Учет ндс в торговле

Подборка наиболее важных документов по запросу Учет ндс в торговле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДС, придя к выводу о неправомерном предъявлении предпринимателем к вычету НДС ввиду отсутствия ведения раздельного учета НДС по оптовой торговле, по которой применяется общая система налогообложения, и розничной торговле, по которой применяется система налогообложения в виде ЕНВД. Суд признал доначисление правомерным, указав, что в данном случае получение вычета по НДС напрямую зависит от наличия раздельного учета в силу п. 4 ст. 170 НК РФ. Вместе с тем в ходе судебного разбирательства было установлено, что специфика деятельности предпринимателя предполагает возможность использования товара, приобретенного по одному счету-фактуре и товарной накладной, в операциях как для деятельности, облагаемой НДС, так и для деятельности, облагаемой ЕНВД. Представленные в ходе проверки документы не позволили инспекции определить, какой товар был реализован в розницу, а какой - оптовым покупателям. Проанализировав представленную налогоплательщиком учетную политику, суд пришел к выводу, что какой-либо конкретной методики ведения раздельного учета НДС применительно к оптовой и розничной торговле учетная политика предпринимателя не раскрывает, определяя лишь общее положение о таком учете на счетах бухгалтерского учета. Суд указал, что из представленных документов невозможно установить, что вычеты заявлены предпринимателем по товарам, используемым исключительно в операциях, подлежащих обложению НДС. Само по себе отражение счетов-фактур, по которым предпринимателем заявлены вычеты, в книге покупок, карточке счета 19 (по субсчету 19.3), в журнале учета полученных счетов-фактур не свидетельствует об использовании товара исключительно в оптовой торговле. Так же как и наличие выставленных контрагентами счетов-фактур на большие суммы поставок, чем операции, по которым заявлены налоговые вычеты, не служит самостоятельным основанием обоснованности применения вычетов по НДС.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 154 "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Вследствие отказа страхователей (выгодоприобретателей) юридических лиц от своих прав на застрахованное имущество (в случае его гибели) в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы согласно п. 5 ст. 10 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" обществу (как страховщику) были переданы права собственности на годные остатки транспортных средств (автомобилей) согласно счетам-фактурам. При дальнейшей реализации годных остатков транспортных средств общество определило налоговую базу в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ (по "межценовой разнице") и рассчитало соответствующие суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет, по расчетной ставке 20/120 в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ, что, по мнению инспекции, привело к неуплате НДС. Общество в целях учета сумм налога, уплаченных поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам) согласно своей учетной политике, применяло п. 5 ст. 170 НК РФ, в соответствии с которым суммы предъявленного налога подлежат включению в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, и учитывало остатки транспортных средств с учетом НДС в цене товара. При дальнейшей реализации данного имущества налоговая база определялась обществом на основании п. 3 ст. 154 НК РФ как разница между ценой реализуемого имущества с учетом НДС и стоимостью (остаточной стоимостью) этого имущества. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что общество неправомерно одновременно учитывало в полном объеме НДС в составе затрат при исчислении налога на прибыль и при определении налоговой базы по НДС в виде разницы между ценой реализации имущества с учетом уплаченного налога и стоимостью реализуемого имущества. Общество неправомерно не исчисляло НДС по операциям, связанным с приобретением годных остатков транспортных средств, поскольку спорные годные остатки транспортных средств в деятельности, освобождаемой от налогообложения, не использовались и операции по реализации спорных ГОТС не являются услугами по страхованию, сострахованию и перестрахованию (по смыслу подп. 7 и 7.1 п. 3 ст. 149 НК РФ), соответственно, отнесение указанных операций к деятельности, освобождаемой от обложения НДС, является ошибочным. Налоговую базу при реализации ГОТС обществу следовало рассчитывать не согласно положениям п. 3 ст. 154 НК РФ (как разницу между ценой реализуемого имущества с учетом НДС и стоимостью ((остаточной стоимостью) этого имущества), а согласно п. 1 ст. 154 НК РФ, то есть исходя из полной стоимости реализуемых ГОТС и предъявлять покупателю НДС по ставке 20 процентов. Передача права собственности страховой компании на годные остатки производится не в порядке ст. 236 ГК РФ как отказ от собственности, а в порядке купли-продажи данных годных остатков, поскольку право собственности на них передаются в обмен на выплату застрахованному лицу страхового возмещения в виде полной страховой стоимости застрахованного транспортного средства, что является по существу встречным представлением. При приобретении ГОТС у юридических лиц-плательщиков НДС общество не вправе учитывать предъявленный налог в стоимости этих ГОТС, поскольку данное имущество не использовалось в освобождаемой от налогообложения деятельности (страховой).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 N 156
(ред. от 16.12.2022)
"Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики"
в) облигации, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, для их отнесения к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики должны быть выпущены (эмитированы) российской организацией - эмитентом облигаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (далее - эмитент облигаций), предельное значение выручки которого (без учета налога на добавленную стоимость) от реализации товаров (работ, услуг) за завершенный календарный год, предшествующий дню включения в список ценных бумаг, допущенных к торгам, с указанием об инновационном секторе не превышает 75 млрд. рублей;
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)
1. Организации (за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций, организаций, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролирующими лицами контролируемых иностранных компаний, и налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.