Учет алкогольной продукции в ЕГАИС
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет алкогольной продукции в ЕГАИС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10.2 "Документы, сопровождающие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции""При этом часть алкогольной продукции (13 бутылок из 53) находилась без ее фиксации в ЕГАИС, а также без документов, подтверждающих легальность производства и оборота указанной алкогольной продукции, то есть с нарушением лицензионных требований, предусмотренных статьей 16 Закона N 171-ФЗ, а именно: без документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ; с нарушением порядка учета алкогольной продукции (без применения программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации об обороте алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему ЕГАИС), предусмотренных статьей 14 Закона N 171-ФЗ; без обязательной маркировки в нарушение статьи 12 Закона N 171-ФЗ.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 187 "Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, налогоплательщик производил и реализовывал неучтенный объем алкогольной продукции, который не отражал в системе ЕГАИС, в декларациях и регистрах бухгалтерского и налогового учета. У общества имелись достаточные производственные мощности, которые позволяли ему производить продукцию в объеме, вменяемом налоговым органом.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, налогоплательщик производил и реализовывал неучтенный объем алкогольной продукции, который не отражал в системе ЕГАИС, в декларациях и регистрах бухгалтерского и налогового учета. У общества имелись достаточные производственные мощности, которые позволяли ему производить продукцию в объеме, вменяемом налоговым органом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие, виды и роль налоговых информационных ресурсов в выявлении и доказывании нарушений налогового законодательства
(Миронов В.Ю., Карамышев Д.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 2)Среди таких цифровых инструментов можно выделить систему взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - система "Платон"), Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС Алкоголь), Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС Лес), Автоматизированную информационную систему "Меркурий" (далее - ФГИС "Меркурий").
(Миронов В.Ю., Карамышев Д.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 2)Среди таких цифровых инструментов можно выделить систему взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - система "Платон"), Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС Алкоголь), Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС Лес), Автоматизированную информационную систему "Меркурий" (далее - ФГИС "Меркурий").
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)2. Учет объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, осуществляется посредством внесения в единую государственную автоматизированную информационную систему информации:
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)2. Учет объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, осуществляется посредством внесения в единую государственную автоматизированную информационную систему информации:
Приказ Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 396
(ред. от 26.11.2024)
"Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2020 N 61890)Зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2020 г. N 61890
(ред. от 26.11.2024)
"Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2020 N 61890)Зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2020 г. N 61890
Статья: Маркировка товаров средствами идентификации как средство борьбы с контрафактом в условиях цифровизации
(Панова А.С.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)В современных условиях государства стремятся развивать необходимый правовой, экономический, технический инструментарий борьбы с контрафактом, во многом основывающийся сегодня на инфраструктуре цифровизации. Основной упор делается на использование различных систем уведомления и прослеживаемости информации о товаре, его происхождении, качестве и т.п. В России действует Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции <13>, Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней <14>, Система голографической маркировки цифровой аудиовизуальной продукции и др. Значимым инструментом борьбы с контрафактом призван выступать институт маркировки товаров средствами идентификации (далее - маркировка товаров).
(Панова А.С.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)В современных условиях государства стремятся развивать необходимый правовой, экономический, технический инструментарий борьбы с контрафактом, во многом основывающийся сегодня на инфраструктуре цифровизации. Основной упор делается на использование различных систем уведомления и прослеживаемости информации о товаре, его происхождении, качестве и т.п. В России действует Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции <13>, Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней <14>, Система голографической маркировки цифровой аудиовизуальной продукции и др. Значимым инструментом борьбы с контрафактом призван выступать институт маркировки товаров средствами идентификации (далее - маркировка товаров).
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при таких обстоятельствах действия уполномоченного органа по отказу в корректировке сведений в системе ЕГАИС противоречат нормам действующего законодательства относительно возможности производителя продукции при отсутствии технической возможности вносить корректировочные сведения, а обществом не нарушен порядок учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при таких обстоятельствах действия уполномоченного органа по отказу в корректировке сведений в системе ЕГАИС противоречат нормам действующего законодательства относительно возможности производителя продукции при отсутствии технической возможности вносить корректировочные сведения, а обществом не нарушен порядок учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
Готовое решение: Каков порядок подачи отчетности участниками алкогольного рынка
(КонсультантПлюс, 2025)Декларацию по форме и формату, утвержденным Приказом N 687, подавайте также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица), ИП. Подайте ее через Интернет в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 4 Порядка представления деклараций, утв. Приказом N 687, п. 28 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2466).
(КонсультантПлюс, 2025)Декларацию по форме и формату, утвержденным Приказом N 687, подавайте также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица), ИП. Подайте ее через Интернет в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 4 Порядка представления деклараций, утв. Приказом N 687, п. 28 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2466).