Учет бесхозяйных объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет бесхозяйных объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Государственное регулирование надежности и безопасности в сфере электроэнергетики и качества электрической энергии" Федерального закона "Об электроэнергетике"
(Арбитражный суд Уральского округа)Общество (ресурсоснабжающая организация; продавец) по договору энергоснабжения поставило предпринимателю (потребитель) электрическую энергию, точкой поставки является площадка завода, на которой расположены две трансформаторные подстанции. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости эти трансформаторные подстанции, а также две кабельные линии к одной трансформаторной подстанции приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимости.
(Арбитражный суд Уральского округа)Общество (ресурсоснабжающая организация; продавец) по договору энергоснабжения поставило предпринимателю (потребитель) электрическую энергию, точкой поставки является площадка завода, на которой расположены две трансформаторные подстанции. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости эти трансформаторные подстанции, а также две кабельные линии к одной трансформаторной подстанции приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимости.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 6 "Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Из содержания указанных норм следует, что при выявлении на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа бесхозяйных сетей, а равно сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, орган местного самоуправления обязан принять меры по постановке данных сетей на учет в качестве бесхозяйного объекта водоотведения, при этом становится участником правоотношений по водоотведению и несет обязанность по определению гарантирующего поставщика в сфере водоснабжения и водоотведения, обслуживающей соответствующие бесхозяйные сети."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как признать право собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество
Готовое решение: Как учитывать нефинансовые активы имущества государственной (муниципальной) казны (счет 0 108 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Как учитывать бесхозяйное движимое имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Как учитывать бесхозяйное движимое имущество
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приказ Росреестра от 15.03.2023 N П/0086
"Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2023 N 74831)Зарегистрировано в Минюсте России 17 августа 2023 г. N 74831
"Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2023 N 74831)Зарегистрировано в Минюсте России 17 августа 2023 г. N 74831
Статья: Особенности государственного кадастрового учета объектов капитального строительства
(Нуприенкова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Также необходимо отметить возможность подготовки технического плана на основании декларации об объекте недвижимости не только в случаях, указанных в части 11 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ (отсутствие обязанности по подготовке проектной документации и получению разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, обеспечение учета бесхозяйных объектов недвижимости, в том числе бесхозяйных линейных объектов), но и в иных предусмотренных этим Законом случаях:
(Нуприенкова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Также необходимо отметить возможность подготовки технического плана на основании декларации об объекте недвижимости не только в случаях, указанных в части 11 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ (отсутствие обязанности по подготовке проектной документации и получению разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, обеспечение учета бесхозяйных объектов недвижимости, в том числе бесхозяйных линейных объектов), но и в иных предусмотренных этим Законом случаях:
Статья: Приобретение права собственности на бесхозяйные линейные объекты в упрощенном порядке
(Мурзин Д.В.)
("Закон", 2023, N 12)В современном российском гражданском праве прочно укоренилась приобретательная давность, давно пропал иммунитет государственной собственности, соответственно, исчезло и монопольное право государства на присвоение бесхозяйного имущества. С учетом этого, а также и того, что теперь публично-правовые образования могут претендовать не на всякое бесхозяйное имущество, а только на недвижимость, смысл специального порядка обращения такой недвижимости в публичную собственность вырисовывается предельно ясно. Уже можно не упоминать о необходимости скорейшего введения бесхозяйных вещей в оборот (с этой целью вполне справляются правила о находке или о приобретательной давности). В современных условиях принятие публично-правовыми образованиями на учет бесхозяйных объектов недвижимости и ускоренное приобретение права собственности на них - это обременение публично-правовых образований в интересах общества, поскольку бесхозяйно содержимые объекты представляют опасность для населения. В ст. 225 ГК РФ речь идет не о привилегии, а о дополнительных обязанностях публичного собственника в общественных интересах.
(Мурзин Д.В.)
("Закон", 2023, N 12)В современном российском гражданском праве прочно укоренилась приобретательная давность, давно пропал иммунитет государственной собственности, соответственно, исчезло и монопольное право государства на присвоение бесхозяйного имущества. С учетом этого, а также и того, что теперь публично-правовые образования могут претендовать не на всякое бесхозяйное имущество, а только на недвижимость, смысл специального порядка обращения такой недвижимости в публичную собственность вырисовывается предельно ясно. Уже можно не упоминать о необходимости скорейшего введения бесхозяйных вещей в оборот (с этой целью вполне справляются правила о находке или о приобретательной давности). В современных условиях принятие публично-правовыми образованиями на учет бесхозяйных объектов недвижимости и ускоренное приобретение права собственности на них - это обременение публично-правовых образований в интересах общества, поскольку бесхозяйно содержимые объекты представляют опасность для населения. В ст. 225 ГК РФ речь идет не о привилегии, а о дополнительных обязанностях публичного собственника в общественных интересах.
Форма: Заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)Заявление подает орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйная недвижимость, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) - их уполномоченные госорганы. С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов могут обратиться также лица, обязанные их эксплуатировать (п. п. 3 - 5 ст. 225 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Заявление подает орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйная недвижимость, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) - их уполномоченные госорганы. С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов могут обратиться также лица, обязанные их эксплуатировать (п. п. 3 - 5 ст. 225 ГК РФ).
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Проведение инвентаризаций необходимо, но вот вопрос: а правомерно ли признание в учете найденных бесхозных объектов?
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Проведение инвентаризаций необходимо, но вот вопрос: а правомерно ли признание в учете найденных бесхозных объектов?
Статья: Приобретение муниципалитетами и эксплуатирующими организациями права собственности на бесхозяйные линейные объекты
(Судариков К.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Сторонники позиции, согласно которой постановка на учет линейного объекта в качестве бесхозяйного является обязанностью муниципального органа, основывали свою аргументацию на том, что и в прежней редакции статьи 225 ГК РФ, и в Порядке принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей [6] в качестве единственного основания для постановки на учет того или иного объекта недвижимости было указано заявление муниципального органа. Следовательно, если ведение учета бесхозяйных объектов рассматривается как право муниципального органа, которое он может и не реализовывать, то это противоречит целям, которые ставятся гражданским законодательством в части выявления бесхозяйного имущества и надзора за ним (см. [7]). Но после предоставления права эксплуатирующим организациям обращаться с заявлением о постановке на учет линейного объекта в качестве бесхозяйного эта аргументация утратила свою актуальность.
(Судариков К.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Сторонники позиции, согласно которой постановка на учет линейного объекта в качестве бесхозяйного является обязанностью муниципального органа, основывали свою аргументацию на том, что и в прежней редакции статьи 225 ГК РФ, и в Порядке принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей [6] в качестве единственного основания для постановки на учет того или иного объекта недвижимости было указано заявление муниципального органа. Следовательно, если ведение учета бесхозяйных объектов рассматривается как право муниципального органа, которое он может и не реализовывать, то это противоречит целям, которые ставятся гражданским законодательством в части выявления бесхозяйного имущества и надзора за ним (см. [7]). Но после предоставления права эксплуатирующим организациям обращаться с заявлением о постановке на учет линейного объекта в качестве бесхозяйного эта аргументация утратила свою актуальность.
Статья: Обеспечение оформления бесхозяйных объектов недвижимого имущества в собственность посредством прокурорского вмешательства
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2021, N 3)Установлено, что ранее на основании заявлений администрации Молчановского района Томской области еще в 2014 г. управление Росреестра по Томской области указанные газопроводы приняло на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества. На этом вся работа органов местного самоуправления была окончена, и права на бесхозяйные газопроводы так и не были оформлены.
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2021, N 3)Установлено, что ранее на основании заявлений администрации Молчановского района Томской области еще в 2014 г. управление Росреестра по Томской области указанные газопроводы приняло на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества. На этом вся работа органов местного самоуправления была окончена, и права на бесхозяйные газопроводы так и не были оформлены.
Статья: Расходы на содержание сетей теплоснабжения органами местного самоуправления: нерешенные вопросы
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Если участок сети является бесхозяйным имуществом (ст. 225 ГК РФ), то ч. 6 ст. 15 Закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") определяет последствия выявления бесхозяйных тепловых сетей, в том числе постановку на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечение кадастровых работ в отношении такого объекта. Впоследствии осуществляется регистрация права собственности за органом местного самоуправления. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган публичной власти организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Если участок сети является бесхозяйным имуществом (ст. 225 ГК РФ), то ч. 6 ст. 15 Закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") определяет последствия выявления бесхозяйных тепловых сетей, в том числе постановку на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечение кадастровых работ в отношении такого объекта. Впоследствии осуществляется регистрация права собственности за органом местного самоуправления. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган публичной власти организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
Вопрос: О стоимости бесхозяйного недвижимого имущества при признании в бюджетном учете его в составе недвижимого имущества казны муниципального района по решению суда.
(Письмо Минфина России от 26.06.2025 N 02-07-08/62638)Учитывая изложенное, для бесхозяйного объекта недвижимости, в отношении которого принято решение о признании права муниципальной собственности, в качестве надежной оценки (справедливой стоимости) может приниматься кадастровая стоимость объекта недвижимости при условии отсутствия возможности получения информации о справедливой стоимости объекта недвижимости иными способами, что не противоречит положениям федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.
(Письмо Минфина России от 26.06.2025 N 02-07-08/62638)Учитывая изложенное, для бесхозяйного объекта недвижимости, в отношении которого принято решение о признании права муниципальной собственности, в качестве надежной оценки (справедливой стоимости) может приниматься кадастровая стоимость объекта недвижимости при условии отсутствия возможности получения информации о справедливой стоимости объекта недвижимости иными способами, что не противоречит положениям федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.