Учебная нагрузка учителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Учебная нагрузка учителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 151 "Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором" Трудового кодекса РФ"Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 60.2, 72, 151 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что педагогическую нагрузку учителя физики в количестве 5 часов в неделю истец выполнял временно в течение 2021 - 2022 учебного года на условия совмещения в соответствии с заключенным дополнительным соглашением от 01 сентября 2021 года; ввиду отсутствия на 01 сентября 2022 года вакансии учителя физики, соглашение между истцом и работодателем о выполнении дополнительной работы по должности учителя физики на 2022 - 2023 год не заключалось; педагогическая нагрузка истца по должности педагога дополнительного образования на 2022 - 2023 год не изменялась, заработная плата истцу выплачивается в соответствии с трудовым договором, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72 "Изменение определенных сторонами условий трудового договора" Трудового кодекса РФ"Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 60.2, 72, 151 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что педагогическую нагрузку учителя физики в количестве 5 часов в неделю истец выполнял временно в течение 2021 - 2022 учебного года на условия совмещения в соответствии с заключенным дополнительным соглашением от 01 сентября 2021 года; ввиду отсутствия на 01 сентября 2022 года вакансии учителя физики, соглашение между истцом и работодателем о выполнении дополнительной работы по должности учителя физики на 2022 - 2023 год не заключалось; педагогическая нагрузка истца по должности педагога дополнительного образования на 2022 - 2023 год не изменялась, заработная плата истцу выплачивается в соответствии с трудовым договором, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Учитель может уволиться только сам?
(Пластинина Н.)
("Трудовое право", 2019, N 11)3. Времена, когда в образовательной сфере все педагоги работали десятилетиями на одном и том же месте, увы, уже прошли. Экономика диктует приоритеты изучаемых дисциплин. Так, например, очень модным стало направление изучения китайского языка и культуры. С учетом этих тенденций меняется и учебная нагрузка учителей и даже потребность в их количестве. Современный учитель, увы, может быть уволен не только по собственному желанию.
(Пластинина Н.)
("Трудовое право", 2019, N 11)3. Времена, когда в образовательной сфере все педагоги работали десятилетиями на одном и том же месте, увы, уже прошли. Экономика диктует приоритеты изучаемых дисциплин. Так, например, очень модным стало направление изучения китайского языка и культуры. С учетом этих тенденций меняется и учебная нагрузка учителей и даже потребность в их количестве. Современный учитель, увы, может быть уволен не только по собственному желанию.
Статья: Квалификация злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 Уголовного кодекса России) с учетом специальных норм
(Борков В.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)Суд кассационной инстанции не согласился с квалификацией действий директора школы по ч. 1 ст. 285 УК РФ, которая в целях исключения срыва учебного процесса. согласилась с условиями учителя ФИО11, замещавшей учителя ФИО13, не издавать официальный приказ на замену учителей. При этом учитель ФИО13, заработная плата которой была выше заработной платы учителя ФИО11, должна была оплачивать последней часы замещения, не издавая приказа". В Определении указано, что суд "...не аргументировал в описательно-мотивировочной части приговора, в чем же все-таки выражается нарушение нормальной деятельности <данные изъяты> "<данные изъяты>" как последствие преступления, являющееся оценочным критерием. Указав в приговоре при описании преступления на необоснованное увеличение нагрузки учителей в данном учебном заседании, суд оставил без внимания показания свидетелей ФИО11 и ФИО13 о том, что ФИО12 перечисляла денежные средства замещавшей ее ФИО11, не возражавшей против замещения. Сказалось ли замещение ФИО13 на нагрузке иных учителей школы, из материалов дела не видно" <13>. В приведенном примере нарушение директором школы нормативных актов, регламентирующих организацию учебного процесса, не повлекло за собой нарушение законных интересов субъектов образовательных отношений, а также имущественных интересов государства. Комментируемый проступок директора школы несопоставим по общественной опасности и с преступлениями, предусмотренными альтернативно-специальными видами злоупотребления должностными полномочиями. Применительно к комментируемому событию следует обратить внимание на ст. 143 УК РФ, предусматривающую ответственность за "нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека", а также на ст. 145 УК РФ, карающую за частичную невыплату заработной платы свыше трех месяцев и ее полную невыплату свыше двух месяцев.
(Борков В.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)Суд кассационной инстанции не согласился с квалификацией действий директора школы по ч. 1 ст. 285 УК РФ, которая в целях исключения срыва учебного процесса. согласилась с условиями учителя ФИО11, замещавшей учителя ФИО13, не издавать официальный приказ на замену учителей. При этом учитель ФИО13, заработная плата которой была выше заработной платы учителя ФИО11, должна была оплачивать последней часы замещения, не издавая приказа". В Определении указано, что суд "...не аргументировал в описательно-мотивировочной части приговора, в чем же все-таки выражается нарушение нормальной деятельности <данные изъяты> "<данные изъяты>" как последствие преступления, являющееся оценочным критерием. Указав в приговоре при описании преступления на необоснованное увеличение нагрузки учителей в данном учебном заседании, суд оставил без внимания показания свидетелей ФИО11 и ФИО13 о том, что ФИО12 перечисляла денежные средства замещавшей ее ФИО11, не возражавшей против замещения. Сказалось ли замещение ФИО13 на нагрузке иных учителей школы, из материалов дела не видно" <13>. В приведенном примере нарушение директором школы нормативных актов, регламентирующих организацию учебного процесса, не повлекло за собой нарушение законных интересов субъектов образовательных отношений, а также имущественных интересов государства. Комментируемый проступок директора школы несопоставим по общественной опасности и с преступлениями, предусмотренными альтернативно-специальными видами злоупотребления должностными полномочиями. Применительно к комментируемому событию следует обратить внимание на ст. 143 УК РФ, предусматривающую ответственность за "нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека", а также на ст. 145 УК РФ, карающую за частичную невыплату заработной платы свыше трех месяцев и ее полную невыплату свыше двух месяцев.
Нормативные акты
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601
(ред. от 13.05.2019)
"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204)II. Определение учебной нагрузки учителей
(ред. от 13.05.2019)
"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204)II. Определение учебной нагрузки учителей
"Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2024 - 2026 годы"
(утв. Минпросвещения России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 27.03.2024)
(вместе с "Рекомендациями о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах положений об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях")а) обеспечения порядка учета при оплате труда фактически определенного в установленном порядке объема учебной нагрузки учителей, преподавателей, педагогов и старших педагогов дополнительного образования, тренеров и старших тренеров-преподавателей (фактического объема педагогической работы воспитателей, музыкальных руководителей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, концертмейстеров и инструкторов по физической культуре сверх норм часов, установленных за ставку заработной платы), а также всех видов выплат компенсационного характера, гарантируемых педагогическому работнику (в том числе замещающему должность педагогического работника помимо основной работы), включая ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, а также стимулирующие выплаты, носящие обязательный характер;
(утв. Минпросвещения России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 27.03.2024)
(вместе с "Рекомендациями о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах положений об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях")а) обеспечения порядка учета при оплате труда фактически определенного в установленном порядке объема учебной нагрузки учителей, преподавателей, педагогов и старших педагогов дополнительного образования, тренеров и старших тренеров-преподавателей (фактического объема педагогической работы воспитателей, музыкальных руководителей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, концертмейстеров и инструкторов по физической культуре сверх норм часов, установленных за ставку заработной платы), а также всех видов выплат компенсационного характера, гарантируемых педагогическому работнику (в том числе замещающему должность педагогического работника помимо основной работы), включая ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, а также стимулирующие выплаты, носящие обязательный характер;