Учет музейных ценностей
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет музейных ценностей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Tempus omnia revelat? Использование возрастного критерия для отнесения недвижимости к объектам культурного наследия
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)<19> Помимо ограничений, связанных с невозможностью физически изменять объект, являющийся культурной ценностью, итальянское законодательство предусматривает и ограничение оборотоспособности культурных ценностей, заключающееся в наличии у государства преимущественного права покупки культурных ценностей, которыми собственник желает распорядиться. В отличие от российского законодательства, в котором преимущественное право покупки принадлежит государству только в отношении поставленных на учет и отчуждаемых собственниками движимых культурных ценностей (музейных предметов, зарегистрированных в негосударственной части Музейного фонда РФ (см. ст. 25 Закона РФ от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"), в Италии указанное право распространяется как на движимые, так и на недвижимые культурные ценности. Такое положение дел приводит к существенному затруднению оборота этих объектов и снижению их рыночной стоимости - даже если государство не желает их выкупать, время на соблюдение всех процедур оказывается значительным. Этим отчасти объясняется и установление рассматриваемого возрастного ценза.
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)<19> Помимо ограничений, связанных с невозможностью физически изменять объект, являющийся культурной ценностью, итальянское законодательство предусматривает и ограничение оборотоспособности культурных ценностей, заключающееся в наличии у государства преимущественного права покупки культурных ценностей, которыми собственник желает распорядиться. В отличие от российского законодательства, в котором преимущественное право покупки принадлежит государству только в отношении поставленных на учет и отчуждаемых собственниками движимых культурных ценностей (музейных предметов, зарегистрированных в негосударственной части Музейного фонда РФ (см. ст. 25 Закона РФ от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"), в Италии указанное право распространяется как на движимые, так и на недвижимые культурные ценности. Такое положение дел приводит к существенному затруднению оборота этих объектов и снижению их рыночной стоимости - даже если государство не желает их выкупать, время на соблюдение всех процедур оказывается значительным. Этим отчасти объясняется и установление рассматриваемого возрастного ценза.
Статья: К вопросу об охраноспособности фотографий предметов музейной коллекции
(Михайлова Н.С., Мартьянова Е.Ю.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 11)4) субъект и цель создания фотоснимка. С учетом необходимости использования фотографий культурных ценностей музеем для целей инвентаризации, учета, экспертизы, реставрации и пр. [12] закрепление за музеем права создания фотоснимков предмета музейной коллекции, независимо от судьбы исключительного права на произведение, воплощенного в таком предмете, мыслится оправданным. Однако установление полной монополии и абсолютного права музея разрешать или запрещать фотосъемку коллекции не согласуется с закрепленным в Конституции РФ правом каждого гражданина на доступ к культурным ценностям (п. 2 ст. 44), с положениями части четвертой ГК РФ.
(Михайлова Н.С., Мартьянова Е.Ю.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 11)4) субъект и цель создания фотоснимка. С учетом необходимости использования фотографий культурных ценностей музеем для целей инвентаризации, учета, экспертизы, реставрации и пр. [12] закрепление за музеем права создания фотоснимков предмета музейной коллекции, независимо от судьбы исключительного права на произведение, воплощенного в таком предмете, мыслится оправданным. Однако установление полной монополии и абсолютного права музея разрешать или запрещать фотосъемку коллекции не согласуется с закрепленным в Конституции РФ правом каждого гражданина на доступ к культурным ценностям (п. 2 ст. 44), с положениями части четвертой ГК РФ.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В перечень основных учетных документов включена книга специального учета перемещенных культурных ценностей, включенных в состав Музейного фонда (далее - КСУ).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В перечень основных учетных документов включена книга специального учета перемещенных культурных ценностей, включенных в состав Музейного фонда (далее - КСУ).
Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Порядок приобретения, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, перевозки и транспортирования оружия, имеющего культурную ценность, государственными и муниципальными музеями устанавливается Правительством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Порядок приобретения, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, перевозки и транспортирования оружия, имеющего культурную ценность, государственными и муниципальными музеями устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья: Вопросы реализации судопроизводства в дистанционном формате
(Новопашина Н.Н.)
("Российский судья", 2024, N 11)Сегодня информатизация затрагивает все сферы общественной жизни, в том числе и те, в которые она на первый взгляд не может проникнуть. Например, традиционно вопросы доступа к культурным ценностям являлись сферами офлайн, т.е., чтобы увидеть музейные предметы, нужно приехать в музей (фото не учитываются). Однако развитие технологий теперь дает возможность посетить виртуальную экскурсию, не выходя из дома.
(Новопашина Н.Н.)
("Российский судья", 2024, N 11)Сегодня информатизация затрагивает все сферы общественной жизни, в том числе и те, в которые она на первый взгляд не может проникнуть. Например, традиционно вопросы доступа к культурным ценностям являлись сферами офлайн, т.е., чтобы увидеть музейные предметы, нужно приехать в музей (фото не учитываются). Однако развитие технологий теперь дает возможность посетить виртуальную экскурсию, не выходя из дома.
Статья: Финансирование музеев. Мнения
(Ямпольская Е., Горушкина С., Абанкина Т., Безруков А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)Полагаем, что системные замечания к организации формирования, реализации и контроля расходования средств и текущего выполнения госзадания, некорректность данных учета и недостаточность методического обеспечения процесса во многом связаны с процессом внедрения изменений, внесенных Минфином России в базовые принципы учета музейных предметов - введением бухгалтерского учета музейных предметов. Это привело к перегибам на местах, нарушению сложившейся системы учета (фактическое ведение тройного учета), дублированию учетных функций музея, обеспечивающих как комплектование, учет и сверку наличия музейных предметов, так и проведение выставочных мероприятий и организацию реставрации музейных предметов. При этом происходит вымывание смыслов основной деятельности музея с потерей целей и качества государственного учета музейных предметов, проведения сверок фактического наличия и сохранности музейных предметов и государственного контроля за сохранением Музейного фонда Российской Федерации в целом. Крайне необходимо нормативно установить баланс (разделение процедур) двухступенчатого, с использованием Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, государственного учета музейных предметов и бухгалтерского учета особо ценного имущества.
(Ямпольская Е., Горушкина С., Абанкина Т., Безруков А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)Полагаем, что системные замечания к организации формирования, реализации и контроля расходования средств и текущего выполнения госзадания, некорректность данных учета и недостаточность методического обеспечения процесса во многом связаны с процессом внедрения изменений, внесенных Минфином России в базовые принципы учета музейных предметов - введением бухгалтерского учета музейных предметов. Это привело к перегибам на местах, нарушению сложившейся системы учета (фактическое ведение тройного учета), дублированию учетных функций музея, обеспечивающих как комплектование, учет и сверку наличия музейных предметов, так и проведение выставочных мероприятий и организацию реставрации музейных предметов. При этом происходит вымывание смыслов основной деятельности музея с потерей целей и качества государственного учета музейных предметов, проведения сверок фактического наличия и сохранности музейных предметов и государственного контроля за сохранением Музейного фонда Российской Федерации в целом. Крайне необходимо нормативно установить баланс (разделение процедур) двухступенчатого, с использованием Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, государственного учета музейных предметов и бухгалтерского учета особо ценного имущества.
Статья: Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом
(Тарасова Е.А.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 1)- приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд РФ, включаются в состав прочих расходов в полной сумме в момент приобретения указанных объектов;
(Тарасова Е.А.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 1)- приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд РФ, включаются в состав прочих расходов в полной сумме в момент приобретения указанных объектов;
Статья: Финансирование музеев. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Павлова О., Козлова Н., Коваленко Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)В ходе контрольных мероприятий мы проверили сохранность музейных предметов и установили, что в музеях отсутствует аналитический учет музейных ценностей на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". В отдельных случаях на экспонатах отсутствовали необходимые обозначения, как того требует инструкция по учету музейных предметов. Также мы обнаружили, что некоторые предметы не были отнесены к разряду особо ценного движимого имущества.
(Павлова О., Козлова Н., Коваленко Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)В ходе контрольных мероприятий мы проверили сохранность музейных предметов и установили, что в музеях отсутствует аналитический учет музейных ценностей на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". В отдельных случаях на экспонатах отсутствовали необходимые обозначения, как того требует инструкция по учету музейных предметов. Также мы обнаружили, что некоторые предметы не были отнесены к разряду особо ценного движимого имущества.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка формирования и использования бюджетных ассигнований, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными музеями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, в 2020 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)В нарушение установленных требований <91> Музеем Востока учет музейных ценностей осуществляется на забалансовом счете 01 в составе единого объекта имущества.
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)В нарушение установленных требований <91> Музеем Востока учет музейных ценностей осуществляется на забалансовом счете 01 в составе единого объекта имущества.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наследование оружия будет различаться в зависимости от его вида. Так, наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия. Для дарения и наследования списанного оружия наличие у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия не требуется. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел. Наследование оружия, имеющего культурную ценность, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом положений Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона об оружии.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наследование оружия будет различаться в зависимости от его вида. Так, наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия. Для дарения и наследования списанного оружия наличие у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия не требуется. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел. Наследование оружия, имеющего культурную ценность, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом положений Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона об оружии.
Статья: Проблемные аспекты наследования объектов, представляющих культурную ценность
(Беляева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)В заключение следует отметить, что в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход к решению вопросов наследования представляющих культурную ценность объектов с учетом всех составляющих их режима. Уточнение положений законодательства о наследовании объектов, представляющих музейную ценность, и их самостоятельное регулирование в рамках ГК РФ позволят устранить правовую неопределенность, возникающую при оформлении наследственных прав на такие объекты, а также обеспечить их переход к наследникам и гарантировать их сохранность.
(Беляева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)В заключение следует отметить, что в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход к решению вопросов наследования представляющих культурную ценность объектов с учетом всех составляющих их режима. Уточнение положений законодательства о наследовании объектов, представляющих музейную ценность, и их самостоятельное регулирование в рамках ГК РФ позволят устранить правовую неопределенность, возникающую при оформлении наследственных прав на такие объекты, а также обеспечить их переход к наследникам и гарантировать их сохранность.