управляющей компанией и органами местного самоуправления явно затрагивает и другие муниципальные образования, в границах которых находится ТОР. Поэтому круг возможных участников соглашений со стороны местного самоуправления, очевидно, должен быть расширен.
Статья: Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях
(Шевелева Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток утверждены актом Правительства РФ <17>, их, собственно, два: первый - планирование нового инвестиционного проекта либо нового вида деятельности; второй - объем планируемых капиталовложений не должен быть менее 5 млн руб. в срок, не превышающий 3 лет со дня включения индивидуального предпринимателя или юридического лица в реестр резидентов свободного порта Владивосток. Предусмотренные в Постановлении обстоятельства критериями отбора признать достаточно сложно, это скорее условия, которые должны быть выполнены резидентом, причем в будущем <18>. Таким образом, для получения статуса резидента специальных усилий от соискателя не требуется, оно максимально облегчено, однако дальнейшее соблюдение всех условий и ограничений может оказаться проблематичным и конфликтным, особенно если нарушения будут выявляться в процессе налогового контроля <19>. Одним из таких конфликтообразующих факторов является действие срока применения пониженных ставок в зависимости от момента получения первой прибыли. Льготный период применения пониженных ставок ("пять плюс пять") действует с момента получения первой прибыли, такое условие применяется и к другим ситуациям налоговых преференций (резиденты ТОСЭР, участники РИП и СПИК), что указывает на особое внимание законодателя к данному обстоятельству. В 2019 г. в статью 284.4 НК РФ было внесено изменение, определяющее понятие первой прибыли для резидентов ТОСЭР и резидентов свободного порта Владивосток <20>. Ключевыми моментами, образующими первую прибыль, являются, во-первых, положительная разница между доходами и расходами; во-вторых, привязка к видам деятельности, отраженным в соглашении об осуществлении деятельности; в-третьих, началом расчета первой прибыли определен момент включения в реестр резидентов; в-четвертых, курсовые разницы не учитываются ни в составе доходов, ни в составе расходов. Таким образом, если предпринимательская деятельность привела к положительному экономическому результату, то для целей поддержки инвестора и дальнейшего развития его деятельности включается механизм налоговых преференций. Вместе с тем если хозяйственная деятельность не приносит результата, то встает вопрос о том, как долго сохраняется право на пониженные ставки налога на прибыль организаций. Этот вопрос не сразу нашел свое законодательное регулирование, но в 2017 г. <21> в ст. 284.4 НК РФ было включено правило, ограничивающее период ожидания первой прибыли тремя годами, и начиная с четвертого (пятого или шестого налогового периода в зависимости от объема инвестиций) года десятилетний период права на использование пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций начинает "сгорать". Поскольку данное нововведение ухудшает положение налогоплательщика, то, надо полагать, действовать с обратной силой оно не может.
(Шевелева Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток утверждены актом Правительства РФ <17>, их, собственно, два: первый - планирование нового инвестиционного проекта либо нового вида деятельности; второй - объем планируемых капиталовложений не должен быть менее 5 млн руб. в срок, не превышающий 3 лет со дня включения индивидуального предпринимателя или юридического лица в реестр резидентов свободного порта Владивосток. Предусмотренные в Постановлении обстоятельства критериями отбора признать достаточно сложно, это скорее условия, которые должны быть выполнены резидентом, причем в будущем <18>. Таким образом, для получения статуса резидента специальных усилий от соискателя не требуется, оно максимально облегчено, однако дальнейшее соблюдение всех условий и ограничений может оказаться проблематичным и конфликтным, особенно если нарушения будут выявляться в процессе налогового контроля <19>. Одним из таких конфликтообразующих факторов является действие срока применения пониженных ставок в зависимости от момента получения первой прибыли. Льготный период применения пониженных ставок ("пять плюс пять") действует с момента получения первой прибыли, такое условие применяется и к другим ситуациям налоговых преференций (резиденты ТОСЭР, участники РИП и СПИК), что указывает на особое внимание законодателя к данному обстоятельству. В 2019 г. в статью 284.4 НК РФ было внесено изменение, определяющее понятие первой прибыли для резидентов ТОСЭР и резидентов свободного порта Владивосток <20>. Ключевыми моментами, образующими первую прибыль, являются, во-первых, положительная разница между доходами и расходами; во-вторых, привязка к видам деятельности, отраженным в соглашении об осуществлении деятельности; в-третьих, началом расчета первой прибыли определен момент включения в реестр резидентов; в-четвертых, курсовые разницы не учитываются ни в составе доходов, ни в составе расходов. Таким образом, если предпринимательская деятельность привела к положительному экономическому результату, то для целей поддержки инвестора и дальнейшего развития его деятельности включается механизм налоговых преференций. Вместе с тем если хозяйственная деятельность не приносит результата, то встает вопрос о том, как долго сохраняется право на пониженные ставки налога на прибыль организаций. Этот вопрос не сразу нашел свое законодательное регулирование, но в 2017 г. <21> в ст. 284.4 НК РФ было включено правило, ограничивающее период ожидания первой прибыли тремя годами, и начиная с четвертого (пятого или шестого налогового периода в зависимости от объема инвестиций) года десятилетний период права на использование пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций начинает "сгорать". Поскольку данное нововведение ухудшает положение налогоплательщика, то, надо полагать, действовать с обратной силой оно не может.
Статья: Стимулирование научной и инновационной деятельности посредством налоговых преференций
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Что касается иных специальных налогово-правовых преференциальных режимов, предусмотренных для резидентов (участников, сторон) территории опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток, свободной экономической зоны, регионального инвестиционного проекта, специального инвестиционного контракта, то они непосредственно не направлены на стимулирование именно научной и инновационной деятельности; их предмет правового воздействия более широкий, который при этом не исключает осуществление указанными субъектами НИОКР <24>.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Что касается иных специальных налогово-правовых преференциальных режимов, предусмотренных для резидентов (участников, сторон) территории опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток, свободной экономической зоны, регионального инвестиционного проекта, специального инвестиционного контракта, то они непосредственно не направлены на стимулирование именно научной и инновационной деятельности; их предмет правового воздействия более широкий, который при этом не исключает осуществление указанными субъектами НИОКР <24>.
Готовое решение: Налоговый мониторинг
(КонсультантПлюс, 2025)3 Указывается признак участия: 0 - нет, 1 - государственное участие; 2 - участник соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), 3 - участник промышленного кластера, 4 - организация является государственным или муниципальным учреждением, 5 - резидент территории опережающего развития (ТОР), 6 - резидент свободного порта Владивосток, 7 - резидент Арктической зоны Российской Федерации, 8 - резидент особой экономической зоны.
(КонсультантПлюс, 2025)3 Указывается признак участия: 0 - нет, 1 - государственное участие; 2 - участник соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), 3 - участник промышленного кластера, 4 - организация является государственным или муниципальным учреждением, 5 - резидент территории опережающего развития (ТОР), 6 - резидент свободного порта Владивосток, 7 - резидент Арктической зоны Российской Федерации, 8 - резидент особой экономической зоны.
Статья: Российский аналог Pillar 2: какие грядут изменения
(Соловьева Е., Кузнецова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 20)Все стабилизационные оговорки (для участников СПИК, резидентов ТОР, СПВ, ОЭЗ, СЗПК, МХК) не будут распространяться на новые правила налогообложения участников МГК, в том числе и для тех, кто получил льготный статус ранее.
(Соловьева Е., Кузнецова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 20)Все стабилизационные оговорки (для участников СПИК, резидентов ТОР, СПВ, ОЭЗ, СЗПК, МХК) не будут распространяться на новые правила налогообложения участников МГК, в том числе и для тех, кто получил льготный статус ранее.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)1) присвоение статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области, предусматривающего налоговые преференции по налогу на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области (с 1 января 2024 года применение инвестиционного налогового вычета) в комплексе с освобождением от уплаты налога на имущество организаций; 2) предоставление инвестиционного налогового кредита (изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль с последующей уплатой суммы кредита и процентов в размере от одной второй до трех четвертых ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации); 3) присвоение статуса участника регионального инвестиционного проекта (далее - РИП) с применением пониженной ставки налога на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области в размере 10%; 4) присвоение статуса участника РИП в сфере туризма (применение инвестиционного налогового вычета, освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период); 5) преференции для участников ТОР: освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период (с даты постановки имущества на баланс), ставка по налогу на прибыль 5% на пятилетний период, считая с периода получения первой прибыли, и 10% в течение последующих пяти лет; 6) преференции для участников ОЭЗ ППТ "Титановая долина": освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость на ввозимое производственное оборудование и компоненты, налогов на имущество, на землю, транспортного налога, применение пониженной ставки по налогу на прибыль в рамках полномочий Свердловской области, которая составляет в течение первых десяти налоговых периодов - 2%, на следующие пять лет - 7%, в дальнейшем - 15,5%; 7) налоговые льготы для отдельных категорий инвесторов, включая льготы по уплате налога на имущество (полное освобождение или пониженные ставки) для гостиничного бизнеса, компаний в сфере потребительской кооперации, пассажирского транспорта (внутригородские, пригородные перевозки), производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, научных организаций; 8) специальные налоговые режимы для субъектов МСП: пониженные ставки для применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему. Также детальная информация о мерах поддержки МСП, в том числе регионального уровня, размещена в сети Интернет на федеральном портале https://мойбизнес.рф.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)1) присвоение статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области, предусматривающего налоговые преференции по налогу на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области (с 1 января 2024 года применение инвестиционного налогового вычета) в комплексе с освобождением от уплаты налога на имущество организаций; 2) предоставление инвестиционного налогового кредита (изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль с последующей уплатой суммы кредита и процентов в размере от одной второй до трех четвертых ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации); 3) присвоение статуса участника регионального инвестиционного проекта (далее - РИП) с применением пониженной ставки налога на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области в размере 10%; 4) присвоение статуса участника РИП в сфере туризма (применение инвестиционного налогового вычета, освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период); 5) преференции для участников ТОР: освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период (с даты постановки имущества на баланс), ставка по налогу на прибыль 5% на пятилетний период, считая с периода получения первой прибыли, и 10% в течение последующих пяти лет; 6) преференции для участников ОЭЗ ППТ "Титановая долина": освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость на ввозимое производственное оборудование и компоненты, налогов на имущество, на землю, транспортного налога, применение пониженной ставки по налогу на прибыль в рамках полномочий Свердловской области, которая составляет в течение первых десяти налоговых периодов - 2%, на следующие пять лет - 7%, в дальнейшем - 15,5%; 7) налоговые льготы для отдельных категорий инвесторов, включая льготы по уплате налога на имущество (полное освобождение или пониженные ставки) для гостиничного бизнеса, компаний в сфере потребительской кооперации, пассажирского транспорта (внутригородские, пригородные перевозки), производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, научных организаций; 8) специальные налоговые режимы для субъектов МСП: пониженные ставки для применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему. Также детальная информация о мерах поддержки МСП, в том числе регионального уровня, размещена в сети Интернет на федеральном портале https://мойбизнес.рф.